КОНСТРУКТ непосредственно-образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии ТРИЗ (системный оператор) «Где прячется энергия?» или «В поисках энергии»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Савенкова Наталья Валентиновна
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №17 комбинированного вида « Земляничка» КОНСТРУКТ непосредственно-образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии ТРИЗ (системный оператор) «Где прячется энергия?» или «В поисках энергии» Коменки 2016г. Тема: «Где прячется энергия?» или «В поисках энергии» Вид группы: общеобразовательная Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет) Длительность: 25 - 30 минут Форма НОД: технологии ТРИЗ Форма организации: подгрупповая Учебно-методический комплект: Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания. – Мозаика - Синтез, 2014 г. ; Л. Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.; СаНПиН 2.4.1.3049-13; Средства: зрительный ряд: презентация «системный оператор», видеоролики «Ветряные мельницы. Ветряки»; видеоролики «Водяная мельница», «Гидроэлектростанция»; видеоролик «Фиксики» литературный ряд: художественное слово музыкальный ряд: минусовка для физминутки Раздаточный материал: «карты-схемы» (лист А4) с комплектом карточек-символов раздаточный на каждую пару детей; машинки одну на двоих; стакан с водой на каждого ребёнка; Оборудование: столы 5 шт., таз, водяная мельница, лампочка накаливания, провод, выключатель; ноутбук; мультимедиа Планируемый результат: Участвует в элементарной совместной деятельности с взрослым и сверстниками. С удовольствием вступает в общение с взрослым, речь ребенка активная, эмоциональна. Проявляет желание участвовать в играх, подражает взрослому. Совершает самостоятельные действия, эмоционален, раскрепощён. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Цель познакомить с понятием "энергия" и её формами. Задачи Обучающие: - дать представление о том, где вырабатывается электричество, как приходит в дом? - создание условий для формирования представления у детей об энергии, ее формах и источниках, используя технологию ТРИЗ Развивающие: - развитие умений у детей обращаться с элементарными электроприборами; - развитие мыслительной и речевой активности детей; - развитие умений выдвигать гипотезы, делать выводы.. Воспитательные: - воспитание умений договариваться, учитывать мнение партнера. Этап совместной деятельности Организация совместной деятельности Деятельность педагога (методы, приемы) Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат I. Мотивация к деятельности Ребята, вы любите играть? Какие игры вы знаете? Как много игр вы знаете, а хотите поиграть в игру: «Замри – отомри»? Что сложнее было выполнять: двигаться или стоять неподвижно? Всё на свете движется: текут реки, дуют ветры, даже Земля вращается вокруг себя. Без движения нет жизни. Почему так происходит? Что нужно для движения? - Энергия! Положительный эмоциональный настрой. Вовлекает в совместную игровую деятельность Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Проявляют интерес к предстоящей деятельности. Активно играют Отвечают на вопросы педагога Дети настроены на общение. Развита координация движения Умение слушать и отвечать не торопясь. II. Поиск, решение задачи, проблемы А вы знаете, какая она бывает и откуда берётся? Вам хочется узнать, какая бывает энергия и где она прячется? В группе у вас тоже есть энергия. Тогда попробуем её найти? Вовлечение детей в поисковую деятельность. Слушают и говорят правильные ответы. Умение слушать и отвечать не торопясь. III. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы. В.: Нашими помощниками будут «карты-схемы» В.: Для вас на столах приготовлены «карты-схемы», которые вам помогут запомнить, а потом рассказать о том, что вы сегодня узнаете. - На «картах-схемах» есть экраны: 3 наверху, 3 посередине, 3 внизу. - Но «карт - схем» всего 3. Как поступить, чтобы всем можно было работать с ними? В.: Вы сможете разделиться на пары? Я сосчитаю до трёх, а вы найдите себе пару. Договоритесь между собой, кто из вас будет капитаном. Возьмитесь за руки и произнесём девиз: Вместе не скучно, Вместе не тесно, Вместе всегда и везде интересно. В.: Капитаны, готовы на поиски энергии в группе. В.: Дома я нашла провод с лампочкой и выключателем. Как вы думаете, лампочка загорится, если включить выключатель? Почему? В.: Что поможет лампе работать? В.: Подумайте и скажите, как называется такая энергия? (электрическая) Стимулирует мыслительные процессы детей, используя наглядные средства. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Вовлечение детей в поисковую деятельность. