ООД "Царица водица"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шамова Юлия Валерьевна

Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды через опытно – экспериментальную деятельность в экологической деятельности.

Программное содержание:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Развивать речь, мышление, любознательность;
  • Воспитывать экологическую культуру;
  • Развивать умение делать выводы, умозаключения;
  • Воспитывать аккуратность при работе.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

Ход ООД:

I Вводная часть:

Сегодня я вас приглашаю в лабораторию, но сначала вы должны отгадать загадки:

«Я и туча, и туман, очень добродушная,

И ручей, и океан, я мягкая, послушная,

И летаю, и бегу, но когда я захочу,

И стеклянной быть могу. Даже камень источу»

(Ответы детей).

СЛАЙД № 1 (Изображение воды)

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.          Н. Рыжова

Сейчас пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям с водой.

Перед проведением опытов давайте вспомним технику безопасности при работе с водой.

Коль с водой имеем дела,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

А еще нельзя толкаться

И нельзя друг с другом драться.

Не кидаться, не кричать,

В рот нельзя предметы брать.

Со стола чтоб взять предмет

Спроси «Можно или нет».

II Опыты:

1. Опыт: «Какой формы вода?»

Воспитатель: Ребята посмотрите на столе лежит куб и шар. Какой формы эти предметы.

Дети: куб, шар.

А имеет ли форму вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.

2. Опыт: «Какого цвета вода?»

Воспитатель: Возьмем две банки – одну с водой, а другую с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за банками с водой. Нам видно картинку?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь поставим картинку за банкой с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден.

Воспитатель: Значит какая вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Вода - прозрачная жидкость. Ребята, но я знаю, что вода может менять цвет. Как это сделать?

Ответы детей: Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.

3. Опыт: «Вода – растворитель»

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. А теперь давайте в стаканчики с водой положим вещества, которые находятся у нас на столе. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонный сок. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

Воспитатель: Что изменилось?

Ответы детей: У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет.

Воспитатель: А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Воспитатель: Обращает внимание на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим?

Ответы детей:

Воспитатель: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: У воды есть важное, полезное свойство – умеет растворять в себе некоторые вещества.

Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода может менять цвет, вкус. А может ли она изменить запах? Как вы думаете? Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

А сейчас пойдем отдохнем:

Физкультминутка: «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились,                 (шагаем на месте)

Наклонились и умылись.                               (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,                                      (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.                          (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.                                  (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.                            (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.            (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

4. Опыт: «Фильтрование воды»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему нельзя было пить эту воду?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать. СЛАЙД № 2

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем нужна вода.

А сейчас ребята я хочу показать вам фокус с водой.

Фокусы с водой:

1. В стакан с водой опускаем скрепку. Я сейчас с помощью колокольчика достану скрепку. Опускаем колокольчик в банку с водой и достаем скрепку. (С помощью магнита.)

2. Научи яйцо плавать

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

  • Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой — яйцо опустится на дно стакана.
  • Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
  • Опустим яйцо в стакан с солёной водой — яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Слайд №3

Рефлексия.

Воспитатель:

  1. Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)
  2. Скажите какие свойства воды мы узнали сегодня? (ответы детей)
  3. Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)

Ребенок читает стихотворение:

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А так же мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ООД200.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа Долгопрудный

гимназия №13 ул.Спортивная д.9а

(МАОУ гимназия №13, ул.Спортивная д.9а)

ООД для детей

 подготовительной группы №1/15 «Лисята».

«Царица-водица».

 

C:\Users\scham\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20230915_094517.jpg

                                                                     

Подготовила и провела воспитатель:

                                                                                                       Шамова Юлия Валерьевна

г. Долгопрудный

07.09.2023г.

Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды через опытно – экспериментальную деятельность в экологической деятельности.

Программное содержание:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Развивать речь, мышление, любознательность;
  • Воспитывать экологическую культуру;
  • Развивать умение делать выводы, умозаключения;
  • Воспитывать аккуратность при работе.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

Ход ООД:

I Вводная часть:

Сегодня я вас приглашаю в лабораторию, но сначала вы должны отгадать загадки:

«Я и туча, и туман, очень добродушная,

И ручей, и океан, я мягкая, послушная,

И летаю, и бегу, но когда я захочу,

И стеклянной быть могу. Даже камень источу»

(Ответы детей).

СЛАЙД № 1 (Изображение воды)

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.          Н. Рыжова

Сейчас пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям с водой.

Перед проведением опытов давайте вспомним технику безопасности при работе с водой.

Коль с водой имеем дела,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

А еще нельзя толкаться

И нельзя друг с другом драться.

Не кидаться, не кричать,

В рот нельзя предметы брать.

Со стола чтоб взять предмет

Спроси «Можно или нет».

II Опыты:

1. Опыт: «Какой формы вода?»

Воспитатель: Ребята посмотрите на столе лежит куб и шар. Какой формы эти предметы.

Дети: куб, шар.

А имеет ли форму вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.

2. Опыт: «Какого цвета вода?»

Воспитатель: Возьмем две банки – одну с водой, а другую с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за банками с водой. Нам видно картинку?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь поставим картинку за банкой с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден.

Воспитатель: Значит какая вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Вода - прозрачная жидкость. Ребята, но я знаю, что вода может менять цвет. Как это сделать?

Ответы детей: Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.

3. Опыт: «Вода – растворитель»

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. А теперь давайте в стаканчики с водой положим вещества, которые находятся у нас на столе. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонный сок. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

Воспитатель: Что изменилось?

Ответы детей: У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет.

Воспитатель: А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Воспитатель: Обращает внимание на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим?

Ответы детей:

Воспитатель: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: У воды есть важное, полезное свойство – умеет растворять в себе некоторые вещества.

Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода может менять цвет, вкус. А может ли она изменить запах? Как вы думаете? Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

А сейчас пойдем отдохнем:

Физкультминутка: «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились,                 (шагаем на месте)

Наклонились и умылись.                               (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,                                      (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.                          (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.                                  (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.                            (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.            (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

4. Опыт: «Фильтрование воды»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему нельзя было пить эту воду?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать. СЛАЙД № 2

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем нужна вода.

А сейчас ребята я хочу показать вам фокус с водой.

Фокусы с водой:

1. В стакан с водой опускаем скрепку. Я сейчас с помощью колокольчика достану скрепку. Опускаем колокольчик в банку с водой и достаем скрепку. (С помощью магнита.)

2. Научи яйцо плавать

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

  • Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой — яйцо опустится на дно стакана.
  • Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
  • Опустим яйцо в стакан с солёной водой — яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Слайд №3

Рефлексия.

Воспитатель:

  1. Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)
  2. Скажите какие свойства воды мы узнали сегодня? (ответы детей)
  3. Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)

Ребенок читает стихотворение:

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А так же мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Царица-водица"

конспект...

Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»

Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности,  совершенство...

Интегрированное занятие с экспериментированием с детьми старшей группы «Водица-царица, водица-мастерица».

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста....