Проект «Юные огородники» с детьми дошкольного возраста 3-5 лет
проект по окружающему миру

Кривчикова Людмила Алексеевна

Известно всем, что дети дошкольного возраста всегда стремятся к исследованиям. Они постоянно проявляют любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Находятся в постоянном поиске новых впечатлений, что является важнейшими чертами детского поведения. Ребёнок настроен на познание мира, открывать, изучать, исследовать, узнавать для себя что – то. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для исследовательской деятельности детей.

 Проект «Наш огород» - ориентирован на приобретение детьми через собственную опытно – исследовательскую деятельность, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. В ходе регулярного ухода за посаженными растениями у детей формируются определенные трудовые навыки, развивается внимательное отношение к живой природе и забота о культурных огородных растениях.

Цель: познакомить детей с овощными культурами, формировать практические навыки посадки и ухода за растениями, расширять представления о мире растений и воспитывать интерес к нему; разносторонне развивать детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

                                                           кар

412309,  Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

Экологический проект

«Юные огородники»

с детьми дошкольного возраста 3-5 лет

 

Авторы проекта:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Кривчикова Людмила Алексеевна

Воспитатель 

Прокофьева Кристина Александровна

г. Балашов – 2020г.

Актуальность

        

Известно всем, что дети дошкольного возраста всегда стремятся к исследованиям. Они постоянно проявляют любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Находятся в постоянном поиске новых впечатлений, что является важнейшими чертами детского поведения. Ребёнок настроен на познание мира, открывать, изучать, исследовать, узнавать для себя что – то. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для исследовательской деятельности детей.

 Проект «Наш огород» - ориентирован на приобретение детьми через собственную опытно – исследовательскую деятельность, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. В ходе регулярного ухода за посаженными растениями у детей формируются определенные трудовые навыки, развивается внимательное отношение к живой природе и забота о культурных огородных растениях.

Цель: познакомить детей с овощными культурами, формировать практические навыки посадки и ухода за растениями, расширять представления о мире растений и воспитывать интерес к нему; разносторонне развивать детей.

        Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (огурец, лук, помидор, перец).
  2. Формировать представление о том, как выращиваются огородные растения.
  3. Закреплять знания детей о строении, об условиях, необходимых для роста растений.
  4. Систематизировать знания детей о значении воды, света в жизни растений.
  5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  6. Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени: петрушки, укропа, зелёного лука.
  7. Формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями: вовремя полить, рыхлить почву, предохранять от прямых солнечных лучей.
  8. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

        Предварительная работа: Сбор информационного материала, создание условий, составление плана мероприятий по работе с детьми. Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки. Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке». Подбор картин и иллюстраций о труде взрослых по уходу за ними. Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Юные огородники». Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе». Выбор растений, для выращивания в группе на подоконнике. Приобретение посадочного материала: лука, семян огурцов, помидоров, перца. Приготовление емкостей для посадки, земли. Подбор орудий труда, необходимых в процессе работы на подоконнике, огороде. Создание картотеки пальчиковых, дидактических, подвижных и других игр, пополнение развивающей предметно-пространственной среды экологического уголка, разработка сценарий сказок об овощных культурных растениях, развлечений для детей. 

        Вид/тип проекта: долгосрочный, познавательный, исследовательский, информационно-творческий.

        Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Аннотация

         В проекте представлено экологическое развитие дошкольников посредством погружения ребёнка в познавательно-исследовательскую деятельность.

        Этапы работы над проектом:

        Подготовительный этап включает в себя:

        Экскурсия в магазин «Сотка», беседа «Что такое огород и что на нем растет», рассматривание семян, иллюстраций, книг, просмотр и обсуждение презентаций и мультипликационных фильмов об овощах, игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».