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Внимательно слушают. Практикуются в осуществлении выбора Дети реагируют на действия педагога. Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; умеет подчиняться разным правилам IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности (практическая работа) Педагог выключает свет. В.: Где прячется электрическая энергия в вашей группе? (в проводах) В. Для чего ещё нужна электрическая энергия? Что ещё может работать от электрической энергии? (Электричка, электромобиль, метро, троллейбус, трамвай) В.: Получается, что электрическая энергия помогает работать всем электроприборам, транспорту. - Вот мы и нашли 1 энергию в нашей группе – электрическую. В.: Как вы считаете, каким знаком можно обозначить электрическую энергию? (Ответы детей) В.: Вспомните, что появляется во время грозы? Кто видел на электрическом щитке знак-предупреждение? Почему это знак-предупреждение? (Опасность!) В.: Компьютер, покажи знак электрической энергии.  Слайд 1 (символ электрической энергии). В.: Почему мы в группе в облегченной одежде? (Потому что тепло, греют батареи.) В.: Почему они греют? (Ответы детей) В.: Для чего используют ещё батареи? (Сушить вещи) В.: Как вы думаете, в батарее живёт энергия? Как можно назвать такую энергию? В.: Энергия в батареях называется тепловой энергией. Мы с вами в группе нашли 2 энергию – тепловую! В.: Где ещё можно встретить тепловую энергию? (Паровоз, пароход, утюг) - Каким знаком вы предлагаете обозначить тепловую энергию? (Варианты детей) В.: Компьютер, как ты обозначишь знаком тепловую энергию?  Слайд 2 ( символ- знак тепловой энергии (батарея). В.: Этим знаком обозначим тепловую энергию. В.: В каждой группе так много игрушек и даже есть машины, они сейчас движутся? В.: «Капитаны», возьмите по 1 машинке и встаньте напротив своих помощников. - Заставьте их работать, приведите их в движение, чтобы они поехали. «Помощники капитанов» 1,2,3 – Машины в гараж увези! В.: Объясните, почему машинки поехали, заработали? В.: Как вы думаете, как такая энергия называется? В.: Мы им дали энергию. Эта энергия называется механической. Вот и третью энергию нашли, которая есть в вашей группе! - Каким знаком можно обозначить механическую энергию? (Ответы детей) В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком механическую энергию?  Слайд 3 (тележка) В.: Мы с вами в группе нашли три формы энергии, напомните какие …. (Электрическая, тепловая и механическая) Физминутка В.: Внимание, задание: «Найдите карточки, обозначающие формы энергии и наклейте их на верхний ряд. Сколько вам нужно найти карточек?» (три) В.: Вы помните, что работаете в команде. Сможете договориться, кто какие действия выполняет: 1 ищет нужную карточку, другой наклеивает на нужные экраны. В.: Я считаю до 3-х. Кто определился с обязанностями может приступать к заполнению «карты-схемы». В.: Проверим, правильно ли вы заполнили экраны?  Слайд 4 (верхний ряд) В.: И всё-таки, откуда появляется энергия? Как вы считаете? (Ответы детей) В.: То, от чего энергия появляется – это и есть источник. Вы хотите узнать, какие бывают источники? В.: В природе есть много источников энергии. Попробуем их найти? - Вот мельница. Как мельницу привести в движение и заставить работать? (варианты детей) В.: Мы подули, создали ветер. Ветер является источником энергии. В.: Каким знаком можно обозначить «ветер»? (варианты детей) В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком– ветер?  Слайд 5 (ветер) В.: Издавна энергию ветра люди использовали для облегчения своего труда. Придумали ветряную мельницу, чтобы перемалывать зерно в муку. - Вы видели когда-нибудь ветряную мельницу? Хотите увидеть?  Показ видеоролика «Ветряная мельница и ветряки». В.: Мы увидели ветряную мельницу. Сейчас используют ветряки для получения электрической энергии. В.: С помощью такой станции можно обеспечить электрической энергией небольшой город, например, как наш город Богданович. В.:С помощью чего ёще можно заставить мельницу работать? (варианты детей) Опыт с водой. В.: Вода привела в движение мельницу? Вода – источник энергии. В.: Каким знаком вы предлагаете обозначить– воду?(варианты детей) В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком источник энергии – воду?  Слайд 6 (вода) В.: В старину, если не было ветра, то на помощь приходила вода, чтобы перемолоть зерно в муку. А сейчас воду используют в гидроэлектростанциях для получения электрической энергии. - Вы видели водяную мельницу или настоящую гидроэлектростанцию? Хотите увидеть? Показ видеоролика «Водяная мельница», «Гидроэлектростанци В.: Со временем узнали, что Земля в себе хранит много полезных ископаемых, которые могут являться источником получения энергии. В.: Что заставит воду нагреться? (огонь). Из чего можно получить огонь? (дрова, газ). Что заставит настоящую машину поехать ?