Проект " Деревья нашего сада"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Прохорова Анастасия Леонидовна

Проект на тему "Деревья нашего сада".

Краткосрочный (2 недели), экологический, познавательно-исследовательский.

Для подготовительной группы.

Цель проекта: Формирование у детей представления о деревьях, как о живых организмах, их многообразии, отличии друг от друга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._derevya_nashego_sada._.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение « Детский сад общеразвивающего вида № 196»

Проект

«Деревья нашего сада»

                             

           Подготовила:

                                                              Прохорова Анастасия Леонидовна

                                           ( воспитатель высшей категории)

                                           

 Иваново 2022 год.

                       

 Паспорт проекта

                           «Деревья нашего сада».

Тип проекта: Экологический, познавательно-исследовательский.

Длительность: Краткосрочный (2 недели)

Срок реализации проекта: с 13.06.  по 24.06. 2022 года

Участники: дети подготовительно группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 6-7 лет

Актуальность проекта:

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Поэтому поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

 Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. В посёлке, в городе и даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства. У него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Общение с природой положительно влияет на ребёнка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретённых знаний у ребёнка формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать.

 Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность  приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Проблема: Играя на территории детского сада, один ребенок из группы выкопал из земли жёлудь. Желудь был треснутым и из его середины виднелись ростки. Дети стали спрашивать: что это такое? Что из него может вырасти? А что будет, если мы его посадим?

 В ходе беседы с детьми я выяснила, что многие из них не знают названия деревьев и их отличие, не знают, как растут деревья.

Чтобы ответить на все вопросы детей у меня возникла идея провести с детьми проект «Деревья нашего сада».

Цель проекта: формирование у детей представления о деревьях, как о живых организмах, их многообразии, отличии друг от друга.

Задачи приоритетной образовательной области:        

Познавательное развитие:

  • формировать у детей представление о деревьях.
  • учить детей  различать деревья, вести наблюдения,  воспитывать бережное отношение к деревьям, лесам;

Задачи образовательных областей в интеграции:

«Познавательное развитие»: 

  • Познакомить детей с деревьями, которые находятся на территории детского сада: берёза, ель, дуб, сосна, липа, тополь и т. д.
  • Дать понятия: хвойные деревья и лиственные.
  • Учить различать деревья по внешнему виду.
  • Углубить знания детей о значении деревьев в жизни человека, а также в жизни всех живых существ;

 «Речевое развитие»:

  • Развивать грамотную речь, при составлении описательного рассказа о деревьях.
  • Формировать умение у детей анализировать произведения о лесе, деревьях.
  • Развивать умение отгадывать загадки.
  • Заучивать пальчиковые игры.
  • Обогащать словарный запас.

 «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
  • Воспитывать культуру поведения в природе, уточнить экологические запреты;

Художественно-эстетическое развитие:

  •  Вызывать желание детей изображать в рисунке основные части дерева: ствол, ветки, листочки, цветы, плоды.
  • Развивать  мелкую моторику.
  • Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

 «Физическое развитие»:

  • Формировать двигательные умения и навыки
  • Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Целевые ориентиры:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

Материально-техническое обеспечение:

Фотоаппарат, компьютер, материалы для самостоятельной деятельности, телевизор, USB-носители, музыкальный центр.

Продукт проектной деятельности:

  • Выращивание дерева.
  • Оформление стенда «береза – символ России».

                              Этапы реализации проекта

п/п

Содержание работы

Результат

Ответственные

1. Подготовительный

1.

Определение целей и задач проектной деятельности.

Повышение профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования

Воспитатель.

2.

Разработка стратегии реализации проекта.

Воспитатель.

3.

Составление плана основного этапа.

Воспитатель.

4.

Подбор литературных произведений

про деревья, лес.

Реализация мероприятий по проектной деятельности

Воспитатель.

5.

Подбор материала по теме

«Какие бывают деревья »

Сформировать интерес у детей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатель.

6.

Организация выставки

«Береза-символ России!»