        Основной этап включает в себя:

        Мультимедийный просмотр «Овощные культурные растения». Рассматривание лука и семян огурцов, помидоров, перца. Посадка лука в землю, в стаканчик с водой. Посадка семян огурцов, помидоров, перца. Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ). Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы). Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Проведение дидактических, подвижных, пальчиковых, словесных игр. Чтение художественной литературы. Загадки, поговорки об овощах. Беседы. Познавательно-исследовательская деятельность. Совместная (воспитатели, дети, родители) высадка растений на территории детского сада. Проведение викторины «Что мы знаем об овощных культурных растениях».

        Совместная работа с родителями по изготовлению необходимой атрибутики для проведения спортивного развлечения «Овощной переполох», пополнению экологического уголка.

        Заключительный этап включает в себя:

        Итоговая беседа. Анализ и обобщение результатов.         Сбор урожая. Фотовыставка «Наш урожай». Спортивное развлечение «Овощной переполох».

         Ожидаемые результаты:

  • Сформируются коммуникативные навыки в соответствии с возрастными особенностями.
  • Расширятся знания о культурных растениях.
  • Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
  • Сформируется бережное отношение к растениям.
  • Сформируются знания о необходимых условиях, которые нужны растениям для их роста.
  • Сформируется у детей уважительное отношение к труду, умение трудиться в коллективе.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Литература

  1. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  2. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.
  3. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с.
  4. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
  5. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. - 2 - е издание. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  6. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3 – 7 лет. - 2 - е издание. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  7. http://detskiychas.ru/
  8. http://kladraz.ru/

Этапы проекта

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Подготовительный (мотивационный)

Экскурсия в магазин «Сотка»

Беседа «Что такое огород и что на нем растет»

Рассматривание семян, иллюстраций

Просмотр презентаций 

об овощах

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов

 

Рассматривание книг,

иллюстраций об овощных культурах

Консультация

 «Огород на подоконнике в домашних условиях»

Основной (проблемно – деятельностный)

Беседа «Какие бывают овощи»

Создание мини-огорода на окне

Рассматривание, сравнение,

посадка семян в лоточки с землей (огурцов, помидоров,

перца, лука)

  

Беседы «Можно ли вырастить рассаду на окне?», 

«Что надо для хорошего роста растений?», 

«Овощные культуры»,

 «Овощи -это витамины», 

«Лук от семи недуг»

Рассматривание иллюстраций о растениях

Наблюдение за овощными культурами

 первые всходы, дальнейшее развитие растений

ПИД

 «На свету и в темноте»

Беседы «Для чего растению семена?»,

 «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», 

«Овощи», 

«Вода и земля- овощей лучшие друзья»,

«Наши помощники на огороде»,

«Знакомство с овощами, как самостоятельным культурным, огородным растением»,

«Огород на окне переносится на участок детского сада», 

«Зачем поливать огород»,

«Чем полезен лук», 

«Растут ли овощи ночью»

ПИД

 «Изменения роста наших растений»,

«Узнаем: какая земля»,

 «Вода и растения»,

 «Солнце и растения»,

«Строение растений»,

 «Рост, развитие растений»

«Условия, необходимые для жизни растений»,

«Благоприятные и неблагоприятные условия для роста наших растений»

НОД по ОО «Познавательное развитие»

«Кому нужна вода?» (для детей дошкольного возраста 4-5 лет),

«Айболит в гостях у детей» (для детей дошкольного возраста 4-5 лет),

«Айболит проверяет здоровье детей» (2-я младшая гр.),

«Знакомство с комнатными растениями» (2-я младшая гр.)

Чтение художественной литературы 

Н.Носов 

«Огородники»

«Огурцы»,

потешки об овощах,

Е.Благинина 

«Приходите в огород»,

В.Волина 

«Наша грядка»,

Е.Надёжкина

 «Огуречное семечко»,

Г.Юдина 

«Сказка о том, как овощи воевали»

ПИД

Наблюдение за ростом лука в благоприятных и

неблагоприятных

условиях

Викторина

«Что мы знаем об овощных культурных растениях»

Наблюдение проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток

Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде

Знакомство с алгоритмом по уходу за растениями

Трудовые поручения

 полив и рыхление овощных культур

Игра малой подвижности 

«Огород у нас в порядке»

Подвижные игры «Огуречик, огуречик…»,

 «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки»,

«Овощи и фрукты»

Дидактические игры

- «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»,

- «Угадай по описанию»

Наблюдение 

 «Растут ли наши растения»

Проговаривание чистоговорок

 «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы»,

«Горох и петухи»

Пальчиковая гимнастика

 «Мы капусту рубим»,

 «Репка

Игры-ситуации

 «Огород на окне»,

«Научим куклу Катю ухаживать за овощными культурами на нашем огороде»

Трудовые поручения

 «Клумбы для нашего огорода на участке»,

 «Высадка рассады на участке детского сада»,

«Уход за рассадой» (полив, рыхление, прореживание)

Рассказывание русских народных сказок 

«Репка», «Вершки и корешки»,

белорусской народной сказки «Пых»

Пальчиковые игры

 «Приглашаем в огород», «Овощи, «Морковка», «Капуста», «Картошка»

Творческая мастерская

Рисование «Помидоры в банке»

Лепка из пластилина (сюжетная по мотивам сказки «Пых»)

«Грядка с капустой, морковкой»

 Аппликация

«Лук», 

«Салат из овощей»

КМД

«Дачный домик»,

 «Забор для нашего огорода»

Драматизация сказки «Репка»

Инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

Сюжетно – ролевые игры

«Овощной магазин»,

«На даче», «Повара», «Приготовим
щи для кукол»

Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»

Стихотворение В.Коркина 

«Что растет на нашей грядке?»

Стихотворение-игра-считалка:

Г.Сапгир 

«Садовник»

Отгадывание загадок:

Об овощах

Настольно – дидактические игры

 «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «Третий лишний», «Сад-огород»


Сюжетно – ролевая игра «Магазин»


Раскраски

«Овощи»,

«Загадки с грядки»

Самостоятельная двигательная активность Подвижные игры

«Огородная -хороводная»,

«Мыши в кладовой», «Донеси не урони»,

Хороводная игра 

«Есть у нас огород»

 «Собери урожай» (игра-эстафета)

Настольно-печатные игры

«Подбери пару»,

«Вершки и корешки»,

«Что сначала, что потом»,

«Во саду ли, во огороде»

Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»

Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах)

Рекомендации «Как организовать дома «Огород на окне»»

Консультация «Сотрудничество с родителями.

Как привлечь родителей к совместному творчеству»

Привлечение к сотрудничеству по изготовлению атрибутов к развлечению, пополнению экологического уголка

Папка - передвижка 

«Что посадить на огороде?»

Рассматривание, сравнение,

посадка семян в землю (огурцов, помидоров, лука, перца)

Трудовые поручения

«Уход за рассадой» (полив, рыхление)

Консультация «Овощи и фрукты – полезные продукты»»

Консультация «С ребёнком на дачу»

Папка-передвижка «Загадки с грядки»

Заключительный (творческий)

Беседа «Наш огород»

Спортивное развлечение «Овощной переполох»

Сбор урожая для столовой ДОУ

Фотовыставка

«Наш урожай»

Лепка из пластилина овощей

«Наш урожай»

Пополнение экологического уголка дидактическими пособиями

Изготовление масок, муляжей овощей, необходимых для проведения спортивного развлечения

Участие в фотоконкурсе

«Дары природы»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЮБИЛЕЙНЫЙ»» Экологический проект «Юные огородники» Авторы проекта Воспитатели: Кривчикова Л.А, Прокофьева К.А .

Слайд 2

Информационная карта проекта Название проекта: Экологический проект на тему «Юные огородники». Вид/тип проекта: долгосрочный (март-сентябрь), познавательный, исследовательский, информационно-творческий . Участники проекта: дети , педагоги , родители . Возраст детей: дети дошкольного возраста с 3 до 5лет.

Слайд 3

Актуальность Проект «Юные огородники» - ориентирован на приобретение детьми через собственную опытно – исследовательскую деятельность, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. В ходе регулярного ухода за посаженными растениями у детей формируются определенные трудовые навыки, развивается внимательное отношение к живой природе и забота о культурных огородных растениях.

Слайд 4

Цель: познакомить детей с овощными культурами, формировать практические навыки посадки и ухода за растениями, расширять представления о мире растений и воспитывать интерес к нему; разносторонне развивать детей.

Слайд 5

Задачи проекта: 1. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (огурец, лук, помидор, перец). 2. Формировать представление о том, как выращиваются огородные растения. 3. Закреплять знания детей о строении, об условиях, необходимых для роста растений. 4. Систематизировать знания детей о значении воды, света в жизни растений. 5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность. 6. Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени: укропа , зелёного лука. 7. Формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями: вовремя полить, рыхлить почву, предохранять от прямых солнечных лучей. 8. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Слайд 7

Этапы проекта 1. Экскурсия в магазин «Сотка»; 2. Беседа «Что такое огород и что на нем растет»; 3.Рассматривание семян, иллюстраций, книг; 4. Просмотр и обсуждение презентаций и мультипликационных фильмов об овощах; 5. Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке». 1. Мультимедийный просмотр «Овощные культурные растения». 2. Рассматривание лука и семян огурцов, помидоров, перца. 3. Посадка лука в землю, в стаканчик с водой. Посадка семян огурцов, помидоров, перца. 4.Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ). 5. Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы). 6. Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). 7. Проведение дидактических, подвижных, пальчиковых, словесных игр. 8. Чтение художественной литературы. 9. Беседы. 10.Познавательно-исследовательская деятельность. 11. Совместная высадка растений на территории детского сада. 12. Проведение викторины «Что мы знаем об овощных культурных растениях». 1. Итоговая беседа. Анализ и обобщение результатов. 2. Сбор урожая. 3. Фотовыставка «Наш урожай». 4.Спортивное развлечение «Овощной переполох». Подготовительный : Основной : Завершающий:

Слайд 8

Подготовка оборудования

Слайд 9

Посадка огурцов, помидоров

Слайд 10

Проращивание семян огурцов

Слайд 11

Первые ростки зелени Первые ростки лука Первые ростки огурцов

Слайд 12

Что же можем на окне Вырастить мы с вами? Это вы увидите- Посмотрите сами . « ОгурЦЫ » « ПОМИДОРы » « ЛУК »

Слайд 13

Дидактические игры, раскраски, книжки-самоделки

Слайд 14

Работа с родителями

Слайд 15

Д / и «Во саду ли, в огороде » Рассматривание иллюстративного материала «Уход за растениями» Рассматривание плаката «Рост и развитие растений»

Слайд 16

Выставка детского творчества.

Слайд 17

Список литературы и интернет ресурсов Буре , Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с. Куцакова , Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. - 2 - е издание. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3 – 7 лет. - 2 - е издание. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 . http ://detskiychas.ru/ http ://kladraz.ru/

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к составлению педагогического проекта при работе с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендации к составлению педагогического проекта при работе с детьми дошкольного возраста...

Проекты для работы с детьми дошкольного возраста

Тут размещены различные проекты, которые я проводила с своими детьми и родителями...

проект " Деятельное познание мира детьми дошкольного возраста средствами оригами"

Деятельность с детьми в художествеено-эстетическом развитии детей дошкольного возраста необходима. детям интересно создавать игрушки своими руками и таким образом познавать мир. окружающий нас....

Исследовательско-игровой проект в работе с детьми дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте исследовательская деятельность и экспериментирование являются ведущими. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и их зависимость.О...

Практико-значимый проект "Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста скольжения по воде, при плавании кролем."

Этот материал был написан мною, когда я училась в Московском Областном Педагогическом  Университете . Он является моей итоговой работой....

Проект «Юные любители шашек» старшего дошкольного возраста для детей 6 – 7 лет.

Пояснительная записка.       Данная программа направлена на развитие логического мышления детей 5-7 лет.      Программа разработана с учетом треб...