(бензин) А вы знаете, что бензин получают из нефти? Газ, уголь, нефть – источники энергии. На карте принято обозначать полезные ископаемые.  Слайд 7 - уголь, - нефть, - газ. В.: Все источники могут когда-то закончиться: ветер перестаёт дуть, вода пересохнуть полезные ископаемые закончатся. В.: Люди постоянно ищут возможности найти такую энергию, которая как источник энергии будет безопасной для здоровья людей и живой природы. Человек уже придумал интересную батарею, которая вырабатывает электрическую энергию. Кто знает, как называется эта батарея? (солнечная) - Что является источником солнечной батареи? (солнце) В.: Правильно. Это солнечные батареи, которые используют на Земле и даже в космосе для работы на космической станции. - Солнце является главным источником энергии на Земле. Ведь без Солнца не было бы жизни! Вы знаете Фиксиков? Хотите услышать, что они вам расскажут о солнечной батарее?  Видеоролик Фиксики - о солнечной батарее. В.: Сколько источников энергии мы нашли? Назовите, какие? В.: Теперь вы знаете 4 источника энергии, которые приводят в движение и помогают приносить энергию в наши дома. В.: Как вы считаете, где нужно расположить главный источник энергии? (в центре)  Слайд 8 (солнце) В.: Тогда в нижнем ряду расположите другие источники энергии, которые мы сейчас узнали на «настольном компьютере». Команды, готовы к выполнению задания! В.: Проверим, правильно ли вы заполнили экраны.  Слайд 9 (4 источника энергии) В.: В ваших «картах-схемах» остались не заполненные экраны. В.: Вспомните, как использовали энергию воды и ветра раньше. Найдите карточку, с ветряными и водяными мельницами. Приклейте её в левую среднюю клетку. В.: Вспомните, как используют энергию воды и ветра сейчас. Приклейте её в правую среднюю клетку. В.: Все экраны заполнены? В.: Сравним наши «карты-схемы» с компьютером.  Слайд 10 - Теперь вы знаете, какая энергия прячется у вас в группе? Какая? - Теперь вы знаете, какие источники энергии есть в природе? Какие? Задает вопросы. Организует деятельность детей; Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией; Вовлекает в игровую деятельность. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией; Беседа с наводящими вопросами Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией; Задает вопросы Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией; Вовлекает в совместную деятельность Педагог предлагает детям в свою «карту-схему» добавить «карточки-символы» Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией; Задает вопросы Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией; Показ видеоролика Предоставляет возможность задавать вопросы Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Показ видеоролика Предоставляет возможность задавать вопросы Предоставляет возможность задавать вопросы Показ видеоролика Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стремится высказывать свои мысли. Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Выражают собственные суждения Выполняют действия заданные педагогом Отвечают на вопросы Располагают карточки в определенном порядке Отвечают на заданные вопросы Просматривают видеоролик Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Дети выкладывают на «картах-схемах» картинки. Отвечают на вопросы Расширение активного словарного запаса. Умение измерять предметы условными мерками. Умение достаточно хорошо владеть устной речью. Умение выражать свои мысли и желания Умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Умение участвовать в совместной деятельности; Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми Умение использовать речь для выражения своих мыслей Умение принимать собственные решения, опираясь на свои знания овладевает познавательно-исследовательской деятельностью Умение принимать собственные решения, опираясь на свои знания V. Рефлексия, анализ. В.: Что сегодня вам помогло запомнить разные формы энергии? (опыты, фильмы, «карты-схемы») В.: С кем вы хотите поделиться тем, что вы сегодня узнали? В.: Помашите рукой, у кого получилось работать вместе с напарником под девизом: Вместе не скучно, Вместе не тесно, Вместе всегда и везде интересно? В.: Мне очень было с вами интересно искать в группе энергию. Теперь вы знаете, что можно создать свои «карты-схемы». Спасибо вам ребята за увлекательное приключение. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Проявляют заинтересованность. Выражают собственные мысли. Умение оценивать результат своей деятельности; Умение делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savenkova_n.v._-_konstrukt.docx89.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  -

