Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии дидактических игр. Подготовительная к школе группа. Викторина «Что? Где? Когда?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гурина Ольга Геннадиевна

1.     Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках зимнего периода и последовательности происходящих в природе событий.

2.     Развивать ассоциативное мышление детей.

3.     Способствовать тому, чтобы дети отыскивали в своей памяти необходимые знания, учились применять их, выстраивать суждения, находить наиболее существенные доказательства.

4.     Учить детей подбирать родственные слова, образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, согласовывать прилагательные с существительными.

5.     Учить детей отгадывать загадки, сопоставлять текст загадки со своими знаниями.

6.     Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, находчивость, умение действовать в команде.

7.     Развивать интерес к объектам живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие»                                с использованием технологии дидактических игр.

Подготовительная к школе группа

Викторина «Что? Где? Когда?»                                                                                   Тема: «Зимушка - зима».

Цели:

  1. Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках зимнего периода и последовательности происходящих в природе событий.
  2. Развивать ассоциативное мышление детей.
  3. Способствовать тому, чтобы дети отыскивали в своей памяти необходимые знания, учились применять их, выстраивать суждения, находить наиболее существенные доказательства.
  4. Учить детей подбирать родственные слова, образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, согласовывать прилагательные с существительными.
  5. Учить детей отгадывать загадки, сопоставлять текст загадки со своими знаниями.
  6. Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, находчивость, умение действовать в команде.
  7. Развивать интерес к объектам живой и неживой природы.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, беседы на тему «Зимушка – зима», экскурсия в парк.
  2. Чтение сказок о зиме.
  3. Чтение и заучивание стихов о зиме.
  4. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о зиме, зимних явлениях природы.
  5. Дидактические игры: «Назови ласково», «Третий лишний», «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?», «Закончи предложение», «Назови одним словом», «Какая? Какой? Какое?», «Это правда или нет?», «Отгадай слово», «Один – много», «Назови одним словом».

Материалы и оборудование: магнитная доска, иллюстрации, сказки на тему «Зима», юла, карточки с заданиями, два чёрных ящика, искусственная ёлочка, два рисунка с изображением ёлочки, ёлочные украшения, снеговик, снежинки, диск с записью музыкального сопровождения передачи «Что? Где? Когда?», физминутки, шоколадные Дед Морозы.

Ход занятия:

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?». Дети заходят в группу и садятся. В книжном уголке оформлена выставка книг на тему «Зимушка – зима». На магнитной доске размещены иллюстрации с изображением зимы.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в клубе знатоков. И для начала прошу отгадать мою загадку:

-Отгадайте, ребятки

Про кого моя загадка?

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом?

Шьёт пуховые перины,

Разукрасив все витрины? (Зима)

Уважаемые знатоки, сегодняшняя наша встреча  посвящена зимнему времени года, и в игре будет речь идти о зимних месяцах, пословицах и поговорках, загадках о зиме. Но игра сегодня необычная, так как играть будет сразу две команды. Давайте представимся:

1 команда «Декабрь»: «Декабрь – год кончает, зиму начинает».

2 команда «Январь»: «Январь – начало года, зиме середина».

Я не сомневаюсь вам всем, без исключения, нравится это холодное, морозное, но такое волшебное время года. Правда? (Да!)  А чем зима волшебна, какой праздник мы все ждём с её наступлением? («Новый год»!) Мы все прекрасно знаем, что  на «Новый год» в каждой семье наряжают ёлку. Сегодня я каждой команде дарю ёлочку, а наряжать вы её будете ёлочными украшениями, которые будете получать за каждое правильно выполненное задание. В конце игры мы посмотрим, чья ёлка будет наряднее та команда и побеждает! Ну что начнём, тогда вращайте волчок.

 (На столе стоит волчок, вокруг которого разложены карточки с заданиями.)

Задание №1: «Зимние слова».

- Чтобы порадовать зиму, вам необходимо назвать «зимние слова».

Участники каждой команды по очереди называют «зимние» слова: метель, вьюга, снеговик, снежинка, мороз, валенки, шарф, коньки и т. п. Побеждает та команда, которая последняя называет «зимнее» слово.

- Молодцы! Думаю, зима довольна.

(Подводятся итоги конкурса.)

Задание №2: «Пословицы и поговорки».

Участники каждой команды по очереди называют пословицы и поговорки о зиме:

Зимой солнце сквозь слёзы смеётся.

Зима — не лето, в шубу одета.

В зимней шубке и морозы — шутка.

Зима лодыря морозит.

В зимний холод всякий молод.

Зимой морозы, а летом грозы.

Сугроб да вьюга — два друга.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит. 

Не то снег, что метёт, а то, что сверху идет. 

