«Уж небо осенью дышало…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Козлова Виктория Викторовна

Конспект занятия по ознакомлению с природой в разновозрастной группе комбинированного вида №8 «Солнышко»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе, приметах осени, вспомнить пословицы и поговорки об осени.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

 Закрепить в сознании детей представления о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать знания о характерных признаках осени. Закрепить знания о перелётных и зимующих птицах, о том, как звери готовятся к зиме.

Развивающие задачи:

Развивать речь, культуру речевого общения, обогащать и активизировать словарь детей.

Развивать развивать зрительное и слуховое внимание, память, чувство рифмы, координацию движений с речью; логическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетическое восприятие.

Воспитательные задачи: 

Воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту. желание заботится о животных и птицах, внимательное и доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей:

 познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Словарная работа: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, поздняя, , желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, хмурая, пасмурная, дождливая, , перелётные птицы, зимующие птицы.

Предварительная работа: Целевые прогулки, наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций по теме «Осень», «Птицы», «Звери готовятся к зиме», разучивание стихотворений , пословиц, поговорок,отгадывание загадок слушание песен про осень, разучивание пальчиковых игр.

Оборудование: иллюстрации осенней природы, птиц, деревья (муляжи),листочки из бумаги ( красные, зелёные, жёлтые), засушенные листья для аппликации, лист бумаги, клей, кисточки, салфетки.

Музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Дети входят в группу. Приветствие.

«Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое!

 Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю,

Всех я вас приветствую!

Присаживаются  на свои места.

Воспитатель: Ребята, когда я пришла утром в группу, я обнаружила необычное послание. Давайте послушаем.

Звучит классическая музыка А.Вивальди «Осень»

Воспитатель: Как вы думаете, от кого это послание?

-Объясните, как вы поняли, догадались, что это именно осень?

-Какими бы красками вы осень раскрасили, если были бы художниками?

Воспитатель: а теперь послушайте  стихотворение А.С.Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

 Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Воспитатель:Как вы думаете, о каком времени  года говорится в стихотворении великого  русского поэта?

Дети: Это время года -Осень!

Воспитатель:-Как вы думаете почему осенью природа не расцветает, а увядает, сохнет?

Дети: становится холодно, все растения засыпают до весны.

Воспитатель: Верно. Мы с вами знаем, что каждого времени года три периода и три месяца.

 - Назовите осенние периоды и ее месяцы.

Дети: («Ранняя осень» — сентябрь, «Золотая осень» — октябрь, «Поздняя осень» — ноябрь).

Воспитатель: Назовите признаки осени.

Дети: Листья на деревьях желтеют и опадают, Становится холодно, понижается температура воздуха, дни становятся короче, а ночи длиннее, люди надевают тёплую одежду, солнце расположено на небе низко, небо хмурое, покрыто серыми тучами, часто идёт дождь)

Воспитатель: Верно, какая бы не была осень, но мы всегда ей очень рады.

Народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?

Дети: Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

-Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая.

-Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

-Поздний листопад- к суровой и долгой зиме.

-Облака идут низко- к дождю и холоду.

- В небе летает паутинка- к хорошей погоде.

Воспитатель:-Предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра «Что было? Что стало?» 

Все вокруг так изменилось с того дня, когда наступила осень. Какой была осень и какой стала?

Была золотой, стала… (серой);

Была теплой, стала… (холодной);

Была светлой, стала… (темной);

Была радостной, стала… (грустной);

Была ясной, а стала (хмурой);

Была погожей, а стала (дождливой);

Листья на деревьях были зелеными ,а  потом пожелтели, покраснели, а сейчас? (листья опали, деревья стоят голые);

Воспитатель: Подумайте, и ответьте, почему листья желтеют осенью?

Дети: потому, что осенью мало света и тепла.

Как называется явление, когда листья опадают с деревьев?

Дети: это явление называется листопад.

Воспитатель: Скажите, со всех ли деревьев опадают осенью листья?

Дети: нет, не опадают с елей и сосен. Потому, что это хвойные деревья.

Воспитатель: объясните, почему с хвойные деревья не опадают осенью?

А сейчас мы возьмем осенние листочки и выполним упражнения для глаз.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»

Листья вправо,

листья влево,

Листья вверх и листья вниз.

Покружились, покружились (моргают глазками)

И на землю опустились (закрывают глазки).

-Ребята, посмотрите, Осенний ветер сорвал и перемешал все листья  с деревьев.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТОК?»

- Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек. Закрепите его под нужное дерево и назовите, какой это листок.