Сформировать интерес у детей для создания выставки.

Воспитатель.

7.

Подбор материала для консультации.

Просвещение родителей по данной теме.

Воспитатель.

8.

 Побор материала для посадки дерева

Сформировать интерес у детей для посадки дерева.

Воспитатель.

9.

Подбор настольных игр по теме проекта.

«Найди дерево по семенам», «Что лишнее?» ( дуб, берёза, клён, смородина), « Собери и назови ( разрезные картинки), « Что сначала, что потом?».

Воспитатель.

2. Практический

1.

Рассматривание картинок по теме.

Беседа: «Какие бывают деревья?», «Берёза- символ России», «Что мы знаем о деревьях? Зачем они нам нужны?»

Воспитатель, дети

2.

Рассматривание книг о деревьях.

« Что мы видели?»

« Что в лесу растет? Кто в лесу живет?»

« Кто где живет?»

Воспитатель, дети

3.

Беседа - путешествие « Что мы знаем о деревьях? Зачем они нам нужны?»

Беседа о деревьях, их пользе для человечества и для окружающих.

Воспитатель, дети

4.

Чтение художественной литературы.

Чтение произведений с дальнейшим анализом

М. Пришвин «Листопад»,

Э. Машковская «Дедушка – дерево»,

С. Козлов «Такое дерево»,

Е. Серова "Зелёная страна",

А. Лопатина "Мудрость дерева", "Жизнь дерева"

"Липкины дары",

С. Прокофьева «Сказа про маленький дубок», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», О. Белявская «Листопад».

Воспитатель.

5.

Составление описательных рассказов

Найди дерево по описанию

дети

6.

Проведение конкурса рисунков

 « Кто лучше разукрасит дерево»

Рисование. Лиственные и хвойные деревья.

Дети

7.

Проведение НОД на тему « Берёза – символ России»

Беседа, рисование красками  «  Берёза – символ России»

Воспитатель, дети

8.

Подготовка консультации для родителей

Беседа с родителями на тему проекта.

Консультация:  « Какие бывают деревья?»

Воспитатель

9.

Проведение подвижных и пальчиковых  игр

« Беги к названному дереву», « Найди свой листочек», « Букет для друга».

Воспитатель, дети.

3. Итоговый

1.

Оформление выставки  детскими рисунками  

« Берёза – символ России  »

Воспитатель

Посадка и выращивание дерева.

«От ростка, до деревца»

Воспитатель, дети

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей: « Какие бывают деревья?»
  • Чтение художественной литературы по теме проекта.

Достигнутый результат:

У детей сформирована система знаний о жизни деревьев.

У большинства детей появился интерес узнавать новое о жизни деревьев.

Дети стали понимать, почему нельзя ломать ветки деревьев, стали

бережнее к ним относиться.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА 

«Букет для друга»

«Раз, два, три, четыре, пять (при счете загибаем пальцы).

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулаки).

Лист березы, лист рябины, (разгибаем пальцы при перечислении).

Листик клена, лист осины,

Букет красивый соберём, (раскрываем пальцы широко «веером», изображая букет)

В подарок другу принесём!» (соединяем ладошки вместе и «подаём» - дарим другу)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

«Беги к названному дереву»

«Найди свой листочек»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ 

«Изобрази любимое дерево»

«Корни, листья, ветки, ствол»

«Ветер».

Во дворе стоит сосна.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Беседа - путешествие «Что мы знаем о деревьях? Зачем они нам нужны?»

Сегодня к нам в гости пришел Лесовичок, он приглашает нас в лес.

                                        Рассказ Лесовичка о лесе

Как хорошо в лесу, как вольно здесь дышится! Весело шумят зелёные кроны деревьев, выглядывают из-под мха разноцветные шляпки грибов, блестящими бусинами рассыпаны по траве ароматные лесные ягоды. Перелетают с ветки на ветку голосистые птицы. Лесовичок сообщает, что самые главные жители леса -деревья, их много, они высокие (Приложение 1). Выставляется картинки с изображением разных деревьев, гномик просит детей их назвать.

- Как вы узнали березу, дуб, рябину, клён, ель, сосну?

Леса бывают разные: если в них растут деревья, ветви которых покрыты листочками, то лес называется лиственным. В нём растут дубы, липы, берёзы, осины. Можно встретить рябинку. А вот лес, в котором ели, сосны – хозяева, называется хвойным. У этих деревьев вместо листочков иголочки – хвоинки. В этих лесах приятно пахнет смолой.

- Деревья очень нужны нашей планете! Они пища и дом для животных. Деревья помогают очищать воздух, которым мы дышим. Многие деревья вырабатывают вещества, которые используются для изготовления лекарств от многих болезней и от обычной зубной боли. В тропических лесах есть деревья, из сока которых производят резину, а уже из резины можно изготовить мячи, шины для автомобилей. Есть деревья, на которых растут вкусные плоды (орехи, апельсины, бананы, лимоны и др.) Из древесины изготавливают бумагу, картон, мебель и доски. Благодаря корням деревьев почва не смывается дождём, а остается на месте. Под лиственным деревом можно спрятаться от солнца и дождя. Но если вырубить слишком много деревьев, животным негде будет жить и воздух станет очень грязным. Правительство многих стран приняли законы, защищающие деревья и призывающие сажать новые леса . Огромное количество деревьев вырубается для производства бумаги (газеты и журналы, упаковка, чистые листы для распечатывания текстов и рисования, туалетная бумага и салфетки, марки, бумажные тарелки). Поэтому если мы будем экономить бумагу, то сохраним деревья!

Ребята благодарят Лесовичка за интересное путешествие в лес и возвращаются в детский сад.

Физминутка. Во дворе стоит сосна.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперёд-назад)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

(Рывки руками перед грудью)

Беседа:

Какие бывают леса? Какие деревья растут в хвойных лесах? Какие деревья растут в лиственных лесах?

  • Какие полезные свойства деревьев вы запомнили?
  • Что производят из деревьев?
  • Что произойдет, если вырубят все деревья на планете?
  • Ребята, давайте подумаем и сформулируем способы, с помощью которых именно мы с вами можем экономить на бумаге, чтобы вырубалось меньше деревьев.
  1. Как можно использовать бумагу, на которой уже нарисовано что-то с одной стороны?
  2. Как можно использовать бумагу, которая исписана уже с двух сторон?
  3. Из чего сделаны коробочки, с которыми вы играете? А как их можно использовать ещё?
  4. Чем можно заменить бумажные полотенца и салфетки?
  5. Если нам пришло письмо, можно ли как-то использовать конверт от него?
  6. А как можно отправить письмо, кроме почты?
  7. Кто из вас знает, есть ли какие-нибудь книги, кроме тех, что продаются в книжном магазине или выдаются в библиотеке?

Конспект НОД по окружающему миру

Тема: «Береза – символ России»

Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающего мира; познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России; с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям; познакомить со стихотворением, загадками, пословицами, приметами.

Развивающие: развивать речь детей, обогащать словарь; развивать продуктивную деятельность,

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.

Виды детской деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Предварительная работа: беседы, прогулки, чтение рассказов о природе; рассматривание иллюстраций с изображением леса.

Материалы: картинки с изображением различных деревьев, леса; художественная литература; карточки с изображением листьев и плодов; белый лист бумаги, гуашь, краски. Кисточки, стакан не проливайка.

 

 

Ход НОД

I. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, хотите их увидеть? (ответы детей)

Отгадав загадку, вы узнаете, что это за картинки. Послушайте внимательно

Загадки про деревья, лес.

1. В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)

2. Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десяток рук

И тысячи ладошек. (Дерево.)

3. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

4. Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Воспитатель. (Воспитатель выставляет картинки с изображением леса.)

Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации.

-Что это? (Лес.)

- Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев.)

