МБДОУ «Детский сад №87 «Ласточка» Долгосрочный проект 2 младшая группа №3 «Сказка» Тема: «Времена года»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Карпова Татьяна Владиславовна

Актуальность проекта:

К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду», и т. д. Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества. Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель рядом, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, малыши узнают еще больше. Дидактические игры, стихотворения, пословицы, загадки помогут дошкольникам расширить свои знания об окружающем мире. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогают детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создадут условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА. Таким образом, привлекая детей к общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие, любознательность и др. Эти черты заложенные в детском возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой и тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Мы должны научить детей искать и находить новое в уже известном, увиденном.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл года. 38.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №87 «Ласточка»

Долгосрочный проект

2 младшая группа №3 «Сказка»

Тема: «Времена года»

Воспитатели: Карпова Т. В.

Смоленск: 2023-2024 уч. г.

Актуальность проекта:

К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду», и т. д. Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества. Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель рядом, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, малыши узнают еще больше. Дидактические игры, стихотворения, пословицы, загадки помогут дошкольникам расширить свои знания об окружающем мире. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогают детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создадут условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА. Таким образом, привлекая детей к общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие, любознательность и др. Эти черты заложенные в детском возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой и тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Мы должны научить детей искать и находить новое в уже известном, увиденном.

Участники проекта:

• родители;

• воспитанники 2 младшей группы;

• воспитатели.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный.

Цель проекта: формирование элементарных представлений о временах года. Воспитание положительного отношения к природе, умения разглядеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта:

1. Обогатить представления детей о мире природы.

2. Сформировать позитивные установки к различным видам труда.

3. Развить умение замечать сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания.

4. Развить собственный познавательный опыт.

5. Развить коммуникативную активность и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

6. Развить связную речь, обогатить словарный запас.

7. Расширить перспективы развития исследовательской деятельности детей.

8. Поддержать детскую инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.

Длительность проекта – 1 год

Гипотеза проекта: Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте будет эффективным только при условии:

• Формирования представлений и наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ и в семье.

• Построения экологического образования на близких, понятных и эмоционально значимых для ребенка материалах, с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

• Сотрудничества педагогов и семьи.

• Систематичного и планомерного формирования экологического воспитания.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированы начальные представления о природном мире.

2. Сформировано положительное отношение к различным видам труда.

3. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.

4. Овладение связной речью, как средством общения.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный (сентябрь):

• создание развивающей среды,

• анкетирование родителей,

• подбор дидактических игр, наглядного материала, художественной литературы, картотеки пальчиковых и подвижных игр, материалов для экспериментирования.

2. Практический (октябрь – май) - организация деятельности детей.

3. Заключительный (май) - определение результата практической деятельности с детьми.

4. Пост проектная деятельность (июнь – август) - организация деятельности детей в летний период.

Содержание работы

Блок 1 «Разноцветная осень»: сентябрь – ноябрь

Коммуникативная

Беседы: «Осень в гости к нам пришла».

Дидактические игры:

«Что нам осень принесла», «Что растет в саду?»,

Д/игра «Во саду ли во городе», «Узнай и назови»,«Большая и маленькая»,

«Когда это бывает?», «Назови правильно», «Найди, что назову», «Чудесный мешочек», «Два зайца».

Пальчиковые игры: «Вышел дождик на прогулку», «Зайчик»

«Солнышко, солнышко, посвети», «Засолка капусты»,

«Варим щи», «Мы делили апельсин», «Компот».

Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме»

Рассматривание картин зайчиха с зайчатами.

Разучивание стихотворений об осени.

Сбор гербария.

Чтение рассказов об осени.

Консультация: «Витамины с грядки»

Родительское собрание: «Природа как средство эстетического воспитания»

Стенгазета «Золотая осень».

Папка-передвижка:«Учим детей замечать изменения в природе»

Сюжетно-ролевые игры: «Репка», «Овощной магазин» «Варим компот для мишки», «Кукла Маша готовит салат»

«Зайкин огород», «Мы печем куличи», «Кукла идет гулять», «Мы грибники».

«Репка».

