январь 2024 г. Окружающий мир. Тема "В гостях у лесничего"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ливашова Фатима Михайловна

Данный конспект может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии для детей подготовительной группы (6 - 7 лет)

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«В гостях у лесничего»

для детей подготовительной группы (6 - 7 лет).

Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 6 — 7 лет (подготовительная группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, развивает экологическую культуру.
Цель: расширение знаний детей о лесе и окружающем мире. 
Задачи:

Познакомить с животным Африки- жирафе закреплять преставление о строении  

животного, называть части тела. Развивать речь, артикуляционный аппарат, формировать  

умение сравнивать, сопоставлять. Воспитывать самостоятельность, отзывчивость.

Оборудование: готовые шаблоны с изображением маленьких жирафов (без  

пятнышек), тарелочки с чёрной пальчиковой краской, влажные салфетки, фигурки  

игрушки жирафы крупного размера. Атрибуты для игры «Большие и маленькие» (наборы  

зверей, картинки детенышей).  
1. Сформировать у детей представления о разнообразном значении леса в жизни человека. 
2. Развивать познавательный интерес детей к жизни леса. 
3. Воспитывать умение бережно расходовать дары природы. 
4. Учить видеть красоту лесного пейзажа в картинках. 
5. Познакомить с профессией лесничего.
6. Совершенствовать связную речь.
Словарная работа: совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно — ласкательных суффиксов), расширение словаря глаголов, экологическая катастрофа, лесничий.
Оборудование: предметные картинки с изображениями экологических знаков, листьев деревьев, репродукции картин известных художников с изображением леса в разные времена года, мяч, аудиозапись пения птиц, сюжетные картинки с изображением работы лесничего, экологических катастроф в природе.

Ход занятия:

«Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года - 
Это всё кругом природа»

Поможем маме найти своих малышей? Ребята, а как вы думаете, как выглядят  

малыши жирафов? Педагог подводит детей к пониманию того, что малыши жирафики  

выглядят одинаково, такие же, как и взрослые, но отличаются только по размеру: малыши  

меньше взрослых. А прежде чем помочь маме жирафчиков, мы поиграем в игру

«Большие и маленькие». Я вам буду показывать взрослых зверей, а вам нужно  

найти на подносе маленьких зверей – детёнышей.  

                       Дидактическая игра «Большие-маленькие»  

Воспитатель показывает картинку животного, дети находят его детеныша.  

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашли всех детенышей. Значит, у нас получится и  

жирафе помочь в поиске ее малышей.  

На тонированном листе оранжевого цвета размещены вырезанные силуэты жирафчиков,  

того же цвета и тона, что и лист бумаги.  

Взрослый берёт один шаблон и демонстрирует детям. Давайте все вместе посмотрим, нет  

ли здесь подвоха? (дети находят спрятавшихся на листе бумаги жирафчиков).

-Скажите, ребята, почему мама их не нашла?  (потому что у них нет пятнышек)  

- Ребята, давайте мы нарисуем пятнышки малышам жирафикам, тогда их мама всегда  

будет находить. Но сначала по играем  
Ребята, скажите что такое природа?(это животные, растения, небо, реки, воздух). Все люди на земле — тоже часть природы, ведь мы, так же как растения и животные, питаемся и дышим.
Чем отличается человек от животных?(у человека есть разум). Поэтому весь животные и растительный мир служит человеку, а умный и добрый человек не обидит ни животное, ни растение. Загадаю я, ребятки, вам одну загадку, а вы отгадаете и узнаете чему посвящено наше занятие.
Загадка: «Встал стеною до небес
Перед нами чудо...?»(лес).
Сегодня волшебный клубочек поведёт нас в путешествие по лесной тропинке. Скажите, что такое лес?(деревья, цветы, трава, животные). Одним словом, можно сказать, что лес — это дом для растений и животных.

Дидактическая игра «Узнай дерево по листу»

(Показ картинок с изображениями различных листьев деревьев). Посмотрите на картинки. На каких деревьях растут эти листья?(берёза, дуб). На что похожи листья осины, берёзы, рябины, каштана, клёна?(изображения демонстрируются поочерёдно, сопровождая вопросом). Какие листья бывают по форме?(вытянутые, продолговатые, округлые, волнистые). Зачем человек приходит в лес? (отдохнуть, послушать пение птиц, шелест листвы и насладиться красотой природы).
Ах, как легко дышится в лесу! Говорим мы входя в лес.

