Методическая разработка. Ситуативный проект на тему: «Чем полезно яблоко?»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Давыдова Олеся Ивановна

От детей поступил вопрос: “Почему нам в саду часто дают яблоки? Чем же они полезны?” Мы считаем, что, изучая такой, казалось бы, знакомый  продукт,  как  яблоко,  нам  больше хочется узнать  об  его  пользе  для здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 35» п. Бугры

(МАДОУ «ДСКВ № 35» п. Бугры)

структурное подразделение по адресу:

п. Бугры, Воронцовский б-р, д. 5.

Методическая разработка

Ситуативный проект

на тему: «Чем полезно яблоко?»

                                                              Выполнил:

                                               Давыдова ОИ, воспитатель

                                                       МАДОУ «ДСКВ № 35» п.Бугры

 группы компенсирующей направленности  

для детей с ТНР от 5 до 6 лет

Ленинградская область,

                                                    п. Бугры,

                                                    2023 год

Ситуативный проект “Чем полезно яблоко?”

Проблема: 

От детей поступил вопрос: “Почему нам в саду часто дают яблоки? чем же они полезны?” Мы считаем, что, изучая такой, казалось бы, знакомый  продукт,  как  яблоко,  нам  больше хочется узнать  об  его  пользе  для здоровья.

Объект исследования: яблоко.

Цель  проекта: осознание ценности яблок для людей (красота, пища, здоровье).

  Для достижения этой цели мы предполагаем решить следующие задачи:

  1. Узнать о полезных свойствах яблок, о которых вряд ли догадывались.
  2. Узнать, почему яблоки так популярны и любимы?
  3. Убедить всех в том, что яблоки должны стать привычными на нашем столе.
  4. Рассмотреть, что можно приготовить из яблок.
  5. Найти сказки,  загадки, пословицы и поговорки о яблоках.

В своей работе мы использовали такие методы исследования:

- изучение печатных материалов;

- изучение информации в социальных сетях;

- опрос детей и родителей;

Вид проекта: коллективный

Участники проекта: дети , родители, воспитатели.

Ожидаемые результаты:

1.Приобретение необходимых знаний и представлений о яблоках.

2. Умение решать предложенные задачи в совместной деятельности.

3. Познакомиться с новыми сказками, пословицами, поговорками и загадками о яблоках в русском фольклоре.

Этапы проекта.

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы учащихся, педагогов  и родителей над проектом).

4 этап. Подведение итогов.

  1. Яблоко- чудо фрукт.

Начиная изучать данную тему, ребята предложили обратится к умным книгам - энциклопедиям. Ребята принесли из дома свои энциклопедии, и работа началась.

Ребята узнали о содержании в яблоках витаминов (А, В1, В2, В9, С). Выяснили что семена в яблоках тоже полезны, содержат много йода. Узнали, что в яблоках есть противомикробные вещества - фитонциды. Обладает ранозаживляющими свойствами. Узнали, что яблоки полезны для зубов, помогают зубам очищаться от налета. Заметную роль играют в лечении гриппа.

2. Яблоки как символ русского фолклора.

Продолжая изучать тему, обратились в литературный центр. Вспомнили сказки где упоминались эти фрукты. Это такие сказки как “Гуси- лебеди”, “Сказка о мертвой царевне...”, “Молодильные яблоки”.

В сказках чаще всего яблоко выступает, как символ бессмертия и вечной молодости.

  Например, сказки: «О молодильных яблоках и живой воде» и «Целебное яблоко». Сюжеты этих сказок перекликаются. Главный герой по просьбе батюшки в поисках молодильных яблочек встречает друга волка, с которым переживает много приключений, и в конце не только выполняет просьбу отца, но и находит любовь - Царевну Синеглазку.

   Сказка «Ведьма и Солнцева сестра». Два молодильных яблока дает Солнцева сестра в дорогу Ивану-царевичу. Он дарит их двум старым швеям, и они вновь молодеют.

   Упоминаются молодильные яблоки и в другой сказке: «Сказка о трех королевичах».

  Выступает яблоко и как символ смерти, соблазн несущий опасность.

  В сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», написанной по мотивам русской народной сказки, рассказанной его няней Ариной Родионовной. Именно яблоком стремится нечистая сила соблазнить доверчивую царевну. К сожалению, она не видит подвоха и, укусив красивое наливное яблочко, умирает, то есть засыпает крепким сном. Но все мы знаем, что все закончилось хорошо.

   В сказке «Наказанная царевна» съел мальчик яблоко, и выросли у него на голове рога. Заколдованное трактирщицей яблоко съедает Иван купеческий сын и засыпает на три дня в сказке «Заколдованная королевна». Малая змеиная жена решает стать яблоней с ядовитыми яблоками («сама оборочусь яблоней; как он (Иван крестьянский сын) съест яблоко, сейчас разорвет его») в сказке «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст».

   Яблоня, как дерево судьбы: символ помощи в поисках суженного.

Например, сказка «Крошечка-хаврошечка». История сироты по имени Хаврошечка, которую оберегала корова, после смерти которой на ее косточках, выросла яблоня. Как не старались ее злые, черствые сестры сорвать яблоко, ничего у них не получалось. И склонила она свои ветви перед проезжим молодцом только трудолюбивой Хаврошечке. Исходя из текста, можно смело утверждать, что яблоня – справедливое и доброе дерево.