Познавательно-исследовательская:

Дидактические игры с шишками, листьями, водой:

«Мокрый - сухой», «Что как плавает», «Переливание воды», «Сколько листочков?», «Найди домик листочку», «Сложи картинку», «Большой - маленький», «Найди такой же листик», «Разложи овощи по корзиночкам»,

Лото «Осень», «Овощи - фрукты», «Грибы – ягоды»

Чтение художественной литературы:

И. Бунин «Листопад», З. Александрова «Дождик», Плещеев «Листопад»,

Е. Бехлерова «Капустный лист», сказка «Репка», белорусская сказка «Пых».

Е. А. Ульева «Семена цветов», «Чудесный листопад», «Букет из листьев», «Урожай овощей», «Запасы хомячка», «Зернышки для воробья», «Ягоды рябины», «Медвежья постель».

Наблюдения на прогулке за:

Живой природой Неживой природой

Наблюдение за осенними изменениями в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Наблюдение за осенними цветами, деревьями, листопадом, птицами, насекомыми, одеждой людей, солнцем, небом, дождем, ветром, лужами, почвой, тучами, дождем с мокрым снегом. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Продуктивная деятельность:

Раскрашивание «Морковка для зайчика».

Лепка «Осеннее дерево».

Аппликация «Дождик, дождик – кап, кап, кап».

Рисование «Дождик».

Аппликация «Яблоки».

Лепка «Грибочки».

Рисование «Листопад»

Аппликация «Мухомор»

Лепка «Мухомор»

Трудовая деятельность

Сбор листьев для гербария

Уборка территории от веток, упавших листьев и отцветших растений. Сбор песка в песочницу.

Двигательная активность:

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Листья», «Зайка беленький…»,

«Листопад», «У медведя во бору»,«Ветер и листочки»

Итоговые мероприятия: Выставка рисунков «Осень золотая», осеннее развлечение.

Блок 2 «В гости к зиме» декабрь – февраль

Вид деятельности

Форма реализации

Педагог с детьми

Родители с детьми

Педагог с родителями

Коммуникативная.

Беседы на тему: «Пришел мороз - береги уши и нос».

Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».

Беседа «Зимние забавы».

Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».

Дидактические и настольные игры:

«Найди картинку», «Что зимой бывает?», «Кто спрятался в снегу», «Времена года», «Зима», «Ручки греем», «Зима», «Зимние забавы», «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», «Одеваем Филю», «Да и нет» с мячом, «Где наш зайчик?»

Работа на конкурс - «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками»

Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница- зима»

Совместное кормление птиц дома, в кормушке.

Консультация: «Что мы знаем о зиме».

Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками».

Папка-передвижка: «Помощь птицам зимой».

Сюжетно-ролевые игры : «Рукавичка», «Кукла заболела», «Кукла идет гулять», «Путешествие в зимний лес», «Новый год у зверят».

Познавательно-исследовательская:

Игры с водой, дидактические игры: «Заморозим», «Разогреем», «Цветные льдинки», «Сложи картинку», «Сколько снежинок?»

«Большие- маленькие снежинки», «Какой снежок?», «Собери снеговика», «Что бывает белым?»

Эксперимент с водой: «Что будет с водой, если вынести на мороз?»

Игра-опыт: «Цветной снег».

Чтение художественной литературы:

М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол «Зайчик»,

О. Высотская «Покатились санки вниз», Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима», М. Г. Борисенко «Елочка», М. Клочкова «Снежинки»,Е. А. Ульева «Зимние дни»,«Зимой в лесу», «Злая вьюга», «Зеленая сосна», «Белый медведь», «Полярная сова», «Полярный волк», «Зимний сон ежика», «Рыбы подо льдом», «Морковка для кролика», «Зернышки для петушка», «Снежная крепость», «Ледяная горка».

Наблюдения на прогулке за живой и неживой природой.

Наблюдение за: птицами, деревьями, прохожими, трудом дворника, погодой, снежинками, снегопадом, снегом, небом, гололедом, ветром, солнцем, капелью.

Продуктивная деятельность

Рисование: «Падает, падает снег»

Аппликация «Снежинки падают»

Лепка «Угостим птиц»

Рисование «Ветка рябины для снегирей», «Белый снег пушистый…»

Аппликация «Зимняя береза»

Лепка «Снеговик»

Лепка (с элементами конструирования) «Снегопад»

Рисование «Новогодняя елочка»

Аппликация «Украсим новогоднюю игрушку»

Лепка «Разноцветные гирлянды»

Трудовая деятельность:

Расчистка дорожек от снега, перенос снега для сооружения снежных построек, сооружение снежных построек, подкормка птиц.

Двигательная активность.

Подвижные игры: «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Два Мороза»,

«Мороз красный нос»,«Снежинки и ветер», «Мишки на Севере»

Итоговые мероприятия: выставка рисунков «Волшебница- зима», новогодний утренник.

Блок 3 «Пришла весна» март – апрель

Вид деятельности

Форма реализации

Педагог с детьми

Родители с детьми

Педагог с родителями

Коммуникативная:

Словесно-речевые игра: «Что весной бывает».

Пальчиковая игра «Возвращение птиц».

Дидактические игры: «Перелетные птицы», «Доскажи», «Найди такую же картинку», «Найди свой кораблик»,

Словесно-речевые игры: «Вот пришла весна», «Какие сосульки?», «В гости к нам весна пришла».

Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лед»

Папка-передвижка: «Чем же занять ребенка на прогулке весной?»

Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!»

Игровая, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры:

«Заюшкина избушка», «Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять»,

«Кукла заболела».

Познавательно – исследовательская деятельность:

Игры с песком: «Тортик для мамочки», «Солнышко из ладошек».

Игры с водой : : «Тонет- плавает», «Теплый- холодный», «Как тают сосульки», «Большие- маленькие сосульки».

Чтение художественной литературы:

А. Плещеев «Сельская песенка», «Поет зяблик» пер. с болг. И. Токмакова, М. Полянская «Одуванчик», закличка «Солнышко-ведрышко», сказка «Заюшкина избушка», В. Берестов «Март», Г. Новицкая «Дзинь-дзинь-дзинь»,

И. Емельянов «Воробей»,В. Орлов «Весенние певцы», М. Садовский «В апреле», Г. Ладонщиков «Ласточка», М. Зощенко «Умная птичка», Е. А. Ульева «Последний снежок», «Лужи», «Ледоход», «Первый дождик»,

«Подснежники», «Посадка деревьев», «Жаворонок», «Новые гнезда», «Хитрая кукушка», «Нора крота», «Почки на деревьях», «Зеленый наряд», «Красивый дуб».

Наблюдения на прогулке за:

Живой природой Неживой природой.

Наблюдение за воробьями, набухшими почками, за трудом взрослых, цветами, насекомыми, погодой, солнцем, снегом, снежными постройками, таянием снега, ветром, дождем, небом, ручейками, лужами, облаками.

Продуктивная деятельность:

Рисование «Ручеек»

Аппликация «Вот такие у нас сосульки»

Лепка «Большие и маленькие сосульки»

Рисование «Весна пришла»

Аппликация «Почки-листочки»

Лепка «Подснежник»

Рисование «Травка зеленеет» Аппликация «Одуванчики»

Лепка «Солнышко»

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу

Двигательная активность.

Подвижные игры: «Веселый воробей», «Перешагни через лужу», «Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два!»,

Итоговые мероприятия: утренник, посвящённый 8 марта, праздник «Времена года».

Блок 4 «Ах, лето» июнь – август

Вид деятельности

Форма реализации

Педагог с детьми

Родители с детьми

Педагог с родителями

Коммуникативная

Беседы: «Вот и лето наступило», «Цветы – краса земли», «О том, что в солнечную погоду нужно носить панаму».

Дидактические игры: «Что бывает летом?», «Ковер из цветов», «Сложи цветок», «Кто летает, а кто ползает».

Словесно-речевые игры: «Лето к нам пришло», «Летние забавы», «Кто машет крылышками?»,

Рассматривание насекомых.

Консультации: «Природа – источник огромного количества открытий и

находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)», «О летнем отдыхе детей», «Если ребенка ужалила пчела»

Сюжетно-ролевые игры: «Постираем кукле белье».

Игры с водой и песком: «Кораблики», «Мыльные пузыри», «Печем куличики»,

«Рисуем пальчиками по песку».

Игровые упражнения: «Вымоем посуду», «Дружи с водой».

Познавательно-исследовательская.

Эксперименты:

-опыты с водой (соленая, цветная и т. д. ,

-опыты с песком (сырой, сыпучий, сухой,

-опыты с вертушкой (крутится, не крутится).

