НОД «Почему Петух не прокукарекал?» образовательная область «Речевое развитие» с использованием технологии ТРИЗ (для детей старшей группы)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Антропова Евгения Анатольевна

Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста при использовании комплекса мероприятий, содержательной основой которых являются творческие игровые задания, сказочные и жизненные ситуации, творческие игры и упражнения, с использованием методов активизации творчества, приоритета поисково-исследовательских методов над репродуктивными, отсутствии регламентации деятельности, включения детей в процесс преодоления проблем, поиск нестандартных решений, вариативность творческих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx814.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колокольчик»

НОД «Почему Петух не прокукарекал?»

образовательная область «Речевое развитие» с использованием технологии ТРИЗ

(для детей старшей группы)

G:\Leef Camera\photo_284.jpg

        Подготовила и провела: воспитатель

Е.А. Антропова

г. Гагарин

2022 г.

Цель:

Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста

Задачи.

•        стимулировать речевое творчество детей посредством использования методов ТРИЗ составления загадок по опорным таблицам;

•        учить составлять образные характеристики предметов, расширять словарный запас детей;

•        развивать творческую речевую деятельность, умение мыслить самостоятельно, анализировать, сравнивать;

•        развивать логическое, наглядно-образное мышление; внимание;

•        воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая;

•        воспитывать  умение говорить комплименты, давать положительную оценку.

Оборудование.

  • игрушка Петух;
  • опорные таблицы с алгоритмом придумывания загадок;
  • картинки: подсолнух, стиральная машинка, помидор;
  • геометрические фигуры разного цвета и формы;
  • листья клена разного цвета;
  • фотографии курицы и петуха; коробочка;
  • листы для рисования, карандаши.

Ход НОД.

Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель подводит детей к размышлению

«Мне нравится, когда…». Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть.

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Это Петушок. Поздоровайтесь с ним. Как вы думаете, каким образом он у нас появился? (предположения детей)

Пришел. Мог прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и т.д.

Воспитатель. Если Петушок прилетел, то на чем?

(предположения детей)

На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...

Воспитатель. Петушок говорит, что он появился у нас не просто так, а пришел попросить помощи. Сегодня утром он не смог прокукарекать. Как вы думаете, почему? (предположения детей)

Воспитатель. Дело в том, что в сказочном королевстве король объявил турнир загадок. Условия очень сложные: выиграет тот, кто загадает загадку, которую еще никто не слышал. Вот уже второй день он пытается придумать хоть одну, но ничего не получается. Даже пропустил утреннюю зорьку и не проку-ка-ре-кал как положено. Петушок слышал, что вы умеете придумывать загадки. Ребята, вы готовы помочь ему?

(ответы детей)

Составить загадки помогут вам схемы - картинки. Нужно придумать загадку про подсолнух, цыпленка и курицу. 

схема2

Загадку про подсолнух мы попробуем сочинить вместе. Все значения признаков записываем в левой части таблицы с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовывает объект. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы

и воспроизводит слово в целом.

Что это?

Подсолнух

подсолнух

https://papik.pro/uploads/posts/2023-02/1675414151_papik-pro-p-risunok-karandashom-podsolnukh-dlya-detei-41.jpg

Желтый

https://prv3.lori-images.net/solnechnye-ikonki-na-belom-fone-0006789379-preview.jpg

большой

https://ykl-res.azureedge.net/dacaa1fc-f497-4d70-af3f-a3a413b3fc97/4.png

корень, листья, стебель

http://st-fashiony.ru/pic/wedding/pic/79327/41.jpg

полевой

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f45fb048cbc4efdf7aecbf65209e447a-75-144&n=33&h=210

масло

http://cdn5.coloringcrew.com/coloring-book/painted/201846/butter-food-dairy-products-and-desserts-141606.jpg

Модель

Что это?        Цветок

Какой он по цвету?        Что бывает таким же?

Какой он по размеру?        Что бывает таким же? Какой он, если цветет летом?        Что бывает таким же? Назовите части подсолнуха.                Что имеет такие же части?

Воспитатель. Вот мы все вместе зарисовали загадку. Помогите Петушку запомнить ее, расскажите еще раз, опираясь на схемы, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как..» или «Но не …».

Пример рассказа.

Это цветок. Он желтый как яркое солнышко. Он большой и высокий, но не как гора. У него есть корень, стебель, листья и цветок, как и у дерева. Он полевой как пшеница, рожь, ячмень. Из него можно сделать масло, но не сливочное.