детский сад №17 комбинированного вида « Земляничка»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\fiksiki-kartinki-9.jpg                                                                                                                                                                C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\d54d6a33d9.jpg         

КОНСТРУКТ

непосредственно-образовательной деятельности

образовательная область

«Познавательное развитие»

с использованием технологии ТРИЗ (системный оператор)

«Где прячется энергия?» или «В поисках энергии»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\i.jpg        Коменки 2016г.

Тема: «Где прячется энергия?» или «В поисках энергии»

Вид группы: общеобразовательная

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Длительность: 25 - 30 минут

Форма НОД:    технологии ТРИЗ

Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект: Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания. – Мозаика - Синтез, 2014 г. ; Л. Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.; СаНПиН 2.4.1.3049-13;

Средства:

зрительный ряд: презентация «системный оператор», видеоролики «Ветряные мельницы. Ветряки»; видеоролики «Водяная мельница», «Гидроэлектростанция»; видеоролик «Фиксики»

литературный ряд: художественное слово

музыкальный ряд: минусовка для физминутки

Раздаточный материал:  «карты-схемы» (лист А4) с комплектом карточек-символов раздаточный на каждую пару детей;

 машинки одну на двоих; стакан с водой на каждого ребёнка;

Оборудование: столы 5 шт., таз, водяная мельница, лампочка накаливания, провод, выключатель; ноутбук; мультимедиа

Планируемый результат: Участвует в элементарной совместной  деятельности с взрослым и сверстниками. С удовольствием вступает в общение с взрослым, речь ребенка активная, эмоциональна. Проявляет желание участвовать в играх, подражает взрослому. Совершает самостоятельные  действия, эмоционален, раскрепощён.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Цель

познакомить с понятием "энергия" и её формами.

Задачи

Обучающие:

- дать представление о том, где вырабатывается электричество, как приходит в дом?

- создание условий для формирования представления у детей об энергии, ее формах и источниках, используя технологию ТРИЗ

 Развивающие: 

- развитие умений у детей обращаться с элементарными электроприборами;

- развитие мыслительной  и речевой  активности  детей;

- развитие  умений выдвигать гипотезы, делать выводы..

Воспитательные:

- воспитание  умений  договариваться, учитывать мнение партнера.

Этап совместной деятельности

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

(методы, приемы)

Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I.  Мотивация к деятельности

 Ребята, вы любите играть? Какие игры вы знаете?

Как много игр вы знаете, а хотите поиграть в игру:  «Замри – отомри»? Что сложнее было выполнять: двигаться или стоять неподвижно?

 Всё на свете движется: текут реки, дуют ветры, даже Земля вращается вокруг себя.

Без движения нет жизни.

 Почему так происходит? Что нужно для движения?

- Энергия!

Положительный эмоциональный настрой.

