Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" с использованием технологии ТРИЗ Тема: "Как мы спасали заколдованную принцессу" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Баямова Юнера Музавировна

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" с использованием технологии ТРИЗ Тема: "Как мы спасали заколдованную принцессу" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе

Тема: «Как мы спасали заколдованную принцессу»

Цель:

-Развитие всех компонентов разговорной речи с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи: Обучающие:

-Учить составлять простые и сложные предложения и отвечать полными ответами на заданный вопрос.

-Обогащать  речь детей  существительными, прилагательными, глаголами.

- Совершенствовать правильное  использование грамматических форм при согласовании существительных с прилагательными, существительных с глаголом.

-Обогащать  и активизировать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.

Развивающие:         

-Развивать умение составлять и придумывать свои сказки.

-Активировать творческое мышление при исправлении концовки сказки.

-Развивать умение выявлять противоречия при подборе прилагательных к существительным.

Развивать творческое воображение и фантазию, навык целенаправленного восприятия, смекалку, словесной памяти, мышления в процессе решения творческих задач

-Формировать умения выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других.

-Развивать связную речь, стимулировать речевое творчество детей.

-Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

 -Закрепить умение детей отгадывать загадки и  название сказки по короткому отрывку;

Воспитательные:

-Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

-Воспитывать интерес к художественной литературе (сказкам)

Предварительная работа:  Дидактическая игра: «Цепочка слов», дидактическая игра: «Добавь словечко», придумывание сказок наоборот, сказок новых, дидактические игры с элементами ТРИЗ, чтение сказок.

Демонстрационный материал:  Презентация,  музыка,  сундучок,  игрушка – заяц, одеяльце,  мяч, книга: «Красная шапочка», шары,  микрофон,  набор картинок с изображением куклы - принцессы, дом -  замок с окошками и замком.

Словарная работа:  Дровосеки, брюхо, распороли, пролегала,

обогащение словаря словами признаками:

 Активизация словаря, обыгрывание, рассказывание:

Методы и приемы:

Словесный метод: Объяснение, пояснение, рассказывание;

Наглядный метод: Картина – дом с окнами и замком, презентация;

Практический метод: Дидактические игры с элементами ТРИЗ: «Хорошо - плохо», «Придумывание сказки», Дидактическая игра: «Наоборот», Дидактическая игра на активацию творческого мышления: «Назови одним словом», художественное слово, загадки, физическая минутка.

Ход занятия: Звучит музыка «В гостьях у сказки»

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом:

Станем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и  «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!

Воспитатель: Ребята! Давайте сядем красиво, правильно. О чем мы не забываем?

Дети:

1.Каждый день – всегда, везде

2.На занятиях, в игре,

3.Громко четко говорим,

4.Никуда мы не спешим.

5.Если хочешь ты ответить, не шуми,

6.Только руку подними.  (Молодцы!)

Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас, занятие непростое, а сказочное, необычное интересное.

Подвожу детей к размышлению

Давайте с вами поиграем. Я начну предложение, а вы подумаете и продолжите его до конца.

- «Мне нравится когда»  (Дети говорят свои версии ответов.)

Озвучиваю свою версию:

«Мне нравится, когда приходят гости»

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня тоже будет сказочный гость, но прежде чем он появится, попробуйте отгадать, кто это может быть.

Я вам немного подскажу:

Наш гость не является человеком.

Попробуйте задать мне вопрос, на который я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать нашего гостя.

Дети: это птица?

Воспитатель: Нет, это не птица

Дети: Может это насекомое?

Воспитатель: Нет, это не насекомое.

Дети: Может это какая-то игрушка?

Воспитатель: Да, это игрушка

Дети: Может это кукла.

Воспитатель: Да, это кукла, но необычная, а сказочная героиня

(Слайд1)

А теперь послушайте сказку, про заколдованную принцессу и помогайте мне рассказывать.