Воспитатель. Петушок очень доволен. Послушайте, как он кукарекает (Включить запись с голосом петуха). Теперь, нужно помочь Петушку составить загадку про его курочку и сыночка цыпленка.

(Выставить схему о домашних животных. Дети работают по алгоритму)

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/5/1/f512dfe98c23979d9f233d71d61a03df25eb0b67/didaktichieskaia-ighra-s-kartinkami-rasskazhi-ka-d_8.jpeg

        Воспитатель. Ребята, Петушок наблюдал за вами и шепчет мне, что ваши пальчики немного устали. Давайте их разомнем.

Воспитатель читает стишок, показывая свои пальцы, перебирая и поглаживая их по содержанию.

Палец Толстый и Большой

 в сад за сливами пошел.

Указательный с порога показал ему дорогу.

Палец Средний - самый меткий,

Он снимает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

 а мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Воспитатель. Кто расскажет по рисунку свою загадку Петушку? (2-3 рассказа)

Воспитатель. Петушку очень понравились ваши загадки. Но у него к вам есть еще одна просьба. Он принес множество предметов, а должен забрать с собой только три предмета. Чтобы помочь ему, нужно среди предметов, найти лишний и оставить его для Кота. Как вы относитесь к просьбе? Только, чтобы выполнить его, нужно разделиться на две команды. В первой команде будут все, у кого в одежде есть синий цвет; во второй – все остальные.

Первая команда подходит к синему обручу (внутри обруча задание №1), вторая - к красному (внутри обруча задание №2).

Третье задание находится внутри желтого обруча.

1 задание для детей, в чьей одежде есть синий цвет. Возьми лист, который похож на многие другие (По количеству детей на правильный выбор - кленовые листья желтого, красного, зеленого цвета и разного размера и один березовый лист). Березовый лист должен остаться.

2 задание для детей, в чьей одежде нет синего цвета. Возьми фигуру, похожую на многие другие (По количеству детей на правильный выбор - квадраты, треугольники, прямоугольники разного размера, но одинакового красного цвета и один синий квадрат). Синий квадрат должен остаться.

Воспитатель. Ребята, у нас еще одно задание. Какая команда будет его выполнять? Петушок ничего об этом не говорит. Что будем делать?

Подвести детей к совместному выполнению 3-его задания.

3 задание. Найди лишнее изображение (Фото курочек и одно фото Петушка) Воспитатель. Ребята, что Петушок унесет с собой? (березовый лист, синий квадрат, фото Петушка). Я положу их ему в коробочку.

Рефлексия. Петушок благодарит вас за помощь и в знак благодарности, хочет рассказать вам сказку. Хотите послушать? Тогда усаживайтесь удобнее.

Просмотр видеозаписи мультфильма-сказки «Петушок – золотой гребешок» в сокращенном варианте.

(Во время просмотра мультфильма, воспитатель незаметно прячет гостя).

Воспитатель.        Ребята, Петушок исчез, так же незаметно, как и появился. В подарок он оставил нам свои волшебные сказки. Интересно, что это за сказки? Только это уже другая история и о ней мы поговорим в следующий раз.

Закончить занятие открытым итогом, который мотивирует детей к познавательному интересу, формирует воображение, стимулирует исследовательские качества детей, такие как пытливость ума, любознательность.

G:\Leef Camera\photo_292.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии дидактических игр. Подготовительная к школе группа. Викторина «Что? Где? Когда?»

1.     Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках зимнего периода и последовательности происходящих в приро...

Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии Т.А. Ткаченко. Подготовительная к школе группа. Тема: «Моё любимое время года».

Цели:§  Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.§  Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён г...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младшей группе. Тем

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младш...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

Открытое занятие по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием технологии «ТРИЗ» для детей старшего дошкольного возраста «Бумажная история»

Программное содержание:- Уточнять и расширять представление  детей о бумаге, разных ее видах, свойствах и качествах.- Развивать исследовательские действия и умение устанавливать причинно-следстве...

Конспект НОД с использованием ТРИЗ - технологии Образовательная область: Речевое развитие Тема: «Рассматривание картины «Собака со щенятами». Старшая группа

Цель: Развитие речевых навыков детей, мыслительных действий, творческого воображения.Программные задачи:Образовательные: -продолжать закреплять у детей умение составлять рассказы по мотивам содер...