Вовлекает в совместную игровую деятельность

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Активно играют

Отвечают на вопросы педагога

Дети настроены на общение.

Развита координация движения

Умение слушать и отвечать не торопясь.

II. Поиск, решение задачи, проблемы

А вы знаете, какая она бывает и откуда берётся? Вам хочется узнать,  какая бывает энергия и где она прячется?

В группе у вас тоже есть энергия. Тогда попробуем её найти?

Вовлечение детей в поисковую деятельность.

Слушают и говорят правильные ответы.

Умение слушать и отвечать не торопясь.

III. Планирование деятельности.

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы.

В.: Нашими помощниками  будут  «карты-схемы»

В.: Для  вас на столах приготовлены «карты-схемы», которые вам помогут запомнить, а потом рассказать о том, что вы сегодня узнаете.

- На «картах-схемах» есть экраны:  3 наверху, 3 посередине, 3 внизу.

 - Но «карт - схем» всего 3.

Как поступить, чтобы всем можно было работать с ними?

В.: Вы сможете разделиться на пары? Я сосчитаю до трёх, а вы найдите себе пару. Договоритесь между собой, кто из вас будет капитаном.

Возьмитесь за руки и произнесём девиз:

Вместе не скучно,

Вместе не тесно,

Вместе всегда и везде интересно.

В.: Капитаны, готовы на поиски энергии в группе.

 В.: Дома я нашла провод с лампочкой и выключателем. Как вы думаете, лампочка загорится, если включить выключатель? Почему?

В.: Что поможет лампе работать?

В.: Подумайте и скажите, как называется такая энергия? (электрическая)

Стимулирует мыслительные процессы детей, используя наглядные средства.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Вовлечение детей в поисковую деятельность.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Внимательно слушают.

Практикуются в осуществлении выбора 

Дети реагируют на действия педагога.

Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

умеет подчиняться разным правилам

 

IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

(практическая  работа)

Педагог выключает свет.

В.: Где прячется электрическая энергия в вашей группе? (в проводах)

В. Для чего ещё нужна электрическая энергия? Что ещё может работать от электрической энергии? (Электричка, электромобиль, метро, троллейбус, трамвай)

В.: Получается, что электрическая энергия  помогает работать всем электроприборам, транспорту.

 - Вот мы и нашли 1 энергию в нашей группе – электрическую.

В.: Как вы считаете, каким знаком можно обозначить электрическую энергию? (Ответы детей)

В.: Вспомните, что появляется во время грозы? Кто видел на электрическом щитке знак-предупреждение?

Почему это знак-предупреждение? (Опасность!)

В.: Компьютер, покажи знак электрической энергии.

  • Слайд 1 (символ электрической энергии).

В.: Почему мы в группе в облегченной одежде? (Потому что тепло, греют батареи.)

В.: Почему они греют? (Ответы детей)

В.: Для чего используют ещё батареи? (Сушить вещи)

В.: Как вы думаете, в батарее живёт энергия? Как можно назвать такую энергию?

В.: Энергия в батареях называется тепловой энергией. Мы с вами в группе нашли 2 энергию – тепловую!

В.: Где ещё можно встретить тепловую энергию? (Паровоз, пароход, утюг)

  - Каким знаком вы предлагаете обозначить тепловую энергию? (Варианты детей)

В.: Компьютер, как ты обозначишь знаком тепловую энергию?

  • Слайд  2    ( символ- знак тепловой энергии (батарея).

В.: Этим знаком обозначим тепловую энергию.

В.: В каждой  группе так много игрушек и даже есть машины, они сейчас движутся?

В.: «Капитаны», возьмите по 1 машинке и встаньте напротив своих помощников.

 - Заставьте их работать, приведите их в движение, чтобы они поехали.

«Помощники капитанов» 1,2,3 – Машины в гараж увези!

В.: Объясните, почему машинки поехали, заработали?

В.: Как вы думаете, как такая энергия называется?

В.: Мы им дали энергию. Эта энергия называется механической. Вот и третью энергию нашли, которая есть в вашей группе!

