Декоративно-прикладное искусство из бересты как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа)

Аннотация: В статье представлены некоторые техники нетрадиционной работы с «берестой», их значение в развитии творческого воображения, устойчивого интереса к эмоциональной сферы детей. Описание опыта кружковой работы подтверждает необходимость использования нетрадиционных способов методики и технологии работы «берестой» для развития детского интеллекта, творческой активности ребенка, умению нестандартно мыслить. 

Ключевые слова: ручной труд, нетрадиционные техники работы «берестой», творчество, творческие способности, воображение, фантазия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk-792_vasileva_statya_.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Декоративно-прикладное искусство из бересты как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Васильева Анна Ильинична

студентка

ФГБОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Научный руководитель: Попова Людмила Витальевна

к.п.н., доцент

ФГБОУ ВО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Аннотация: В статье представлены некоторые техники нетрадиционной работы с «берестой», их значение в развитии творческого воображения, устойчивого интереса к эмоциональной сферы детей. Описание опыта кружковой работы подтверждает необходимость использования нетрадиционных способов методики и технологии работы «берестой» для развития детского интеллекта, творческой активности ребенка, умению нестандартно мыслить.

Ключевые слова: ручной труд, нетрадиционные техники работы «берестой», творчество, творческие способности, воображение, фантазия

Decorative and applied art from birch bark as a means of developing the creative abilities of older preschool children

Vasilyeva Anna Ilyinichna

Scientific adviser: Popova Lyudmila Vitalyevna

Abstract: The article presents some techniques of non-traditional work with “banks”, their importance in the development of creative imagination, interest in the emotional sphere of children. Description of work experience in circles - the need to use non-traditional methods and working methods: “banks” for the development of children's intelligence, the child’s creative activity, and the ability to think outside the box.

Key words: manual labor, non-traditional techniques of “birch bark” work, creativity, creative abilities, imagination, fantasy

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный Государственный Стандарт направлен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивация в достижении успеха [8, с. 6].

Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г. С. Батищев).

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности традиционно привлекает внимание педагогов и психологов (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Комарова, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, О. Н. Сомкова, О. С.Ушакова, Д. Б.Эльконин и другие). Среди творческих проявлений детей дошкольного возраста особое внимание заслуживает продуктивная деятельность ребенка.

С.С. Суровцева выявила, что основой для развития творчества в дошкольном возрасте является продуктивная деятельность. Особенно, большое значение занимает деятельность изобразительная, которая возникает на ранних этапах онтогенеза и способствует психическому и личностному развитию ребенка [8, с. 152].

Нетрадиционная работа из бересты интересна тем, что она является связующим звеном человека и природы, вызывает интерес именно как натуральный материал, такой материал, который способствует раскрытию творческого потенциала личности и является видом декоративно-прикладного творчества.

В целях осуществления художественно-творческого развития детей я занимаюсь нетрадиционным способом изобразительного творчества воспитанников старшей группы в кружке по дополнительному образованию «Туос тойуга» - «Мелодия бересты» в МБДОУ ЦРР д/с № 15 «Северные звёздочки».

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, об их свойствах и способах их применения. Это даёт толчок к развитию воображения, творчества, развивает у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе.

Природный материал сам по себе кладовая для творчества и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Мы разработали Программу «Туос тойуга» , где основной целью была развитие творческих способностей в процессе работы с берестой.

Основными задачами выделили:

  1. Воспитывать трудолюбивое, усидчивость, аккуратность.
  2. Формировать у детей художественно - творческие способности
    и активност
    ь в достижении цели.

3. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы.

В наше время технологического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовать старинными праздниками, обычаями, прикладными ремеслами. Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная обработка бересты. В своей работе мы выбрали работу с берестой, так как берёста - это оригинальный природный материал для творчества детей. Береста сама по себе очень красивый материал. Созданные природой на внутренней стороне бересты черточки, бородавочки и вкрапления создают естественный неповторимый рисунок, и поэтому, даже не прибегая к дополнительным способам декоративного украшения, готовое изделие будет выглядеть очень привлекательным.

Заготовка и сбор бересты проводится в начале лета: в конце июня – в начале июля. Когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем с берёз и веток, которые повалены в бурю или спилены. Береста легко расслаивается и поддается обработке, особенно если поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, тогда она будет ровной. От тепла и солнца она теряет гибкость и скручивается [4, с. 4].

Во время экскурсии с детьми проводилась ознакомительная и обучающая беседа о свойствах и значениях бересты. Далее проводятся занятия по комплексным видам деятельности: рисование, креативное вырезание, ручной труд, лепка, аппликации и др.

Работа с воспитанниками организуется по перспективному плану, составленному к текущему учебному году. Работа рассчитана на 1 год обучения детей подготовительной группы. Возраст детей: 6 – 7 лет.

Организации работы детей с берестой начинаем с ознакомления с берестой. Вначале проводится предварительная работа: наблюдение за берёзкой. Используем словесные методы и приёмы: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, чтение стихотворений, слушание музыки, комментирование наглядного материала, а также вопросы к детям. Береста материал очень тёплый и приятный на ощупь. Детям даются кусочки бересты разных оттенков для рассматривания, потрогать, почувствовать её теплоту, бархатистость, сравнить на ощупь с бумагой. Рассматриваются готовые поделки мастеров из бересты. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, слайды, видеозаписи).

Вся работа опирается на принцип дидактики: от простого к сложному. В начале используем бересту в аппликации, начиная с простого (листочки, грибочки) и постепенно переходя к более сложному. Важное значение имеет многократность действий.

Процесс выполнения аппликации делится на следующие этапы:

1. Выбор эскиза.

2. Изготовление деталей: сделать копию и разрезать ее на детали – шаблоны

3. Подбор бересты по тону, перенесение выкройки на материал

4. Составление композиции на фоне, уточнение формы деталей, соединив их друг с другом встык.

5. Закрепление композиции с помощью клея ПВА на фоне: поочередно, на каждую деталь, на всю поверхность ровным слоем нанести клей, положить деталь на нужное место, при этом накрывая ее чистым листом бумаги, прижать.

6. Сушка под прессом.

В нашей дошкольной образовательной организации весь педагогический процесс при планировании образовательной деятельности берем за основу якутский календарь. При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне – мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок, близкий к цвету рисунка.

Для выполнения аппликаций по образцам народных орнаментов можно использовать геометрические, растительные и роговидные фигуры, широко распространенные в декоративно-прикладном искусстве разных народов нашей страны.

Для развития мышцы кисти руки, включая мелкую моторику пальцев, я составила упражнения, которые провожу во время занятий:

Упражнение - массаж с берестой:

- трубочки из бересты держать между ладонями и делать движения обеими руками вверх- вниз;

- трубочку из бересты, связанную длинной ниткой, в конце которой подвешена шишка, держать пальцами обеих рук и закручивать до тех пор, пока шишка не коснётся бересты [2, с. 32].

На занятиях используем игровые мотивации (путешествия, встречи с героями), музыкальное сопровождение, игры. Навыки, приобретенные во время работы кружка, дети используют в других видах продуктивной деятельности (в аппликации, конструировании, самостоятельной художественной деятельности). По нашим наблюдениям, особое удовлетворение вызывают у детей коллективные композиции. Так как на таких занятиях дети видят общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуальная работа. Коллективное панно используем для оформления интерьера детского сада, выставок. Весной наши дети участвовали в районной выставке по декоративно - прикладному искусству.

Активно сотрудничаем с Центром Культуры и с советом общественности наслега. Посещаем дом Арчы, где проводятся различные мероприятия, выставки. Так дети старшей группы изготовили из бересты подарки: знак-символ месяца Айыыьыт, которую использовали в оформлении дома Арчы; подарили бабушкам и дедушкам в День пожилых людей обереги, который по поверью нашего народа оберегает человека от неприятностей.

Таким образом в процессе творческой деятельности на занятиях детям предлагаются новые проблемы по содержанию материала, они ищут новые, оригинальные формы, методы и пути их решения. Следовательно, изучение дошкольниками декоративно-поделочных свойств и эстетических качеств природных, художественных и других материалов в значительной степени способствует не только познанию детей прекрасного, но и активизирует их творческое воображение.

Список литературы:

1. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детсом саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, ; 80 с.

2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 144 с.

3. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 112 с.

4. Финягин В.В. «Из­де­лия из бересты» АСТ «Астрель» Москва 127 с.

5. Неустроев Б.Ф. Саха ойуута-бичигэ =Узоры и орнаменты саха / Мандар Уус. 2-е изд. с изм. – Якутск: Бичик, 2010. – С. 44-46.

6. Петрова С.И. Традиционное якутское шитье и вышивка. V. Художественно-конструктивные особенности национального шитья [Электронный ресурс]. - URL: ()

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования [Текст]. - М.: Перспектива, 32 с.

8. Шинкарёва Н.А., Богослова Г.В. ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 154-158

9. Якутские народные песни = Саха народнай ырыалара : в 2 ч. Ч. 2. Песни о труде и быте / ред. : Н.В. Емельянов, П.Е. Ефремов; изд. подготовил Г.У. Эргис и др. – Якутск: Кн. изд-во, 1977. – С. 309-315

© А.И. Васильева, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....

ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...

Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 9 г.Ардон   Проект в старшей группе:«Нетрадиционные техники рисования как средство развитиятворческ...