Интегрированное занятие для старшей группы "Путешествие в Африку"
план-конспект занятия по окружающему миру

Лясковец Надежда Сергеевна

Цель: расширить и закрепить знания детей о животных жарких стран

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (ФЦКМ и ФЭМП), социально-коммуникативное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afrika1.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе

Тема: «Путешествие в Африку».

Цель: расширение знаний детей об Африке.

Задачи:

образовательные:

  • расширить и закрепить знания детей о животных жарких стран;
  • формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
  • повторить счет в пределах 9.

развивающие:

  • развивать интерес к представителям живой природы;
  • развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;
  • развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;
  • развивать память, внимание, воображение.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками;
  • внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.
  • воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

Материалы к занятию: глобус, мультимедийная презентация, билеты

Ход занятия:

Приветствие:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?

Дети: глобус.

Воспитатель: Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? А чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, отгадайте загадку:

Самый теплый материк

Живописен и велик.

Тут живет среди саванн

Много львов и обезьян. (Африка)

Давайте попробуем найти Африку на глобусе. Сделать это несложно, изображая Африку на карте, использовали много желтого цвета.

- Как вы думаете, что обозначает желтый цвет?

Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.

- Как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться до Африки?

Правильно! На корабле!

Получите ваши билеты и займите правильные места. Для этого нужно сосчитать количество геометрических фигур на билете и найти нужную цифру на стульчике корабля.

Переодеться в капитана

- Где бы человек не находился; он должен соблюдать определенные правила. Для чего?

(чтобы уберечься от опасности, чтобы не мешать другим людям работать или отдыхать).

Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле?

(Не перегибаться через борт)

Итак, в путь!

Я всегда дружу с морями,
И с волнами, и с ветрами,
С солнцем, звездами, луной…
Есть обычай здесь такой:
Перед дальнею дорогой
Попросить сил у природы:
Ветер просим в спину дуть,
Звезды – указать нам путь,
Чтобы шторма не бывало,
Чтобы солнце пригревало,
Заклинанье таково,
Повторяйте!
О, сим-салабим!
О, мумбо-юмбо!
О, банана-кипариса!
Ананаса-кукуруза!
Вся команда – на местах?
И к отплытию готовы?
Курс на юг. Мы плывем!
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Пушки с берега палят
Кораблю пристать велят…»

Вот мы и добрались до Африки.

Танец «Чунга-Чанга»

- В Африке много пустынь. Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно)

Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей. Подойдите ко мне и почувствуйте, какой же горячий воздух (опыт с феном)

- Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения?

Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками.

- Как же они обходятся без воды?

У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли.

- Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая глубоко под землей).

Кажется, в пустыне не может быть животных, но, посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас движется медленно высокое животное с большим горбом на спине.

Кораблик пустыни идет по песку

Воды по бутыли есть в каждом горбу.

Колючки еще на обед подают

Везет в караванах товары …. (верблюд)

Верблюда называют кораблем пустыни.

- Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля)

Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.

- Почему им не жарко в пустыне? (Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей).

Песок очень горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? (копытами)

- Какие они у верблюда? (На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку).

Они должны быть широкими, чтобы “корабль пустыни” не проваливался в песок. Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.

Людей от песчаного ветра защищают белые и плотные одежды. Они заматываются в них с головы до ног.

- Объясните, почему одежда должна быть плотной? (Чтобы не пропускать тепло с улицы к телу человека).

Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. В пустыне очень скудная растительность.

- Ребята, посмотрите на это животное. Кто из вас знает как оно называется? Это сайгак- один из видов антилопы. Длинный горбатый нос этого копытного животного летом охлаждает раскаленный воздух, зимой согревает его, а во время песчаных бурь ноздри закрываются и пыль в него не попадает.

- Отгадайте загадку:

Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но — ах! —
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

Этим юрким животным легко найти приют в узкой расщелине и под камнями, где они могут спрятаться от жары. Потеря хвоста - не беда для них, так как быстро вырастает новый.

Грызу, но не хомяк, не мышь –

Ты с нею поиграй, малыш!

А вот с песочком чистым банка,

Чтобы «купалась» в нем … (Песчанка)

Этот пустынный грызун никогда не пьет, а получает воду из пищи.

На земле она похожа
На короткий толстый шланг.
У неё цветная кожа
И совсем не видно лап.
Морда с круглыми глазами,
Неподвижный злобный взгляд.
Между острыми зубами
Притаился страшный яд.
Где она ползла недавно,
Остается колея.
И опасна, и коварна
Ядовитая …(Змея)

Эти рептилии бывают смертельно ядовитыми. Охотятся они по ночам на мелких животных, а днем в жару отдыхают под камнями.