 - Каким знаком можно обозначить механическую энергию? (Ответы детей)

В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком механическую энергию?

  • Слайд 3 (тележка)

В.: Мы с вами в группе нашли три формы энергии, напомните какие …. (Электрическая, тепловая и механическая)

Физминутка

В.: Внимание, задание: «Найдите карточки, обозначающие формы энергии и наклейте их на верхний ряд. Сколько вам нужно найти карточек?» (три)

В.: Вы помните, что работаете в команде. Сможете договориться, кто какие действия выполняет: 1 ищет нужную карточку, другой наклеивает на нужные экраны.

В.: Я считаю до 3-х. Кто определился с обязанностями может приступать к заполнению «карты-схемы».

В.: Проверим, правильно ли вы заполнили экраны?

  • Слайд 4 (верхний ряд)

В.: И всё-таки, откуда появляется энергия? Как вы считаете? (Ответы детей)

В.: То, от чего энергия появляется – это и есть источник. Вы хотите узнать, какие бывают источники?

В.: В природе есть много источников энергии. Попробуем их найти?

 - Вот мельница. Как мельницу привести в движение и заставить работать? (варианты детей)

В.: Мы подули, создали ветер. Ветер является источником энергии.

В.: Каким знаком можно обозначить «ветер»? (варианты детей)

В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком– ветер?

  • Слайд 5  (ветер)

В.: Издавна энергию ветра люди использовали для облегчения своего труда. Придумали ветряную мельницу, чтобы перемалывать зерно в муку.

- Вы видели когда-нибудь ветряную мельницу? Хотите увидеть?

  • Показ видеоролика «Ветряная мельница и ветряки».

В.: Мы увидели ветряную мельницу. Сейчас используют ветряки для получения электрической энергии.

В.: С помощью такой станции можно обеспечить электрической энергией небольшой город, например, как наш город Богданович.

В.:С помощью чего ёще можно заставить мельницу работать? (варианты детей)

Опыт с водой.

В.: Вода привела в движение мельницу?

Вода – источник энергии.

В.: Каким знаком вы предлагаете обозначить– воду?(варианты детей)

В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком источник энергии – воду?

  • Слайд 6 (вода)

В.: В старину, если не было ветра, то на помощь приходила вода, чтобы перемолоть зерно в муку. А сейчас воду используют в гидроэлектростанциях для получения электрической энергии.

- Вы видели водяную мельницу или настоящую гидроэлектростанцию? Хотите увидеть?

Показ видеоролика «Водяная мельница»,  «Гидроэлектростанци

В.: Со временем узнали, что Земля в себе хранит много полезных ископаемых, которые могут являться источником получения энергии.

В.: Что заставит воду нагреться? (огонь). Из чего можно получить огонь? (дрова, газ).

Что заставит настоящую машину поехать ?(бензин)

А вы знаете, что бензин получают из нефти?

Газ, уголь, нефть – источники энергии. На карте принято обозначать полезные ископаемые.

  • Слайд  7

 - уголь,         - нефть,             - газ.

В.: Все источники могут когда-то закончиться: ветер перестаёт дуть, вода пересохнуть полезные ископаемые закончатся.

В.: Люди постоянно ищут возможности найти такую энергию, которая как источник энергии будет  безопасной для здоровья людей и живой природы. Человек уже придумал интересную батарею, которая вырабатывает электрическую энергию. Кто знает, как называется эта батарея? (солнечная)

 - Что является источником солнечной батареи? (солнце)

В.: Правильно. Это солнечные батареи, которые используют на Земле и даже в космосе для работы на космической станции.

- Солнце является главным источником энергии на Земле. Ведь без Солнца не было бы жизни! Вы знаете Фиксиков? Хотите услышать, что они вам расскажут о солнечной батарее?

  • Видеоролик Фиксики  - о солнечной батарее.

В.: Сколько источников энергии мы нашли? Назовите, какие?

В.: Теперь вы знаете 4 источника энергии, которые приводят в движение и помогают приносить энергию в наши дома.

