«ЭкоКвиз» (Экологический квиз для старших дошкольников)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Балабова Ольга Юрьевна

«ЭкоКвиз»(Экологический квиз для старших дошкольников)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekokviz_ds3_balabova_o.yu_.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

«ЭкоКвиз»

(Экологический квиз для старших дошкольников)

Автор-составитель:

Балабова О.Ю.

Тяжинский 2023

«ЭкоКвиз»

(Экологический квиз для старших дошкольников)

Пояснительная записка.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Одной из таких технологий явилось создание детской экологической площадки на территории дошкольного учреждения. В течении летнего периода дети знакомятся с объектами экологической тропы.

Представляем вашему вниманию одно из мероприятий, проводимых на экологической тропе «ЭкоКвиз» (экологический квиз для старших дошкольников).

Цель: создание условий для обобщения знаний детей об окружающем мире

Задачи:

1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней.

2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов, учить соблюдать правила игры.

3. Развивать любознательность детей, кругозор, учить делать выводы.

Предварительная работа с детьми: работа с детьми на экологической тропе.

Материалы и оборудование: презентация по теме «ЭкоКвиз», символические баллы в виде «еловых шишек», «грибочков», грамоты, компьютер, мультимедиа проектор, экран, колонки.

Правила игры:

1.Участвуют 2 команды. Команды формируются с помощью жребия (или по желанию). Перемещаясь от одной станции к другой, командам необходимо ответить на вопросы

2.Команде на обдумывание ответа отводится одна минута. Если команда готова отвечать, капитан поднимает руку.

3. За правильный ответ присуждается одно очко.

команда имеет право продолжить обсуждение и дать ответ.

5.Чемпионом становится команда, набравшая больше очков.

Инструкция по работе с презентацией:

Работа выполнена в программе Power Point в форме презентации. Первый слайд – титульный, второй и последующие слайды рабочие – где даны ссылки на познавательный материал по теме экоквиза. Каждый слайд посвящен какой-либо теме. Для того чтобы ознакомиться с выбранной темой необходимо навести курсор мыши на нужную картинку и кликнуть левой кнопкой мыши. Вернуться к просмотру карты можно нажатием управляющей кнопки    Кнопка открывает видео фрагмент.

Для просмотра материала наведите курсор мыши на Вопрос, кликните и откроется статичная информация, связанная с выбранной темой. Просмотрев документ, необходимо его закрыть. Для этого достаточно навести курсор на документ и нажать. После этого автоматически попадаете на этот же слайд, где можно просмотреть таким же способом следующие ссылки.

Значком  (либо другим значком) обозначены ответы на вопрос. Для просмотра ответа наведите курсор мыши на значок. Просмотрев документ, необходимо его закрыть. Для этого достаточно навести курсор на документ и нажать.

Ход

Воспитатель: Друзья, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о природе, о нашей экологической тропе….(включается экран появляется пчелка Майя)

Слайд 2 «Здравствуйте, друзья, а вот и я. Меня пчелкой Майей люди зовут. И все- таки нет ничего лучше, чем на природе жить. Свежий воздух, тишина, нет ни машин, ни заводов. Мы пчелы, трудимся целый день. Собираем пыльцу, изготавливаем мед. Он очень вкусный, полезный. В саду я летаю, пыльцу собираю, а здесь с вами повеселюсь и поиграю да ваши знания проверю»

Воспитатель: как неожиданно! Поиграем с пчелкой Майей? (ответы детей)

Прежде чем приступить к игре прочитаем правила.

Правила игры:

1.Участвуют 2 команды. Команды формируются с помощью жребия (или по желанию). Перемещаясь от одной станции к другой, командам необходимо ответить на вопросы

2.Команде на обдумывание ответа отводится одна минута. Если команда готова отвечать, капитан поднимает руку.

3.За правильный ответ присуждается одно очко.

4.При неправильном ответе первой команды, в оставшееся время вторая команда имеет право продолжить обсуждение и дать ответ.

5.Чемпионом становится команда, набравшая больше очков.

Итак, в путь.

Слайд 3

Воспитатель: перед нами карта. Первая станция «Альпийская горка» (Кликаем по картинке и попадаем на слайд с информацией «Альпийская горка», так же поступаем и на следующих станциях)

Вопрос 1 У какого растения тысяча листьев. Какую целебную силу оно имеет? (Тысячелистник)

За способность останавливать кровь, снимать боль и воспаления тысячелистник называли «солдатской травой». Он хорошо заживляет раны, способен нормализовать работу сразу нескольких систем организма.

Вопрос 2 Это растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль. (Подорожник) (Дети выбирают нужную картинку)

Вопрос 3 В некоторых странах определенные цветы стали национальным символом. В Голландии – это тюльпан, в Японии – хризантема. А какой цветок – символ нашей страны России? (Ромашка). 8 июля, в нашей стране отмечался замечательный праздник: День семьи, любви и верности. В этот день люди дарят друг другу ромашки как символ семьи, любви и верности, поэтому ромашка стала национальным цветком нашей страны.

Вопрос 4 Какой цветок за лето два раза меняет головной убор? Одуванчик).

Слайд 5

Воспитатель: перед нами «Деревенское подворье»

Отгадайте загадка?

Вопрос 1 Четыре четырки,

Две растопырки,

Один вертун.

(ответ: Лошадь: четыре ноги, два уха, один хвост.)

Вопрос 2 Голодна — мычит,

Сыта — жует,

Малым ребяткам

Молочка дает (Корова)

Вопрос 3 По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан (Баран)

Какие загадки вы знаете об этом животном?

Вопрос 4 С бородой, а не старик,

Доят, а не корова. (Коза.)

- Какие загадки вы еще знаете об этом животном?

Загадки примерно могут быть такими:

• Идет, идет бородой трясет,

Травки просит: «Ме-ме-ме, Дай-ка вкусной мне-е-е».

• Рогами вперед Бородой трясет, Молоко дает.

Слайд 6

Воспитатель: Следующая станция «Метеоплощадка»

Вопрос 1. Он, на лужах, посмотри,

Выдувает пузыри.

Хочет, чтобы я и ты

Не забыли про зонты (Дождь)

Вопрос 2. Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе (Облака)

Вопрос 3. Сад в июле припорошен

Белым крошевом горошин.

Все горошки изо льда.

Кто забросил их сюда? (Град)

Воспитатель: Молодцы ребята! Дополнительный вопрос знатокам: назовите приборы –помощники на метеоплощадке (ответы детей) (термометр-измеряет температуру воздуха; флюгер-определяет направление ветра; рамка - определитель облаков; солнечные часы(макет); снегометр-определяет высоту сугробов; дождемер) Идем дальше.

Слайд 7

Воспитатель: перед нами «Огород» что здесь только не растет.

Отгадай овощ по пяти характерным словам – признакам

Вопрос 1 Для меня платьев много надо, штук всего лишь сорок

Я красива, сочна, вкусна, белокочанная и полезна (капуста)

Вопрос 2 У нее есть чудесный оранжевый носик,

Он очень хрустящий, вкусный и сочный,

Своим зеленым и пышным хвостиком

Она на грядке украсит любой огород (морковь)

Вопрос 3. Весною мы ее сажаем, летом часто собираем

Нам копать всегда ее папа помогает

Она круглая, вкусная, полезная

Мама ее варит, в суп добавляет, жарит (картошка)

Вопрос 4. Мы - веселые ребятки, мы - ребята молодцы,

Дружно мы растем на грядке,

мы - пупырчатые зеленые бойцы (огурцы)

Воспитатель: Молодцы команды, хорошо отвечаете на вопросы. Предлагаю ответить на дополнительные вопросы, за каждый ответ команда получает дополнительное очко, отвечаем по очереди: назовите блюда, которые можно приготовить из…картофеля (капусты)

Отлично, идем дальше.

Слайд 8

Следующая станция «Птичья столовая»

Вопрос 1 Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке – красное пятно, а на черных крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пестрый (дятел)

Вопрос 2 «-Эй, увалень, как звать-то тебя? Откуда, красногрудый, к нам прилетел? Что же ты молчишь, воды, что ли, в рот набрал?

– Нет, не воды, а ..» Что за птица и что набрала в рот (снегирь, ягоды рябины)

Вопрос 3 Одна из замечательных особенностей этой птицы – великолепная ориентация и умение вернуться из любого места кормежки или водопоя. Она может проводить в полете много часов подряд и иногда развивает скорость до 100 км/час. Эту птицу использовали как почтальона Кто это? (Голубь).

Вопрос 4 Какую птичку называют «ледоломкой». С её прилетом лед на реках ломается и начинается ледоход (Трясогузка). (Трясогузки прилетают ранней весной с началом бурного таяния снега. Существует народная примета, что трясогузка хвостом лед ломает и вскоре после ее прилета начинается ледоход на реках. А еще ледоломкой трясогузку называют, потому что она трясет "гузом" - раньше так называли заднюю часть птицы, человека или животного.

Слайд 9

Воспитатель: Мы с вами переходим на следующую станцию «Отель для насекомых»

Вопрос 1 Какой жучок получил свое имя из-за того, что в момент опасности выделяет ядовитое молочко? (божья коровка)

Вопрос 2 Какое насекомое имеет на крылышках специальную жилку, которой он водит по маленькой перепонке, как скрипач? (кузнечик)

Вопрос 3 Какое насекомое, найдя какой-либо предмет, сначала пробует его ногой и определяет, съедобно оно или нет? (муха)

Вопрос 4 В полосатом платьице. На лугу летает.

Мохнатыми лапками. Пыльцу собирает (пчела).

Дополнительный вопрос: как называется наука о насекомых? (энтомология), Человек занимается изучением насекомых, и эта профессия называется?..(энтомология)

Воспитатель: Мы ответили на все вопросы. пришло время подвести итоги и назвать победителя в «ЭкоКвизе» (считают очки)

Слайд 10 (появляется пчелка)

«Ой, ребята, мне пора! Заигралась я с вами. А мне же еще столько дел надо переделать. Увидимся с вами в следующем году. Я очень рада нашему знакомству».

Проходит награждение (все участники получают сладкие призы и грамоты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические игры для старших дошкольников

экологические игры для старших дошкольников...

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

"Экологические сказки как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и ориентирован на экологическую культуру детей....

Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников

Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников....