Конспект занятия по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Осень»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Сумзина Татьяна Сергевна

Конспект занятия

по познавательному развитию  с использованием технологии ТРИЗ

Тема: «Осень»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательному развитию  с использованием технологии ТРИЗ

Тема: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

Образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки осеннего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления; обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных; продолжать учить составлять связные рассказы по мнемотаблицам.

Обучающие: закреплять цифры до 10, геометрические фигуры и формы; упражнять в ориентировке на листе бумаги; развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, память, умение фантазировать; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы полными предложениями, дополнять.

Воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.

Образовательные области: речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.

Современные образовательные технологии: ТРИЗ, мнемотехника, здоровьесберегающие.

Материал: Березка, листочки желтые с заданием приклеенные к березке, фланелеграф, картинки с дикими животными и птицами, 2 мнемотаблицы для составления рассказов о зиме, лист с геометрическими фигурами и лист с линейкой, тюль-покрывало со снежинками, подарки для детей, аудиозапись для физкультминутки.

Предварительная работа:

Беседа о осенних приметах, о жизни диких животных зимой.

Чтение сказок, стихов, рассказов о осени.

Д/и: «Осенние слова», «Да-нет».

Наблюдение за березой на прогулках.

Зарисовка с детьми сказок с помощью мнемотехники и составление рассказов.

Ход:

1. Организационный момент. Дети стоят полукругом.

Воспитатель:

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. А как ещё можно поздороваться?

Дети : Доброе утро!

Воспитатель: Молодцы!

Дети : Доброе утро! Птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели!

Спряталась вся темнота по углам,

Солнце взошло и идёт по делам!

- Ребята, послушайте стихотворение:

Опустел скворечник.

Улетели птицы.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

 Ветер листья с веток

Разогнал по свету,

Липовый, берёзовый,

Красный, разноцветный.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года я вам прочла стихотворение? Как вы догадались, что стихотворение об осени?

(Ответы детей)

Какое сейчас время года?

Какой сейчас осенний месяц?

Дети: Ноябрь – это последний месяц осени.

Какой второй месяц зимы?

Дети: Октябрь – это второй месяц

А, как называется первый месяц?

Дети: Первый месяц октябрь

Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно увидеть осенью в лесу? (Ответы детей).

Посмотрите, ребята у нас здесь что-то спрятано? (Воспитатель обращает внимание детей на березку, накрытую белым покрывалом.) Чтобы это узнать, вам надо отгадать загадку:

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Дети: Береза.

Воспитатель: Вы правы, это берёзка, но она не обычная. А почему, как вы думаете?

Дети: На березе листочки висят золотые.

Воспитатель: Правильно, а что же произошло? (Ответы детей).

Ребята, всем деревьям необходимо отдыхать зимой? А зачем деревья зимой отдыхают? (Ответы детей).

Как же нам помочь березке? (Ответы детей: освободить от листочков).

Правильно мы поможем берёзке сбросить листву, потому что она должна отдохнуть, но для этого нужно выполнить задания, которые написаны на всех листочках. Вы согласны березке помочь?

Дети: Согласны.

(воспитатель отрывает 1 листочек)

2. 1 задание: Игра «Да – нет»

Воспитатель загадывает животное (заяц, белка, лиса, медведь, ёж, волк).

Дети задают вопросы:

Оно большое? (да)

Оно прыгает? (да)

У него есть копыта? (нет)

У него длинные уши? (да)

У него короткий хвост? (да)

Это заяц? (да).

(Воспитатель показывает картинку)

(воспитатель отрывает 2 листочек)

2 задание: Игра «Чем похожи, чем отличаются»

Воспитатель предлагает пары слов, дети подбирают как можно больше сходств и различий (лиса – белка, сосна – ель, еж – медведь, весна – осень, ворона – грач и т. д.)

(воспитатель отрывает 3 листочек)

3 задание: Игра «Числовая да-нет ка» На фланелеграфе лист с горизонтальной осью с цифрами до 8.

Воспитатель говорит: Я задумала число до 8, а вы должны отгадать его. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет». Дети спрашивают:

Это число больше 5? Меньше 5?

Это больше 3? Меньше3? Снова делят часть: - Это крайняя цифра? Первая? В середине? и т. д.

4 задание: Игра «Отгадай» (с геометрическими фигурами)

На листе расположены геометрические фигуры. Воспитатель загадывает фигуру, дети её отгадывают, задавая вопросы: Это справа (слева) от середины? Это вверху (внизу) листа? И т. д.

(воспитатель отрывает 5 листочек)

Воспитатель: Ну вот остался последний листок и последнее задание.

(воспитатель отрывает 5 листочек)

Но задание это не простое. Ребята вам надо разделиться на две команды. Каждой команде я даю таблицу (мнемотаблицу). И предлагаю по ним составить рассказ о осени. (Дети составляют и рассказывают свои истории о зиме.)

Мы помогли березке. И смотрите под деревом вас ждут подарки.

3. Итог.

Воспитатель: Какие вы сегодня молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на нашем занятии? Что оказалось для вас трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе. Тема «Осень»

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе.Тема «Осень»...

Конспект занятия по образовательным областям «Познание», «Коммуникация» по теме «Осень, осень в гости просим» с использованием приёмов ТРИЗ и РТВ в подготовительной к школе групп

Конспект образовательной деятельности позволяет систематизировать знания детей о времени года-осень, закрепить умение детей устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗТема: «Его величество - электричество»...

Конспект занятия по познавательному развитию детей средней группы Тема: “Осенние посиделки. Беседа о домашних животных«, 2019

Конспект занятия по познавательному развитию детей средней группы  Тема: “Осенние посиделки. Беседа о домашних животных«, 2019...

Конспект занятия по рисованию с использованием технологии ТРИЗ «Кисть рябины» с детьми средней группы

Цель: выполнить рисунок в нетрадиционной технике рисования.Задачи:Образовательные:• Продолжать учить детей рисовать, кисть рябины ватными палочками или пальчиками (по вы...