Чтение художественной литературы.

Потешки: «Как по лугу», «Травка – муравка»,

Сказки: «Колобок», «Теремок»,

Чтение: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха», А. Босев «Дождь».

Наблюдения на прогулке за:

Живой природой Неживой природой

Наблюдения на прогулке за: одуванчиками, деревьями, насекомыми, птицами, цветами, растениями, трудом взрослых, солнцем, небом, водой, ветром, почвой, дождем, песком.

Продуктивная деятельность:

Рисование: «Солнышко»

Аппликация: «Солнышко лучистое»

Лепка «Лучики для солнышка»

Рисование на асфальте: «Цветы»

Аппликация «Цветные дорожки»

Рисование: «Божья коровка»

Аппликация: «Украсим бабочке крылышки"

Лепка «Гусеничка»

Трудовая деятельность

Собираем веточки, подметаем дорожки, сгребаем песок в песочницу, полив растений.

Подвижные игры: «Пчелки и медведи», «Солнышко и дождик», «Мы веселые ребята», «Солнечные зайчики»,

Итоговые мероприятия: Выставка детских рисунков, стенгазета «Как мы провели лето»

Заключительный этап:

Содержание итоговых мероприятий проекта:

1. Итоговое занятие «Времена года»

2. Подведение итогов проекта.

3. Подготовка презентации по фотографиям.

5. Оформление фотоотчета для родителей по итогам реализации проекта.

Дальнейшие перспективы:

Дети:

• Сформированы первоначальные представления о временах года.

• Сформировано представление о труде взрослых в разное время года.

• Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

• Развит познавательный интерес за объектами и явлениями природы.

Родители:

• Активно взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания.

• Повысился уровень экологических знаний родителей.

• Проводят с детьми наблюдения в природе, исключая попытки жестокого обращения с объектами природы.

• Привлекают детей к совместному труду в природе.

Педагоги:

• Ведут активную работу по экологическому воспитанию с детьми младшей группы.

• Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей, современные педагогические технологии.

• Распространяют и обобщают опыт.

• Включаются в исследовательскую деятельность, в ее мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

• Привлекают детей к совместному труду в природе.

Список используемой литературы:
1. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М.: «Сфера», 2012г. – 128с.
2. Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО “АСТ”, 1996.
3. Волина В. Загадки от А до Я. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
4. Волина В. Поговорки от Егорки. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
5. Вохринцева С., Вохринцев С. Демонстрационный материал. Серия «Окружающий мир»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
6. Вохринцева С. Методическое пособие. Серия «Окружающий мир»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
7. Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М.: «Сфера», 2007г. – 32с.
8. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стихи о временах года. М., 2004.
9. Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль: «Акад. Развития», 1996 г. – 219с.
10. Зверев А.Т. Экологические игры. Москва.2001
11. Иванова А.И. «Мир растений», М.: «Сфера», 2010 г. – 210с.
12. Копцева Т.А. «Природа и художник», М.: «Сфера», 2001 г.
13. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М.: ИД «Цветной мир», 2011 г.
14. Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.
15. Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.
16. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999.
17. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.
18. Энциклопедия. Живой мир. Москва: “РОСМЕН”, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для всестороннего развития детей в детском саду: предметно-развивающая среда второй младшей группы "Колобок" МБДОУ № 50 "Журавушка" города Канска

Коллеги! Предлагаю вашему вниманию мой опыт создания предметно-развивающей среды во второй младшей группе дошкольного оразовательного учреждения...

Интегрированное занятие "Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей", в рамках проекта « Времена года» прошло во второй младшей группе «Ягодки» в январе 2017 года. Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Малышок» Юнг Л. А.

Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»,  «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие...

Проект. «Развитие связной речи детей старшей группы посредством экологического воспитания. «Времена года». МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида», г.Печора

Данный проект способствует развитию у детей связной речи, обогащению  и активизации словаря.  Формированию эмоционального, положительного отношения к природе, умению видеть прекрасное в разн...

Проект «Времена года» Вторая младшая группа (возраст детей 3-4 года)

К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду», и т.д. Именно в этот период у малы...

Рабочая программа педагога МБДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (младшая группа от 3 до 4 года).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ младшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М....