- Названия каких деревьев вы знаете? (Ель, клен, тополь, береза.)

-А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. (Рассказы детей.)

-Красиво в лесу? Вам там понравилось?

Деревья – это жилища многих зверей, птиц. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой.

II. Основная часть. Ознакомление с деревом. (Береза)

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации о природе нашей Родины. Обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается березка. Березка есть и на нашем участке. (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы - длинные сережки. Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? (Ответы детей.)

Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.

-Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрите в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

Береза украшает наши города. Это красивое дерево. О ней сложено много стихов. Послушайте, что пишет поэт А. Прокофьев

Стихотворение. «Люблю березку русскую»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, - но не ломится.

Воспитатель: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовый сок? Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу. Еще ее называют символ – России.

Физкультминутка «Деревья»

Ветер сильный налетал, (Наклоны корпуса вперед-назад.)

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад – вперед. (Рывки руками перед грудью)

Ветер их качает, гнет.

Будем вместе приседать – (Приседания)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души (Шагают на месте.)

И на место вновь пошли.

Про березу много пословиц, примет, загадок.

Приметы: из берез течет много сока – к дождливому лету; нет дерева белей на свете;

летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.

Пословицы: сломать дерево – секунда, вырастить – года.

Загадки про березу.

1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

2. Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а не голова. (Береза.)

3. Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза.)

4. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой стоит под горой. (Береза.)

5. Разбежались по опушке

В белых платьях подружки. (Березы)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали – это береза.

Игра «Узнай и назови»

Воспитатель задает вопросы детям:

- Какие части дерева вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, почки)

- Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет)

- Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)

- Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами)

- А какие ветки у березы? (длинные, тонкие)

- Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники)

- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе?

(Черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие)

-Какую пользу приносит береза (сок, лекарства, краска, дрова, мебель, лыжи, корм для птиц)

-Какое дерево называют кудрявым (береза)

-Какое дерево называют русским (береза)

Упражнение «Покажи и назови части дерева».

Воспитатель показывает на картине корни, ствол, ветки, крону, листья, Затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.

Изготовление березы:

Предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть березку и сделать ее.

1. Из отрезка белого картона изготовляем ствол березы, скручивая его.

2. Черным фломастером  наносим горизонтальные парные полоски, как на стволе березы.

3. Вырезаем прямоугольный фрагмент из коричневого бумажного листа.

4. Один край этого прямоугольника надрезаем в вертикальном направлении, размещая разрезы, на небольшом расстоянии друг от друга.

5. Оборачиваем этой деталью картонный рулон, приклеиваем ее бахромой вверх. Ствол нашего дерева обретает крону.

6. Небольшие узкие полоски коричневой бумаги приклеиваем по всему стволу – как отдельные ветви.

7. Берем зеленую бумагу, отрезаем от нее довольно узкую полосу и делаем травку.

8.Берем шаблоны листиков и хаотично наклеиваем на ветви нашего дерева.

и наша березка готова

 III. Заключительная часть. Подведение итогов

10. Рефлексия.

Вопросы:

-С каким деревом вы сегодня познакомились?

-Что вы нового сегодня узнали о березе?

-Какое дерево делали?

-Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Деревья нашего детского сада"

МАДОУ «Детский сад пос. им. К. Маркса»...

Информационно-исследовательский проект "Деревья нашего детского сада"

В данном проекте представлен тематический план работы по реализации проекта....

Экологический проект . Деревья нашего детского сада

Цель проекта заключается в том, чтобы создать условия для формирования у детей элементов экологической культуры, воспитывать навыки безопасного поведения в природе....

Проект Деревья нашего детского сада

Познавательное развитие Деревья...

Проект Деревья нашего детского сада

Познавательное развитие Деревья...

проект "Деревья нашего детского сада"

Цели проекта: выяснить представления детей о деревьях;заинтересовать проблемой; провести наблюдения за изменениями жизни деревьев осенью; поддерживать естественный интерес ребенка к природе; сформиров...