Дети: - Этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист (и т.д)

ФИЗМИНУТКА  « ОСЕНЬ» (музыкальная)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?.. (Птицы)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему осенью птиц стало меньше?

Дети: потому, что птицы улетели в тёплые края.

Воспитатель: почему многие птицы улетают?

Дети: Они не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добивать его в зимних условиях.

Воспитатель: как называются птицы, которые улетают?

Дети: перелётные.

Воспитатель:. Назовите, перелётных птиц.

Дети: Ласточки, журавли, скворцы, грачи, гуси, кукушка, соловей.

Воспитатель: А птицы, которые остаются с нами зимовать, как называются?

Дети: зимующие. Им не страшны холода, могут отыскать себе спрятавшихся насекомых, съедают семена и плоды лиственных деревьев.

Воспитатель: Правильно, зимующие. Назовите их.

Дети: Голуби, воробьи, дятел, синички, вороны, снегири, сороки.

Воспитатель: Как люди могут помочь зимующим птицам?

Дети: они подкармливают птиц, развешивают кормушки в парках и дворах.

Воспитатель: чем люди подкамливают птиц?

Дети: приносят семечки, хлебные крошки, зерно. А синичка любит сало.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ПТИЧЬЯ КОРМУШКА.»
Мы повесили кормушки,
В них насыпали зерно.
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
(Дети имитируют движения.
Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц)

Воспитатель:Всем приходится нелегко с наступлением холодов.

-Давайте вспомним, как дикие звери готовятся к зиме?

Дети: белка делает запасы, несёт их в своё дупло, ежи, лисы роют себе норы, волк утепляет своё логово, заяц меняет шубку, (у нас в Крыму не меняет),у животных вырастает тёплый подшёрсток, медведь готовится к зимней спячке.

-ещё какие звери впадают в спячку?

-Почему медведю, барсуку и ежу необходимо осенью нагулять жир?

- Почему у животных происходит осенняя линька?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему осень называют щедрой?

Дети: осенью собирают урожай овощей, фруктов, в лесу много грибов и ягод.

Воспитатель: А все ли грибы можно есть?

-Назовите съедобные и ядовитые грибы.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки об осени.

Дети:

 -Осень не весна- ложка воды- бочка грязи

-В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет. 

-Осенью и воробей богат.

-Осень - запасиха, зима - подбериха.

-Осень не ждёт, осень торопит.

-Осень хвастлива, а весна справедлива.

Воспитатель: Не зря говорят: Что осенью родится, зимой пригодится.

- Как люди используют дары осени?

Дети: делают заготовки из овощей и фруктов на зиму, варят варенье, компоты, замораживают, чтобы зимой были витамины.

Воспитатель: Давайте скажем осени спасибо, а Виолетта прочёт стихотворение .

Спасибо тебе, осень 
За щедрые подарки —
За лист узорный яркий,
За лесное угощенье —
За орехи и коренья,
За бруснику, за калину
И за спелую рябину.
Мы спасибо говорим,
Осень мы благодарим!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам выучить  стихотворение И.Винокурова «Осень в парке» по мнемотаблице.

Итог занятия.

-Понравилось вам ребята занятие?

-Давайте вспомним, осень какая?

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

-Что больше всего вам нравится в осенней поре?

Вы были сегодня молодцы, занятие наше окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уж небо осенью дышало

Почетные грамоты...

Уже небо осенью дышало (заучивание стихотворения)

Уже небо осенью дышало (заучивание стихотворения)...

Презентация. Осень. Стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало".

Презентация на стихи А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало..." с использованием музыки А.Вивальди.Образовательные области: познание (Формирование целостной картины мира),  чтение художественно...

"Уж небо осенью дышало..."

Интегрированное занятие в подготовительной группе по обобщающей теме "Осень"...

" Уж небо осенью дышало...":пейзажная лирика А.С.Пушкина (подготовительная группа).

Занятие,посвящённое пейзажной лирике А.С.Пушкина,помогает детям увидеть красоту русской природы через поэтические образы великого поэта....

беседа- уж небо осенью дышало

Дети с воспитателем заходят в зал: “Ребята, на чем можно отправиться в путешествие? Куда можно поехать?”Дети отвечают…Воспитатель подводит итог ответов и предлагает ребятам занять места в автобу...

беседа- уж небо осенью дышало

Дети с воспитателем заходят в зал: “Ребята, на чем можно отправиться в путешествие? Куда можно поехать?”Дети отвечают…Воспитатель подводит итог ответов и предлагает ребятам занять места в автобу...