Экологический проект «Лекарственные растения»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Есимова Альбина Салаватовна

Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, я увидела, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, также выявила, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с детьми и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект «Лекарственные растения»                                                                                                                                       

Актуальность проекта:  Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, я увидела, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, также выявила, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с детьми и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Цель: изучение лекарственных растений, произрастающих на территории  Оренбургской области.

Задачи:

 Образовательные:

1 Уточнить и расширить знания детей  о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Познакомить детей с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности (умение экспериментировать, моделировать и т. д.).

4. Вовлечь детей в природоохранную деятельность.

Развивающие:

1.  Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь, а также умение сравнивать и анализировать.

2. Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.

3. Использовать продуктивные виды деятельности для передачи своих чувств и эмоций, полученных в процессе познания.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.

Гипотеза: если дошкольники узнают, как  могут обычные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Обеспечение проекта:

1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины…).

2. Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, стенды,  «модель растения», «Календарь за наблюдением роста и развития растений»).

3. Экспериментальная площадка (точка «Зеленая аптека» на  экологической тропе , клумба с цветами, уголок природы в групповой комнате, огород).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: долгосрочный, познавательный.

Срок реализации: август  2018 года– май 2019 г.

Методы проекта:

- наглядные

- словесные

- практические

Проектная идея: разбить точку «Зеленая аптека» на сектора и  каждый сектор полностью засадить растениями, разделить их «заборчиком».

Организация предметно-развивающей среды:

- в  уголке книги - яркие энциклопедии, альбомы с изображением лекарственных растений.

- в игровом уголке – дидактические игры о лекарственных растениях и травах.

- фитобар – на коробочках с чаем, наклеены изображения лекарственных растений с их названием.

Этапы осуществления проекта:

1. Организационный  (август  2018г.)

- проведение диагностики

- подбор методической литературы, картин

- изготовление пособий

- разработка бесед, развлечений, праздников, викторин, физкультминуток и т.д.

- тематическое планирование

- выбор объектов для экскурсий

- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта

- изготовить таблицы – указатели с названиями растений, которые в дальнейшем будут там высажены.

2. Реализация проекта (август – март).

Работа с детьми

Познавательная деятельность

  1. Просмотр презентации «Лекарственные растения ».
  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
  3. Наблюдение  «Наш верный друг – подорожник», «Календула», «Полезная ромашка»
  4. Рассматривание иллюстраций, картин «Лекарственные растения»

Продуктивная деятельность

1.Рисование «Одуванчик»

2.Аппликация  «Ромашковое поле»

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений про лекарственные растения:

- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

- Н. Павлова «Загадки цветов»,

- А, Плешакова «Зеленые страницы»,

- А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»,

- Заучивание загадок и стихов о растениях

- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Игровая деятельность

Дидактическая игры «Съедобное –несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека» ,“Узнай по описанию”,. 

П/и: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”.;

и с/р игры «Аптека»

Поисково – исследовательская деятельность

  1. «На участке ищем полезные растения»
  2.  Выращивание  лекарственного  растения укроп на огороде. Наблюдение за ростом  растения.
  • Цель:- Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.

- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней 

3. На точке экологической тропы «Зеленая аптека» высаживаем лекарственные растения (подорожник, календула, укроп, мята, ромашка, зверобой, одуванчик, душица).

  • Цель: Развивать трудовые умения и навыки.

Работа с родителями

  1. Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
  3. Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
  4. Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

3. Обобщающий этап (апрель-май):

- Оформление книжки самоделки «Мое любимое лекарственное растение» (совместно с родителями)

- Выпуск плаката «Защита растений»

- Оформление гербария «Лекарственные растения Оренбургской области»

- Экологическая викторина «Знатоки лечебных трав»

- Проведение итогов мероприятий

- Анкетирование родителей по теме «Лекарственные растения»

- Определение результативности проекта

- Диагностика детей  по теме «Лекарственные растения нашей  области».

- Презентация проекта.

Результаты реализации проекта:

- Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

-Сформировались знания о лекарственных растениях.

- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский экологический проект: «Лекарственные растения»

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.Участники проекта: дети,...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Лекарственные растения нашего края"

—На территории нашего края произрастает много лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить  полезные свойства растений, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и...

Экологический проект "Лекарственные растения"

Презентация про лекраственные растения...

Экологический проект «Лекарственные растения»

Экологический проект «Лекарственные растения»...

презентация экологического проекта "Лекарственные растения Крыма"

Презентация экологического проекта в средней группе "Лекарственные растения Крыма"...

Экологический проект "Лекарственные растения"

   Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Дошкольники учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что растения не только по...