Трогательная сказка «Безручка». Отрубил брат по злому наговору ручки своей сестре, что не помешало ей выйти удачно замуж за царевича. «Она ходила, ходила, ходила и пришла в царский сад, перелезла кой-как через плетень и стала жить в саду; захотелось ей поесть, она яблочки надкусывала: сорвать ей нельзя, рук нет. Царский сын гулял и видит, что у них яблочки надкусанные. Приходит, отцу-матери сказывает: «Батенька-маменька! Что это у нас в лесу за зверок такой? Яблочки не сорваны, а надкусаны. Знать, какой-нибудь зверок, говорит, есть. Батенька и маменька, говорит, позвольте мне, говорит, погулять с собачками». Пожалел царевич Безручку и взял ее в жены. Не обошлось здесь и без волшебной воды – отросли новые ручки у Царевны. И стали они жить поживать и горя не знать.

   Яблоня и здесь выступила как дерево судьбы, от которого зависит благополучие, любовь.

   Яблоко, как волшебный символ.

    Например, сказка «Серебряное блюдечко и наливное яблочко». Попросила Машенька привезти ей в подарок не шелка разноцветные, как сестры, а яблочко наливное да блюдечко серебряное. Покатилось яблочко наливное да по тарелочке и «все города видны, все луга, и полки́ на полях, и корабли на морях, и гор высота, и небес красота». Завидовать стали сестры Машеньке и погубили ее. Но добро всегда побеждает зло, вот и Машенька ожила благодаря воде из колодца царского. Наказать хотел Царь подлых сестер, да заступилась Машенька – добрая душа. Поднял царь ее и говорит: «Блюдечко твое серебряное, ну а сердце золотое. Хочешь ли быть мне дорогой женой, царству доброй царицей? А сестер твоих ради просьбы твоей я помилую».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Прилетала Жар-птица клевать золотые яблоки. Яблони чаще всего в царских садах охранялись, считались богатством.

   Яблоко, как символ помощи и защиты.

   Например, сказка «Гуси-лебеди». В этой сказке яблоня выступает в роли спасительницы детей. Именно она закрывает их своими ветвями от гусей-лебедей, потому что девочка и мальчик попробовали ее яблочки.

- Яблоня, матушка, спрячь меня! – говорит девочка.

- Поешь моего лесного яблочка. – Просит яблоня.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Родители приняли активное участие в проекте  и сделали подборку:

  Пословицы и поговорки о яблоках. 

  1. Каков садовник, такое и яблоко.
  2. Криво дерево, да яблоки сладки.
  3. Яблочко от яблоньки не далеко падает.
  4. На второй Спас и нищий яблочко съест.
  5. Здоровое яблоко не падает с ветки.
  6. От яблоньки - яблочко, а от ели - шишка.
  7. Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого.
  8. Не тряси яблоко, покуда зелено: созреет - само упадет.
  9. Яблоко румяное, а внутри – червоточина.
  10. Какова яблонька, таковы и яблочки.
  11. Такая теснота, что яблоку негде упасть.
  12. В руках прянички, в щёчках яблочки.
  13. Яблочки ешь по утрам – не будешь ходить по докторам.
  14. Кто яблоко в день съедает, тот у врача не бывает.
  15. Яблони цветущие – дни светлые длиннющие.
  16. Будет пчела на цветке – будет и яблоко на столе.
  17. Хочешь съесть яблоко – посади яблоню.
  18. От ивы яблоко не родится.
  19. Сорванное яблоко, обратно не прирастет.
  20. Про Мичуринский гибрид  - вся Европа говорит.

 Загадки  о яблоках

  1. Белым цветет, зеленым висит, красным падает.
  2. Само в кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко.
  3. Кругло, да не арбуз, с хвостиком, да не мышь.
  4. Круглое, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые, и маленькие детки.
  5. Весит на ветке колобок, блестит его румяный бок.
  6. Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко.

3. Использование яблок.

В конце недели, в завершении работы над проектом, родители организовали кулинарную выставку блюд из яблок.

  • Свежие — целиком или в салате.  
  • Сушёные — сухофрукт 
  • Консервированные. 
  • Повидло из яблок.                              
  •  Компоты и соки

Выводы.

Работая над проектом были сделаны выводы

1. Большинство опрошенных из огромного выбора фруктов  выбирают древнейший из фруктов – яблоко.

2. Этот плод очень часто встречается на нашем столе в свежем виде. Также мы очень любим яблочный пирог, хоть родители не всегда нам его готовят.

3. На своих дачных участках или возле собственного небольшого сада  мы занимаемся выращиванием яблони  и с удовольствием кушаем те плоды, которые нам она дает.

4. Если бы угостили яблоком, то никто бы не отказался, а с удовольствием  его съел.

В завершении проекта ребята узнали о пользе яблок , и с удовольствием продолжают ими лакомится в саду и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по проектной деятельности на тему "Новогодняя игрушка".

Методическая разработка по проектной деятельности на тему  "Новогодняя игрушка"....

Методическая разработка Использование проектного метода при формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно – эстетическое, ...

Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»

При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке  раскрывается специфика прое...

Методическая разработка Дидактическая игра"Вредные и полезные продукты"

Цель: формирование у детей знаний о вредной и полезной пище. Развивать у дошкольников принципы здорового питания. Побуждать желание вырасти ловким, сильным и здоровым. Помочь понять детям, что здоровь...

Методическая разработка занятия по окружающему миру "Полезное ископаемое- каменный уголь"

Опытно-экпериментальная деятельностьПодготовительная к школе группа...

Методическая разработка занятия в дистанционном формате. Полезные материалы."Все здоровью скажем -ДА"

В разработке содержатся ссылки на занятия в дистанционном формате...