Открытое занятие "Воздухоискатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Салчак Октябрина Орлан-ооловна

Цель: развивать познавательную активность в процессеисследования; расширять знания детей о воздухе.

Обучающиеся задачи: упражнять в наблюдательности за окружающей средой; закрепить представления детей о воздухе, его свойствах; учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.

Развивающие задачи: развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи: воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; воспитывать интерес к исследованию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduhoiskateli.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровлениядетский сад «Чечек» села Шуй муниципального района«Бай-Тайгинскийкожуун Республики Тыва»

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Воздухоискатели»

Воспитатель: Салчак Октябрина Орлан-ооловна

Шуй, 2019г.

Цель: развивать познавательную активность в процессеисследования; расширять знания детей о воздухе.

Обучающиеся задачи: упражнять в наблюдательности за окружающей средой; закрепить представления детей о воздухе, его свойствах; учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.

Развивающие задачи: развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи: воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; воспитывать интерес к исследованию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Интеграция образовательных областей:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– физическое развитие;

– художественно-эстетическое развитие.

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация,  продуктивная деятельность детей, кейс, анализ, подведение итогов, наводящие вопросы, индивидуальная работа с детьми.

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.

Словарная работа: лаборатория, кляксография.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); халаты (по количеству детей); миски с водой 2 шт.; апельсин, салфетка сухая;  гуашь; кисточки; стаканчики и трубочки, воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ребята к нам сегодня пришли гости давайте поздороваемся с ними.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым и доверчивым,

Пусть каждое утро длится до вечера.

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель:  Молодцы! Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет не видим.

Воспитатель:Раз мы его не видим значит воздух какой?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию. Лаборатория-это комната которая делают разные эксперименты. А нука повторите за мной ребята.

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: Когда работаете в лаборатории надо соблюдать некоторые правила внимательно слушайте: надо соблюдать тишину, не мешать друг другу, быть аккуратным при работе с опытами. Все запомнили да?

Дети: Да!

Воспитатель: А теперь пойдемте в лабораторию. (дети проходят к столам). Вот и пришли мы. Чтобы работать в лаборатории надо надевать специальные фартуки. (Дети одевают фартуки).

Воспитатель:  Давайте попробуем поймать воздух руками. Поймали?

Дети: Не поймали.

Воспитатель: Мы не сможем поймать воздух. А хотите я научу вас ловить воздух?

Дети: Да!

Опыт № 1. «Поймай невидимку» (с полиэтиленовым пакетом).

Воспитатель: Возьмите пакетики и поймаем воздух в пакет. Молодцы какие вы быстрые! Теперь закручиваем его. Что произойдет? На что он похож?

Дети: Пакет полон воздуха. На подушку похожа.

Воспитатель: Молодцы. А теперь возьмите зубочистки и делаем дырку, держите ближе к лицу. Что вы чувствуете? Что из пакета выходит?

Дети: Из пакета выходит воздух, которое мы поймали.

Воспитатель: Все правильно. Какие вы молодцы. А теперь сделаем вывод первого опыта.

Вывод: чтобы увидеть воздух его надо поймать.

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? (ответы детей). Давайте проверим.

Опыт № 2. «Воздух в человеке».

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой подуйте в трубочку опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!

Воспитатель:Да, пузырьки воздуха.

Вывод: значит воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель: А теперь немножко поиграем. Игра «Узнай по запаху».

Ребята как вы думаете, есть ли свой запах у воздуха?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вы сейчас закроете глаза и отгадаете, чем пахнет воздух в нашей лаборатории. (детям предлагается почувствовать запах апельсина, лука, яблока). Запах вы чего почувствовали?

Дети: Запах апельсина, яблока, лука.

Воспитатель: Молодцы правильно! Какой можно сделать вывод?

Вывод: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

Опыт № 3. «Имеет ли воздух вес».

Воспитатель: Как вы думаете имеет ли воздух вес?( ответы детей). У меня в руке 2 апельсина-один очищенный, другой с кожурой. Отпускаем апельсины емкость с водой. Что мы видим?

Дети: апельсин очищенный утонул, а апельсин с кожурой плавает на поверхности.

Воспитатель: Как вы думаете почему апельсин с кожурой не утонул, а апельсин без кожуры утонул? (ответы детей).

Воспитатель: В кожуре апельсина есть воздух. Он легкий поэтому апельсин плавает.

Вывод: воздух легче воды.

Опыт № 4 «Воздух в стакане».

Воспитатель: А теперь я покажу вам один фокус. Будьте очень внимательными. Соблюдаем тишину. На дно стаканчика отпускаем салфетку, тщательно ее прижимаем ко дну стакана.

Переворачиваем стакан вверх дном, держим стакан прямо вертикально и отпускаем стакан в емкость с водой, до дна емкости. Затем банку выжимаем из воды. Посмотрим намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой?

Дети: Салфетка сухая.

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане, он не пускал туда воду.

Воспитатель:Очень интересно да, ребята? А теперь все стали, устали наверно да? Немножко отдохнем.

Физминутка.

Пятачка носочек раз, два, три

Пятачка носочек раз, два, три

А теперь потопаем,

Ручками похлопаем

А еще попрыгаем

Ножками попрыгаем.

Повернулись в право раз,

Повернулись в лево два

Ну и снова еще раз

Повторяем этот пляс. (2 раза).

Воспитатель: Молодцы. Все сели за столы наш следующий опыт.

Опыт № 5 «Раздуй каплю» (рисование с воздухом).

Воспитатель: Воздухом можно рисовать. Этунетрадиционную технику рисования называются «кляксография». Повторите за мной.

Дети: Кляксография.

Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски и берем трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу до центра в разные стороны. Посмотрите как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовывать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?

Дети: Здорово!

Воспитатель: Вот и подошло к концу наши исследования. Что мы нового сегодня узнали? Какие опыты мы сегодня делали? Ребята, Вы отличные воздухоискатели и стали настоящими учеными. В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги исследовательской деятельности на занятии);

–что воздух нас постоянно окружает;

–что способ обнаружения воздуха «запереть» воздух поймать в оболочку;

– что воздух легче воды;

–что воздух есть внутри кожуры апельсина;

– воздух есть внутри людей;

– воздухом можно рисовать. Оформление выставки творческих работ.

Литература:

1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.

3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.

4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.

6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.

7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

9. Интернет ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД

Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)

Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...

«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».

Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...