«Воздух, ветер»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Пахоменко Ксения Николаевна

Цель: Формирование у детей первоначальных экологических знаний по направлению «Климат» через знакомство с явлением «ветер».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на метеоплощадке в старшей группе зимой «Воздух, ветер»

Цель: Формирование у детей первоначальных экологических знаний по направлению «Климат» через знакомство с явлением «ветер».

Задачи.

Образовательные:

  1. Расширить, конкретизировать и систематизировать знания детей о ветре, как движении воздуха посредством метеоплощадки.
  2. Формировать представление детей о значении ветра в жизни человека, растительного и животного мира.
  3. Учить наблюдать за явлениями неживой природы, анализировать и делать выводы, обнаруживать воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость, формировать представление о ветре, как о движении воздуха.
  4. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога, с приборами – помощниками для измерения силы и направления ветра – ветряной конус, анемометр.

Развивающие:

  1. Развивать умение прогнозировать погоду, учить самостоятельно делать выводы по итогам наблюдения, опыта.
  2. Развивать способность к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию экологической культуры детей и взрослых.
  2. Воспитывать ответственное отношение к себе как к части природы и к собственному здоровью.
  3. Воспитывать наблюдательность, необходимость замечать изменения в погоде и одеваться в соответствии с этими изменениями.

Предварительная работа: разучивание отрывка поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «Ветер, ветер ты могуч», дыхательная гимнастика «Сильный, слабый ветер», во время прогулок наблюдение за ветром, разучивание подвижной игры «Листики и ветер», просмотр отрывка из м/ф «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Беседа «Ветер. Какой он?» Прослушивание и разучивание песни «А ну-ка песню нам пропой весёлый ветер» Исаака Дунаевского.

Погодные условия: умеренный ветер.

Оборудование: Оборудование метеоплощадки (метеостенд, ветряной конус, анемометр), воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги, ленты.

Ход занятия

Дети и воспитатель выходят на метеоплощадку.

Воспитатель: Ребята, какая сегодня погода? Есть ли сегодня ветер?

Ответы детей. Дети отмечают состояние погоды на метеостенде.

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель: Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Можем ли мы его увидеть? Как узнать, есть ли воздух вокруг? Ответы детей.

Игровое упражнение «Почувствуй воздух».

Дети машут руками возле своего лица. Воспитатель спрашивает, что чувствуют дети. Вывод: воздуха мы не видим, но он окружает нас.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть прозрачную пластиковую бутылку.

Воспитатель: Как вы думаете, эта бутылка пустая? Как мы можем это проверить?

Эксперимент «Воздух в предметах»

Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный целлофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Воспитатель: Ребята, что произошло? Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите еще предметы, которые заполнены воздухом?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие предметы человек может заполнить воздухом?

Ответы детей (мяч, шины автомобиля, велосипеда, воздушные шарики).

Воспитатель: Давайте проверим, наполним воздухом воздушные шарики.

Дети надувают воздушные шарики. Воспитатель задаёт вопрос: чем мы заполняем шарики? Ответы детей.

Воспитатель: Верно, мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Наблюдение: «Ветер и ленты».

В безветренном месте воспитатель раздаёт детям ленты. Предлагает посмотреть на них. Шевелятся ли они? Ответы детей.

Воспитатель: Давайте поиграем лентами, подуем на них, покачаем (делает различные движения). Это мы шевелим лентами.

Воспитатель предлагает выйти на площадку и тихо постоять, обращает внимание на ленты.

Воспитатель: Что шевелит ленты? Ответы детей.

Воспитатель: Верно, это ветер.

Воспитатель вместе с детьми читает отрывок «Ветер, ветер, ты могуч»:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Воспитатель: Ветер – это движение воздуха. Ветер может быть сильным или слабым. Посмотрите вокруг, как мы можем увидеть ветер? Ответы детей.

Воспитатель: Верно, ветер вращает вертушки, наполняет ветроуказатель, качает деревья и траву, срывает и кружит листочки. Ветер - движение воздуха, которое мы можем чувствовать. Если ветер сильный, то его можно почувствовать даже всем телом – он толкает, сбивает с ног. Ветер движется, меняет свое направление, ведет себя, как живой, поэтому люди издавна дают разным ветрам имена, часто очень красивые. Например - Бора - сильный холодный порывистый ветер

Воспитатель: Ученые метеорологи придумали названия для разных по силе видов ветра. Давайте вспомним их названия: штиль, тихий, умеренный, сильный, шторм и ураган. Измерить силу ветра нам помогут приборы-помощники: ветряной конус и анемометр. Посмотрите на них. Что вы можете сказать о силе ветра наблюдая за этими приборами? Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Лопасти анемометра вращаются быстро и равномерно. Значит ветер дует с постоянной умеренной силой. Ветряной конус наполнен ветром до первой оранжевой полосы, значит ветер сегодня умеренный.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, влияет ли ветер на жизнь человека, животных и растений? Влияет ли деятельность человека на ветер?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Ветер переносит семена растений, например, одуванчика и пыльцу, птицы используют силу ветра при дальних перелётах, человек использует ветер для получения электроэнергии, для занятий некоторыми видами спорта. Давайте превратимся в семена клена, которые так же переносит ветер и поиграем.

Подвижная игра «Семена и ветер».

Воспитатель: Раз, два, три, мы покружились и в крылатки превратились. Подул сильный ветер – крылатки полетели.

Дети по сигналу «ветер» бегают по площадке, по сигналу «ветер стих» кружатся и приседают. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Ветер может быть разным. Какие виды ветра вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ученые метеорологи придумали названия для разных по силе видов ветра. Давайте вспомним их названия: штиль, тихий, умеренный, сильный, шторм и ураган.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с воздухом? Что нового вы сегодня узнали? Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята! Воздух окружает нас, наполняет все вокруг. Ветер – это движение воздуха.

Затем на участке проводят игры с воздушными шариками, вертушками.

Список литературы:

  1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Дошкольная педагогика. – 2016. – № 3. – С. 24–26.
  2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.
  3. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
  4. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ Под ред. Ермолаева С.Д. Детство-пресс.2017 – 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в подготовительной группе «Воздух - ветер»

Цель:- наблюдать за ветром- учить проводить опыты с ветром и делать выводы....

Конспект прогулки в подготовительной группе «Воздух - ветер»

Цель:- наблюдать за ветром- учить проводить опыты с ветром и делать выводы....

Конспект НОД в подготовительной группе «Воздух, ветер-ветерок»

Цель: Формирование элементарных представлений детей о воздухе, о его значении в окружающем мире через познавательно-экспериментальную, исследовательскую деятельность.Задачи.Развивать познавательную ак...

Опыты с природным материалом дома (воздух, ветер, температура, свет)

Даны рекомендаци для родтелей по проведению опыто с дошкольниками дома. Объекты исследования: воздух, ветер, температура, свет)....

Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 лет Тема: «Воздух, ветер»

Цель: создание условий для формирования у детей представления о природном явлении ветер посредством использования метеоплощадки.Задачи:Воспитание привычки заниматься сообща, развивать стремление детей...

Экологический педагогический проект «Воздух, ветер, человек» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Познакомить со свойствами воздуха и значением его в жизни окружающего мира. Формировать основы экологического сознания....

Конспект Воздух ветер

Конспект Воздух ветер...