Познавательно-исследовательская деятельность на занятии по экологическому воспитанию. Тема: «Живая земля».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Этот материал предназначен для воспитателей. Здесь дети знакомятся с составом почвы, песка, формируется познавательная активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_nod_po_teme.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Познавательно-исследовательская деятельность на занятии по экологическому воспитанию.                                      

Тема: «Живая земля».                                                                                               Группа: подготовительная группа № 1                                                Воспитатель: Денисова Г.В.

Задачи:                                                                                         

- формировать у детей представления о значении почвы в природе;

- познакомить с составом почвы, с некоторыми свойствами почвы и песка;                                                                                                            - упражнять в умении сравнивать, анализировать;

- развивать умение использовать схемы для систематизации знаний;                            - формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;                                                                                    

- активизировать словарь за счет слов: сыпучий, рыхлый, плодородная, воздухопроницаемое, перегной;                                              

- учить работать в паре, формировать коммуникативные навыки;         

- воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.          

Оборудование и материалы: посылка, емкости с песком и землей, ложечки, салфетки, вода, лупы, сито, фартуки, шапочки, воронки, стаканы по количеству детей.                                                                        

Предварительная работа: чтение энциклопедии для детей «Почемучка», экспериментирование с водой, воздухом, песком, рассматривание макета, отражающего расположение слоёв почвы, выращивание цветочных ростков в прозрачном горшке.                                                                              

                                                  Ход деятельности                                                                                                                                              

I ч. 

Воспитатель: Ребята, на адрес нашей группы пришла посылка. Посмотрите, на посылке знак «SOS». Вы знаете, что означает этот сигнал? (Ответы детей.) Да, кому-то срочно нужна помощь! (Открывает посылку, читает письмо.)

Это письмо от Лунтика (читает).                    

«Здравствуйте, мои друзья! Зовут меня Лунтик. Я отправился на другую планету, чтобы навестить своего друга - прекрасную Розу, но приключилась беда: заболел мой друг-прекрасная Роза, у неё пожелтели и стали опадать лепестки. Я узнал, что помочь ей сможет только «живая земля», которая есть на вашей планете. Я собрал грунт, в котором росла моя Роза, и отправил её в вашу исследовательскую лабораторию, так как самостоятельно понять, из каких веществ состоит «живая земля», я не могу».                                  

II ч. 

Поможем Лунтику? Давайте рассуждать: что нужно для жизни  живому существу, например человеку, растению?

Вопросы воспитателя:

- Скажите, пожалуйста: что нужно человеку для его существования?  (Воздух, вода, свет, питание.)

- Чем питается человек? (Ответы детей.) Молодцы, правильно!                                                                            

- Скажите, а чем питается растение и где берёт питание? (Ответы детей)

- Человек и растение живые существа, им нужны, свет, воздух, вода, и конечно питание?                                                                                                                                                                                                              

     Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля. Земля образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «питательные вещества» для растения.                        

     У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому хорошо себя чувствуют. Значит, землю можно назвать «живой». А у Лунтика цветок вянет.  Почему?  Давайте у знаем. Для этого предлагаю вам стать учеными -

исследователями.                                            

III ч. 

Воспитатель: Кто знает, чем занимаются ученые? (исследуют, наблюдают, проводят опыты) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта комната стала лабораторией. Оденьте  шапочки и фартуки для работы и садитесь за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому, вы будете работать парами, помогать друг другу, советоваться (дети садятся по два человека за стол, на столах ёмкости с песком и землёй, салфетки, вода, ложечки, лупы, воронки, сито, стаканы).                                              

   У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно (ответы детей).  Нам предстоит определить, в чем отличие нашей почвы от почвы, присланной Лунтиком. Для сравнения необходимо провести опыты с помощью таблицы, которая подскажет нам с чего необходимо начинать работу и  какие результаты мы должны получить. Предлагаю рассмотреть её (воспитатель объясняет правила заполнения таблицы).                                    

    1. Для начала надо определить, есть ли различия во внешнем виде нашей земли и грунта Розы. Ребята как вы думаете, как можно определить? (рассмотреть и сравнить) Что, по-вашему, означает этот знак - радуга? Если есть различия, необходимо их отметить кружками разного цвета, а если нет -одинаковыми кружками.                  

     2. Далее необходимо выяснить, из чего состоит наша земля и земля Лунтика, то есть что в них содержится. Как это сделать? Для этого необходимо пропустить землю через сито, рассмотреть через лупу, определить и отметить, имеются ли в ней камни, глина, песок, чернозем и другие примеси. Все, что увидите, нужно отметить красными кружками в таблице.

    3. Затем необходимо определить, какая почва сыпучая. Как мы это определим? Будем пересыпать землю и песок, присланный Лунтиком, при этом отмечать, что быстро и ровно пересыпается из ёмкости в ёмкость. Наиболее сыпучий вид отметим в таблице двумя красными кружками.

    4. Далее необходимо провести более сложные опыты по определению воздухопроницаемости и удерживанию влаги. Эти опыты мы проведем вместе, я буду совершать действия, а вы внимательно наблюдайте и отмечайте все результаты.        Воспитатель пытается скатать шарик из двух представленных образцов грунта. Почва  Лунтика рассыпается, из почвы взятой из цветочных горшков в группе, шарик катается. Значит, эта почва содержит достаточное количество влаги и воздуха.

IV ч. 

Воспитатель: Теперь нам необходимо размяться, снять усталость и поднять веселое настроение.                                                                                                                    

Физкультминутка.                                                                      

V ч. 

После опытов проводится анализ обследования двух образцов почвы и подводится итог.

Воспитатель:  Итак, что вы можете рассказать о том, почему прекрасная Роза вянет и какая земля ей нужна.

Дети: Наша почва тёмного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозём, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает воду, в ней растение хорошо растёт - значит это плодородная земля.

   Земля, присланная Лунтиком, более светлая, состоит из песчинок, сыпучая, пропускает воду и не удерживает влагу, в ней нет полезных примесей, благодаря которым растение может хорошо расти.

    Земля Лунтика - это не плодородная земля. Это обыкновенный речной песок, который не удерживает влагу, быстро сохнет под солнцем, поэтому Роза гибнет.

Воспитатель: Молодцы, ребята, нам удалось выяснить причину болезни Розы. Как можно помочь Лунтику исправить ситуацию?

Дети:  Для того чтобы Роза выздоровела нужно послать ту землю, в которой растут наши растения  - это земля «живая».

Воспитатель: Давайте соберём в контейнер образец почвы и вечером напишем письмо с описанием нашей «живой» земли и отправим космической почтой Лунтику.

                                                                                                                                                                             

                           

        

Конспект НОД

(познавательно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию в подготовительной группе)                                               

тема: «Живая земля» 

 

        Воспитатель: Денисова Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию Тема: «Кто в лесу живёт?» (младшая группа)

Тема: «Кто в лесу живёт?» (младшая группа)Цель: - Познакомить детей с животными, живущими в лесах Кузбасса.- уточнить представление о том, чем они питаются;- развивать внимание;- воспитывать гуманное ...

Занятие по экологическому воспитанию Тема: Лесное путешествие

Вызвать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.Уточнить и расширить представления детей о лесе. Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.Развивать с...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологическому воспитанию: "Берегите родную землю"

Воспитывая маленького патриота, мы должны давать знаия не только о Родине в широком смысле, о семье , о доме, но и о земле, на которой он живет, которая его кормит, на которой стоит его дом , детский ...