Новый год — к весне поворот.                                                                                     Хороший снежок урожай сбережёт.                                                                               Зимой солнце светит, да не греет.                                                                                      Декабрь – год кончает, зиму начинает                                                                                            Январь – начало года, зиме середина.                                                                          Январь – весне дедушка.                                                                                                 Февраль строит мосты, а март их ломает и др.                                                                                   Каждой команде за одну названную пословицу даётся снежинка. Та команда, у которой снежинок окажется больше, получает ёлочное украшение.

Задание №3: «Загадки».

Я загадаю загадку, кто первый отгадает, тот получит снежинку.

1. Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет.
(Зима)

2. Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
(Рукавички)

3. Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла?
(Снеговик)

4. Он слетает белой стаей                                                                                                               И сверкает на лету.                                                                                                                    Он звездой прохладной тает                                                                                                                      На ладони и во рту. (Снег.)

5. Очень любят детки

Морозные конфетки,

Только пьют потом пилюльки

Те, кто скушал что? (Сосульки)

6. На ногах стальные кони

Будут резать лед реки,

Меня ветер не догонит -

Я надену что? (Коньки)

 

7. Деревянные дощечки

Мчат меня по полю к речке,

По сугробам - выше, ниже -

Что скользит по снегу? (Лыжи)

 

8. С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые...
(Снежинки)

9. Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет.
(Сугроб)

10. Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной.
(Снежная баба)
Подводятся итоги конкурса.

Задание №4: «Кто придумает конец, тот и будет молодец!».

Самое главное, что мы ждём от зимы – это конечно снег. Я начну читать стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а вы, пожалуйста, добавляйте по смыслу слова – родственные слову «снег».

- Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… снег.

С неба все скользят пушинки-

Серебристые… снежинки.

На посёлки, на лужок

Всё снижается … снежок.

Вот веселье для ребят

Всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … снежки.

Словно в белый пуховик

Нарядился… снеговик.

Рядом- снежная фигурка –

Это девочка… Снегурка.

На снегу-то, посмотри, -

С красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… снег.

За каждое правильно отгаданное слово команда получает снежинку. Побеждает та команда, у которой снежинок окажется больше.

Музыкальная пауза «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем танцевать».

Ведущий ставит для прослушивания диск с записью физкультминутки «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем танцевать». Все движения выполняются согласно текста.

Задание №5: «Чёрный ящик».

Ведущий вносит в группу 2 чёрных ящика. В каждом ящике спрятан предмет, имеющий отношение к зиме (ёлочка, снеговик). Дети задают наводящие вопросы, ведущий отвечает только «да» или «нет».  Та команда, которая первая догадалась, достаёт отгадку из чёрного ящика и становится победителем.

Задание №6: «Не зевай!!!».

Ведущий называет четыре слова подряд, три из которых объединены общим признаком. Участники команд должны найти лишнее слово и обосновать свой ответ.

Ёлка, берёза, дуб, земляника.

Лыжи, коньки, лодка, санки.

Снег, мороз, жара, лёд.

Январь, сентябрь, декабрь, февраль.

Валенки, сапоги, ботинки, туфли.

Пальто, варежки, шорты, шарф.

Снегирь, воробей, синичка, ласточка.

Задание №7: «Назови ласково»

В ходе этого конкурса дети воспроизводят уменьшительно – ласкательные формы существительных.

Ёлка – ёлочка

Ветка – веточка

Снег – снежок

Сосна – сосёнка

Зима – зимушка

Иголка – иголочка

Шишка – шишечка

Ветер – ветерок

Задание №8: «Какая? Какой? Какое?».

Ведущий называет какое – нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Снежинка – лёгкая, воздушная, белая, красивая, холодная, большая, маленькая и т.д.

Лёд – прозрачный, холодный, скользкий, гладкий, блестящий, толстый, тонкий и т.д.

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, шерстяное и т.д.

Ведущий подводит итоги игры и поздравляет победившую команду с победой. Награждает всех подарками: шоколадными Дед Морозами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии Т.А. Ткаченко. Подготовительная к школе группа. Тема: «Моё любимое время года».

Цели:§  Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.§  Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён г...

Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии продуктивного чтения

Конспект разработан для детей подготовительной группы по ознакомлению с художественной литературой  по теме «Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима», ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ «СКАЗКА ДЛЯ ДОМОВЁНКА» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ«СКАЗКА ДЛЯ ДОМОВЕНКА»ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛ...

Развёрнутое комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» (ознакомление с художественной литературой) в подготовительной к школе группе

Развёрнутое комплексно-тематическое планированиепо образовательной области «Речевое развитие»(ознакомление с художественной литературой) в подготовительной к школе группе...

Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии Т.А. Ткаченко. Подготовительная к школе группа Тема: «Моё любимое время года».

Цели:Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён года, знания о ме...