Триз технология "Системный оператор"
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Триз технология "Системный оператор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_tehnologisistemnyy_operator_.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно.

Дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов.

Наша задача в том и состоит, чтобы помочь ребенку познать, что всё, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был – большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам.

Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗе он называется «Системный оператор».

ТРИЗ – не просто развивает фантазию ребенка, а формирует умения мыслить системно. Способность понимать единство и противоречие окружающего мира.

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Системный оператор формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г. С. Альтшуллер)

Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Настоящее осознается ребенком на основании анализа и обобщения.

Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.

Моя педагогическая находка -  это пособие «Волшебный телевизор» («Системный оператор») на основе игр ТРИЗ из пособия «Занятия по ТРИЗ в детском саду» Гин, С. И. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008.-112 с.

Цель: развивать у детей системное мышление, познавать окружающий мир и мир природы.

Задачи: Выполняя игровые действия, соблюдать алгоритм деятельности – «мыслительные шаги»:

- выбирается объект, и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

- определяется подсистема природного объекта (дети определяют, из каких частей он состоит);

- определяется надсистема объекта (его видовая принадлежность по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится);

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом (выясняем историю возникновения данного объекта);

- рассматривается развитие объекта в будущем (детям предоставляется возможность представить себе, каким объект станет: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.)

Развивать такие психические процессы как внимание, память, наблюдательность, мышление.

Вызывать положительные эмоции к животным, любовь к родным местам тем самым научить ценить и беречь окружающий мир вокруг нас.

Это пособие можно использовать во всех возрастных группах успешно решая задачи, соответствующие возрасту детей.

Это пособие можно использовать как для непосредственно образовательной деятельности, для индивидуальной работы с ребёнком так и для самостоятельной деятельности детей.

 «Волшебный телевизор», игра «Пятиэкранка»

В экране №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?

В экране № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы рассказать: какое оно, из чего состоит?

В экране № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?

В экране № 4 познакомимся с прошлым объекта.

В экране № 5 представим, каким он может быть в будущем.

Пример: 1 Система: заяц. 2 Подсистема: глазки, носик, длинные ушки, мягкие лапки, пушистый хвостик. 3 Надсистема: лесные животные. 4 Прошлое: раньше заяц был маленьким зайчонком, о нём заботилась мама-зайчиха, она кормила его молочком, учила добывать пищу, прятаться от хищных зверей. 1 Настоящее: сейчас заяц взрослый, он красивый, сильный, ловкий и пушистый. 5 Будущее: заяц будет взрослеть, превратиться в старого, мудрого зайца, который будет заботиться о своих внуках. 

Для словесного восстановления можно использовать стихотворение М. С. Гафутулина

«Что-то» автор М. С. Гафутулин.

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!

«Волшебный телевизор», игра «Классификация растительного мира»

Цели: систематизировать знания детей о растениях; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Оборудование: карточки с рисунками, «Волшебный телевизор».

1. Упражнение на классификацию. Воспитатель показывает много различных карточек. У меня есть карточки: береза, ромашка, мухомор, капуста, клубника. Я их раскладываю в пятиэкранник. Давайте придумаем название каждой экрана. (Дети называют «деревья», «цветы», «грибы», «овощи», «ягоды».)

А эти растения куда надо положить (ель, яблоня, тюльпаны, подснежник, василек, боровик, морковка, свекла, лук и др.?

Желательно, чтобы дети раскладывали карточки по выделенным пяти группам самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.

2. Упражнение на классификацию (продолжение). Воспитатель предлагает посмотреть внимательно на «Волшебный телевизор» и подумать, нельзя ли внутри каждой из пяти частей растения разделить еще на какие-нибудь группы.

В результате выделяются следующие группы (названия условные):

деревья: «с иголками» - хвойные, «с листьями» - лиственные, «со съедобными плодами — фруктами»- фруктовые;

цветы: «выращивает человек», «растут сами» (в лесу, поле, на лугу);

грибы: съедобные, несъедобные;

овощи: «подземные» и «наземные»;

ягоды: «лесные» и «садовые».

В конце необходимо подчеркнуть, что групп, на которые можно разделить растения, на самом деле не пять, а гораздо больше; но дети еще имеют недостаточно знаний для этого.

Таким образом, одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды.  Правильно организованное экологическое воспитание в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры, что, в конечном итоге, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. А с помощью игры «волшебный телевизор» дошкольники устанавливают взаимосвязь развития природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода ТРИЗ "Системный оператор"

Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор" позволяет рассмотреть объект во взаимосвязи во времени и в пространстве. На примере цыплёнка можно обобщить представления детей о домашних птицах....

Статья «Применение технологии ТРИЗ (системный оператор) в ознакомлении старших дошкольников с Античной культурой»

Аннотация: в статье раскрыто значение для успешного обучения и развития детей, применение технологии ТРИЗ. Показывается на примере темы «Античность Древней Греции» применение метода системного операто...

Развитие системного мышления с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор»

Использование приёма ТРИЗ «Системный оператор» в работе с детьми дошкольного возраста....

Использование приёма ТРИЗ (системный оператор) в работе с детьми дошкольного возраста

Использование приёма ТРИЗ  (системный оператор)в работе с детьми дошкольного возраста...

Технологическая карта ННОД «История автомобиля» (Технология « Путешествие по "реке времени"», ТРИЗ (системный оператор))

Данная технологическая карта предназначена для педагогов дошкольных учреждений, кто использует в своей практике технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по "реке ...