Вы уже знаете, что дерево живое? Объясните почему?(оно растёт, питается, спит, размножается и дышит). Как вы понимаете пословицу «Срубил дерево, посади десять». Какой воздух «выдыхают» деревья и растения?(кислород). Его ещё называют «живой воздух». Одно большое дерево выделяет кислорода столько, сколько его необходимо для дыхания одного человека. Без растений мы бы просто задохнулись. 
Скажите, зачем люди в городских парках и скверах сажают деревья?(что бы очищать воздух). Что ещё даёт нам лес?(мебель, посуду, игрушки, можно строить дома). Правильно, лес — это строительный материал. Посмотрите внимательно и назовите предметы, находящиеся в группе, которые не могли бы появиться здесь, не будь леса.(столы, стулья, полки, шкафчики). Лес надо беречь и ценить. А кто почувствует красоту леса, наполнится хорошими, добрыми чувствами.
                         Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом). 
Берёза — берёзонька (дуб, липа, клён, рябина, лист, ветка). 
Каждый из вас знает, что нужно содержать в чистоте свою комнату, квартиру. А вот для наведения порядка в окружающем мире нужны хорошо подготовленные люди. Послушайте стихотворение А. Смирнова «Лесничий». Лесничий — самый главный в лесу.
Вот дом стоит в чистом лесу
А в нём живёт лесничий.
Он здесь не сторожит лису
И не стреляет дичи.
С рассветом раньше всех встаёт,
Шагает в чащу смело.
И начинается обход:
Лесничий занят делом.
Ни браконьерам, ни ворам,
Нигде не даст слабинку,
Убережёт от топора
Берёзку и осинку.
Пушистых ёлочек отряд
Спасёт под новый год он,
Подкормит птиц лесных, зверят - 
Вот в чём его работа.
Он охраняет лес, а с ним
И дятла и сороку.
Им без лесничего одним
Пришлось бы очень плохо.

Скажите, чем же занимается лесничий в лесу? (рассматривание иллюстраций). Лесничий руководит посадкой нового леса, оберегает лес от насекомых-вредителей, пожаров и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей.
Лес живёт своей жизнью. И если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. В лесу мы в гостях. И вести себя надо так, чтобы не потревожить хозяев и не навредить дому.
Дидактическая игра «Можно — нельзя»
Дети делятся на две команды. Одна выбирает экологические знаки правила поведения в лесу, другая наоборот. Дети дают объяснения «почему» так делать можно или нельзя.
Скажите ребята, всегда ли человек друг природе?(нет). Для развития науки и техники людям требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Мы — люди, получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Когда гибнет природа начинает страдать и человек. Ребята, вы наверное слышали, что сейчас часто звучат слова: неблагоприятная экология, экологическая катастрофа (рассматривание иллюстраций).
Что можем сделать мы с вами, что бы сохранить природу?(экономить воду, не бросать мусор, не рвать цветы, не ломать деревья). Запомните одно правило леса и соблюдайте его всегда:
«Много леса — не губи, 
Мало леса — береги, 
Леса нет, так — посади».
Человек давно ищет способы охраны природы: созданы заповедники, учёные биологи создали «красную книгу». Красной она называется потому, что красный — цвет опасности. Он как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет!».
«Давайте люди
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица.
И доверяли повсюду нам.
Как самым верным
Своим друзьям!». (И.Мазнин).
Вот и подошло наше путешествий по лесу к концу. И мы отправляемся все в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной работы с детьми компенсирующей группы в соответствии с ФГОС ДО с сентября 2023 г. по январь 2024 уч.г.

План индивидуальной работы с детьми компенсирующей группы. Работа с детьми расписана по всем образовательным областям, с сентября по январь, в соответсвии ФГОС ДО, с учётом индивидуальных особенностей...

Лексическая тема: "ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ". Январь 2024 года.

Лексическая тема: "ЗИМА.ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ" рассказывает о признаках зимы (мороз, солнце, снег, лед, снежинки). Дети любят зимние забавы (санки, ватрушки, ледянки, любят кататься на лыжах, конька...

Консультация для родителей «Поговорим с детьми про блокаду Ленинграда» (Январь 2024 год)

27 января вся страна отмечает снятия блокады Ленинграда. Всё меньше и меньше остаётся очевидцев - людей, которые пережили ужасы блокады и могут об этом рассказать. Да и не каждый готов возвращаться во...

"Дети Блокадного Ленинграда" (Январь 2024 год)

Дети блокадного Ленинграда — дети и подростки, находящиеся в блокадном Ленинграде в период Великой Отечественной войны. 872 дня дети были намеренно заблокированы немецкими и ...

Презентация. Лексическая тема: "НОВЫЙ ГОД. ИГРУШКИ". Январь 2024 года.

В презентации рассказывается о праздновании любимого деского праздника "Нового года"! Представлены фотографии украшенной красивыми игрушками городской ёлки. Дед Мороз спешит к детям на празд...