В.: Как вы считаете, где нужно расположить главный источник энергии? (в центре)

  • Слайд 8 (солнце)

В.: Тогда в нижнем ряду расположите другие источники энергии,  которые мы сейчас узнали на «настольном компьютере». Команды, готовы к выполнению задания!

В.: Проверим, правильно ли вы заполнили экраны.

  • Слайд 9 (4 источника энергии)

В.: В ваших «картах-схемах» остались не заполненные экраны.

В.: Вспомните, как использовали энергию воды и ветра раньше. Найдите карточку, с ветряными и водяными мельницами. Приклейте её в левую среднюю клетку.

В.: Вспомните, как используют энергию воды и ветра сейчас. Приклейте её в правую среднюю клетку.

В.: Все экраны заполнены?

В.: Сравним наши «карты-схемы» с компьютером.

  • Слайд 10

- Теперь вы знаете, какая энергия прячется у вас в группе? Какая?

 - Теперь вы знаете, какие источники энергии есть в природе? Какие?

 Задает вопросы.

Организует деятельность детей;

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Вовлекает в игровую деятельность.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Беседа с наводящими вопросами

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Задает вопросы

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Вовлекает в совместную деятельность

Педагог предлагает детям в свою «карту-схему» добавить «карточки-символы»

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Задает вопросы

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Показ видеоролика

Предоставляет возможность задавать вопросы

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Показ видеоролика

Предоставляет возможность задавать вопросы

Предоставляет возможность задавать вопросы

Показ видеоролика

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Стремится высказывать свои мысли.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Выражают собственные суждения

Выполняют действия заданные педагогом

Отвечают на вопросы

Располагают карточки в определенном порядке

Отвечают на заданные вопросы

Просматривают видеоролик

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Дети выкладывают на «картах-схемах» картинки.

Отвечают на вопросы

Расширение активного словарного запаса.

Умение измерять предметы условными мерками.

Умение достаточно хорошо владеть  устной речью.

Умение  выражать свои мысли и желания

Умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Умение участвовать в совместной деятельности;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Умение использовать речь для выражения своих мыслей

Умение  принимать  собственные решения, опираясь на свои знания

овладевает познавательно-исследовательской деятельностью

Умение  принимать  собственные решения, опираясь на свои знания

V. Рефлексия, анализ.

В.: Что сегодня вам помогло запомнить разные формы энергии? (опыты, фильмы, «карты-схемы»)

В.: С кем вы хотите поделиться  тем, что вы сегодня узнали?

В.: Помашите рукой, у кого получилось работать вместе с напарником под девизом:

Вместе не скучно,

Вместе не тесно,

Вместе всегда и везде интересно?

В.: Мне очень было с вами интересно искать в группе энергию. Теперь вы знаете, что можно создать свои «карты-схемы». Спасибо вам ребята  за увлекательное приключение.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Проявляют заинтересованность.

Выражают собственные мысли.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «Спасибо за победу!»

Актуальность: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младшей группе. Тем

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младш...

Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор» в занятиях с дошкольниками

(2 слайд)В условиях современной системы образования проблема развития системно-логического мышления  детей приобретает особую актуальность.Изменилась концепция воспитания и обучения нового поколе...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательно – речевое развитие».

                         Конспектобразовательной деятельности Образовательная область: «Познавательно – речевое...

План-конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием технологии ТРИЗ с дошкольниками в средней группе Тема: «Домик для животных». (конструирование из строительного материала)

Данный конспект направлен:на развивитие конструктивных способностей детей – умение огораживать небольшое пространство кирпичиками и пластинами, устанавливать их друг на друга вертикально и гориз...

Конспект образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию с использованием технологии ТРИЗ на тему «Противоречия»

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию с использованием технологии ТРИЗ на тему "Противоречия"...

Конспект организованно- образовательной деятельности образовательная область: « Познавательно речевое развитие ». тема: « Весенние цветы ».

На этом занятии , дети учатся узнавать и называть характерные признаки весны; расширять представления детей о весенних растениях;Задачи:...