(Придумывание сказки. Технология ТРИЗ)

 В одном сказочном замке жила-была принцесса. 

 Принцесса была красивая, трудолюбивая и молодая.

Она любила петь и танцевать. 

Давайте улыбнемся принцессе, ведь она  такая красивая.

(СЛАЙД 2) Но  узнала об этом злая колдунья

Злая колдунья не любила улыбаться, смеяться, веселиться.

 (СЛАЙД 3) Рассердилась колдунья и заколдовала принцессу 

(СЛАЙД 4) Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить.  (СЛАЙД 5) И как только колдунья заколдовала принцессу -  в замке закрылись все окна и двери. 

 (Постановка проблемной ситуации)

Ребята! Что нам делать?

Дети: Помочь принцессе. Победить злую колдунью»,  «решить задания»

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно придумали, нам необходимо решить сложные задания.

Воспитатель: Все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:

Кто пугливей всех зверей?

Уши у кого - длинней?

В огороде ест морковку,

И  капустную листву,

Удирать умеет ловко,

Если встретит вдруг лису.

Сильно глазками косит,

Всех боится и дрожит.

Кто это?

Дети: Заяц (ИГРУШКА)

Воспитатель: Правильно.

(Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца).

Воспитатель: Ой, здесь мокрый и грустный заяц.

- Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

-Где он был?

-Что он делал?

Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

Воспитатель: Как же быть?

Дети: Нужно помочь зайцу высушить его.

Воспитатель: Да, пока заяц  сюда добирался,  он попал под дождь.

Обсуждение с детьми противоречий в погоде

(Технология ТРИЗ)  прием: «Выявление противоречий»

Воспитатель: Ребята, как по-вашему, дождь — хорошо или плохо?

Дети:

Воспитатель: Что хорошего в дожде?

Дети: Все растет, свежий воздух после дождя

Воспитатель: А что плохого в дожде?

Дети: Можно заболеть

Воспитатель: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое.

Дети: Давайте  укроем зайца одеялом и согреем. (На кресло сажаем)

Вспомните, какие сказки вы знаете, где есть герой заяц?

Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», Заяц - хвастун, Колобок. и т. д.

(СЛАЙД 6) Воспитатель: - Мы помогли зайцу, согрели его, вспомнили сказки, посмотрите, что случилось. Заяц помог нам открыть в замке  верхнее окно. 

Дети:  Спасибо заяц.

Воспитатель: А, что у нас еще есть в сундучке?

Здесь лежит веселый мяч. (ИГРУШКА)

Мяч катился и забыл свою дорогу.

Давайте  поможем мячу, куда направится его путь?

Дети: Вперед

Воспитатель: Давайте вспомним -  какая злая колдунья , какая прекрасная принцесса?

Дидактическая  игра «Наоборот» с мячом.

(Технология ТРИЗ) 

Игра с мячом (вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово о злой колдунье, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением о принцессе)

Злая колдунья - добрая принцесса

Ленивая колдунья - трудолюбивая принцесса

Грубая колдунья – вежливая принцесса

Грустная колдунья - веселая принцесса

Радостная колдунья – печальная принцесса

Старая колдунья - молодая принцесса

Воспитатель: Вот и поиграли.

Наша игра называется «Наоборот». Значит куда надо катиться мячу?

Дети: В, противоположную сторону! (НА СТОЛ ПОЛОЖУ)

(СЛАЙД 7) Воспитатель: Молодцы! За это мяч нам открыл окошко.

Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.

Дети: Хорошее.

Воспитатель: Что у нас еще осталось в сундучке?

-Здесь сказка «Красная шапочка». (КНИГА)

-Вы знаете сказку Красная шапочка? 

Дети: Да

Воспитатель: Когда автор сочинял сказку Красная Шапочка, сорока мешала писать, вот автор и  перепутал все слова.

Поможем, исправим ошибки автора?

Дети: Да

Воспитатель:  Слушайте внимательно, и поправляйте меня.

 (Технология ТРИЗ). Активизация творческого мышления.

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

- Желтая ли девочка ребята, давайте исправьте ошибку.

Дети: Не Желтая, а Красная

Воспитатель: Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:

Дети:  Да нет же, не папа, а мама.

Воспитатель: Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

Дети: К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

Воспитатель: И пошла Красная шапочка к бабушке, отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.

Дети: Не площадь, а лес.

Воспитатель: И встретила она медведя.

Дети: Не медведя, а волка. И т. д.

(СЛАЙД 8) Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли автору исправить ошибки и у нас открылось  окно

Давайте, немного отдохнем.

(СЛАЙД 9) Презентация:

Физическая  минутка: «Танцуют все!»

(СЛАЙД 10) Воспитатель: Вот и открылись все окна, но дверь еще не открылась, а принцесса наша внутри замка.

Конверт в сундуке - Нам нужно вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.

У Алёнушки  - сестрицы-

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят (Гуси – лебеди)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку (Дюймовочка)

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Он имел предлинный нос.

Что за сказка? — Вот вопрос (Буратино)

Она красива и мила,

А имя ей от слова «зола» (Золушка)

Нет ни речки, ни пруда-

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца (Сестрица Аленушка  и братец Иванушка)

(СЛАЙД 11) Лучи солнца осветили весь ее замок и дверь открылась. Наша принцесса проснулась. Ой, ребята, посмотрите, какая она?

Дети: (красивая, веселая и т.д.)

Воспитатель: Ребята, принцессе пора встретиться с принцем, ей пора.

Дети: До свидания!

Итог занятия:

Ребята! А в сундуке еще что-то осталось. (Показ микрофона)

Дети: Микрофон.

Воспитатель: Для чего он нужен?

Дети: Чтобы взять интервью.

Воспитатель: Каждый будет передавать  интервью о занятии.

Я  вам задам вопросы вы мне ответите на золотой микрофон.

О чем сегодня мы с вами на занятии поговорили?

-Кому мы сегодня помогали? Кого спасали?

-Вам понравилось занятие?

-Что понравилось больше всего?

Было что-то трудное для вас?

-Ребята, какие игры мы с вами поиграли?

Д/и: «Хорошо и плохо», Д/и: «Назови одним словом», Д/и: «Наоборот»

Дети: Играть игры, танцевать под музыку.

-Вы расколдовали нашу принцессу?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы! Вы все постарались сегодня! Злость колдуньи  превратилась в воздушные шары, которые она нам с вами дарит.

1.У Алёнушки  - сестрицы-

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят (Гуси – лебеди)

2.Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку (Дюймовочка)

3.У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Он имел предлинный нос.

Что за сказка? — Вот вопрос (Буратино)

4.Она красива и мила,

А имя ей от слова «зола» (Золушка)

5.Нет ни речки, ни пруда-

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца (Сестрица Аленушка  и братец Иванушка)

Игра с мячом (вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово о злой колдунье, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением о принцессе)

Злая колдунья - добрая принцесса

Ленивая колдунья - трудолюбивая принцесса

Грубая колдунья – вежливая принцесса

Грустная колдунья - веселая принцесса

Радостная колдунья – печальная принцесса

Старая колдунья - молодая принцесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»

Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует  аналитическое мышление, ....

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе«Лунный гость»Цель:  обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить дете...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе

Тема: «Спасти заколдованную принцессу»Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;  активизировать словарный запас детей; разви...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Чебурашка»

Цель занятия   расширять круг представлений у детей, словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки.  Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «В гости к Зимушке-Зиме» (старшая группа)

Цель: решение задач развития речи с помощью ТРИЗ-технологий.Задачи:1. Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об изменениях в природном мире, о развлечениях зимой.2. Обогащать словарь...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Осень»

Конспект занятияпо познавательному развитию  с использованием технологии ТРИЗТема: «Осень»...