По пескам гуляет,

Насекомых жалит,

Хвост изогнутый он свой,

Ядом наполняет! (Скорпион)

Это самый известный родственник паука. Его укус может стать для человека смертельным.

Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. Ребята, посмотрите! Что это?!

Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады.

Вода здесь ценится на вес золота.

Ребята, отдохнем на берегу озера!

Давайте искупаемся, позагораем и потанцуем танец моряков

И вот мы с вами снова бодры и веселы. Отправляемся дальше по африке.

Впереди - Африканская саванна (показ иллюстрации).

Чем покрыта земля в саванне? (травой).

Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Это баобабы (показ иллюстрации). Это удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют очень толстый ствол, который достигает в диаметре 10 метров. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей группе детского сада.

Климат в саваннах сезонный, засушливый период сменяется дождливым.

Ствол баобаба перенасыщен водой.

Зачем это дерево накапливает воду? (чтобы в засушливый период питаться своими запасами).

Летом баобаб сбрасывает листья.

Как вы думаете, зачем? (чтобы меньше испарялось воды).

Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.

Не успели мы ступить на землю, как послышался грозный рык. (аудиозапись)

Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации).

Это царь зверей – лев.

Царь зверей – могучий Лев
Спутник многих королев.
Благороден, словно граф,
У него суровый нрав.
Да, заслуг у Льва немало,
Лишь причёска подкачала.
Весь лохматый, вот беда,
Не стрижётся никогда

Загадка:

У этой лошадки
Одёжка в полоску.
Похожа одёжка её
На матроску.
(Зебра)

Зебра - самое многочисленное в саванне копытное животное - полосатый сородич лошадей. Они сбиваются в стада, чтобы было легче противостоять хищникам.

Загадка

“Тут входит голову задрав
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав
А потому, что он …
(жираф) (показ иллюстрации или фигуры животного).

В саванне живет самое высокое животное на земле.

Почему же жираф выглядит гордо и важно? (у него длинная шея, ноги).

Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.

Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).

Посмотрите у жирафа передние ноги длиннее задних, а хвост длинной в метр.

Глаза у жирафа так посажены, что не поворачивая голову, он видит все вокруг.

Загадка:

“Есть очень много рогачей
В зоопарке и в лесу
У всех рога на голове
А у него лишь на носу”
(носорог)

Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета.

А что у него на лбу? (рог)

Плохо приходится тому, кто встанет на пути, в гневе носорог может сокрушить кого угодно. Но стоит при приближении животного отойти немного в сторону и носорог промчится мимо, видит он плохо. Днем носороги спят в зарослях, а ночью отправляются на прогулку. Слух у них превосходный, а едят они траву, листья, корни растений.

А вот Африканские гиганты. Узнали вы их? (слоны)

Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).

Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет).

Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.

Ребята, посмотрите на это удивительное животное. Оно называется Окапи. Это пугливое , одинокое животное. У него большие уши и отличный слух, улавливающий опасность. Полосатые ноги делают их незаметными среди деревьев.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кто где живет». Разделимся на две команды. Первая команда выбирает животных, которые живут в пустыне, вторая — в саванне. Посмотрим, какая из команд сделает это быстрее.

Молодцы! Все справились с заданием!

Ну вот и пришла пора возвращаться нам домой из путешествия.

Вся команда на местах?

И к отплытию готовы?

Курс домой — в детский сад.

Мы плывем!

Песня «Мы едем, едем едем в далекие края...» (пальчиковая гимнастика)

Вот и детский сад, наша группа. А у меня для вас сюрприз! Животные, у которых мы были в гостях, подарили вам подарок, давайте посмотрим что в нем. Это наклейки с их изображением!

Рефлексия:

  1. Ребята, понравилось вам наше путешествие?
  2. Что больше всего понравилось?
  3. Что нового вы узнали?
  4. Куда отправимся в следующий раз?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по физкультуре "Путешествие в Африку".

Интегрированное занятие для детей старшей группы с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа....

Интегрированное занятие (подготовительная группа) «Путешествие в Африку».

Интегрированное занятие (подготовительная группа)«Путешествие в Африку».Воспитатель: - Ребята, а куда мы с вами отправимся, вы угадайте. Я сейчас загадаю загадку, а вы внимательно пос...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности «Путешествие в Африку»

Занятие разработано с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Было представлено,как открытый показ для слушателей ИРО г. Мурманска....

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...