Детские проекты
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Самойлова Елена Леонидовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»

Номинация: «Лучший познавательный проект»

«Что такое невидимые чернила?».

                                     Автор: Орденко Павел Анатольевич, 6 лет

Руководители проекта:

Кугаевская Оксана Геннадьевна

Самойлова Елена Леонидовна

                                           

г. Нижневартовск, 2023г.

Аннотация.

Актуальность.

Недавно у нас в детском саду я побывал на научном шоу, где профессор показывал нам разные интересные опыты. Так как я будущий первоклассник, я решил, что для меня будет полезно и очень интересно провести какой-нибудь опыт или исследовать что-нибудь самому. Я люблю играть в разведчиков и шпионов, шпионить за кем-нибудь, строить различные ловушки. Недавно я научился делать отпечатки пальцев. В своей игре я часто использую различные шпионские штуки, поэтому я интересуюсь различными тайными приемами. Однажды я написал секретное письмо своей подруге Маше и передал его через маму. Мама его тоже прочитала. Я очень расстроился, так как это был секрет. Мама сказала, что больше не будет читать мои письма, и рассказала, что можно написать сообщение невидимыми чернилами на бумаге и его никто не увидит, пока не сделает определенные действия с бумагой. Я очень заинтересовался, что это за чернила такие невидимые, где их можно взять и что нужно сделать, чтоб Маша смогла прочитать мое послание. Так и появилась тема моего исследования, в котором я решил выяснить, что же такое невидимые чернила? Как их сделать самому? И как ими пользоваться?

Цель проекта: создание невидимых чернил

Задачи проекта:

1. Узнать, что такое невидимые чернила;

2. Изучить историю использования невидимых чернил;

3. Познакомиться с рецептами изготовления невидимых чернил;

4. Приготовить невидимые чернила в домашних условиях своими руками.

5. Описать результаты эксперимента и сделать выводы.

6. Познакомить с результатами исследований ребят моей группы.

Объект исследования: невидимые чернила.

Предмет исследования: вещества, исчезающие при нанесении на бумагу и проявляющиеся на ней при определенных условиях.

Гипотеза исследования: возможно ли изготовление невидимых чернил в домашних условиях?

Методы исследования: поиск информации в Интернете и книгах; наблюдение; проведение опытов по изготовлению невидимых чернил.

Работа над проектом предполагает совместную деятельность взрослых, родителей, ребёнка.

В результате внедрения проекта повышается уровень познавательной активности, любознательности и интереса к исследовательской деятельности; умение детей делать выводы и умозаключения; расширяются знания о невидимых чернилах и способах их изготовления.

                                               

Паспорт проекта.

Наименование

проекта

«Что такое невидимые чернила?»

Автор проекта

Орденко Павел

Руководители

проекта

Кугаевская Оксана Геннадьевна

Самойлова Елена Леонидовна

Основания разработки проекта

-Программа развития МАДОУ ДС№10 «Белочка» на 2021-2025г и на период до 2030 года

- Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25   Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года;

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 338-п "О государственной программе ХМАО-Югры "Развитие образования";

-Устав МАДОУ ДС№10 «Белочка»

Вид проекта

Познавательно-исследовательский, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Сроки реализация проекта

Март

Цель проекта

Создание невидимых чернил

Задачи проекта

1. Узнать, что такое невидимые чернила;

2. Изучить историю использования невидимых чернил;

3. Познакомиться с рецептами изготовления невидимых чернил;

4. Приготовить невидимые чернила в домашних условиях своими руками.

5. Описать результаты эксперимента и сделать выводы.

6. Познакомить с результатами исследований ребят моей группы.

Актуальность проекта

Недавно у нас в детском саду я побывал на научном шоу, где профессор показывал нам разные интересные опыты. Так как я будущий первоклассник, я решил, что для меня будет полезно и очень интересно провести какой-нибудь опыт или исследовать что-нибудь самому. Я люблю играть в разведчиков и шпионов, шпионить за кем-нибудь, строить различные ловушки.  В своей игре я часто использую различные шпионские штуки, поэтому я интересуюсь различными тайными приемами. Однажды я написал секретное письмо своей подруге Маше и передал его через маму. Мама его тоже прочитала. Я очень расстроился, так как это был секрет. Мама сказала, что больше не будет читать мои письма, и рассказала, что можно написать сообщение невидимыми чернилами на бумаге и его никто не увидит, пока не сделает определенные действия с бумагой. Я очень заинтересовался, что это за чернила такие невидимые, где их можно взять и что нужно сделать, чтоб Маша смогла прочитать мое послание. Так и появилась тема моего исследования, в котором я решил выяснить, что же такое невидимые чернила? Как их сделать самому? И как ими пользоваться?

Ожидаемый результат проекта

В результате внедрения проекта повышается уровень познавательной активности, любознательности и интереса к исследовательской деятельности; умение детей делать выводы и умозаключения; расширяются знания о невидимых чернилах и способах их изготовления.

Предполагаемый продукт проекта

Презентация «Невидимые чернила», Альбом «Как создать невидимые чернила».

План работы.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительный этап

-Определение проблемы, цели и задачи проекта.

-Изучение литературы, подбор материала о невидимых чернилах.

-Выявление уровня заинтересованности всех участников.

-Разработка плана.

-Довести план мероприятий до всех участников проекта

06.03.2023-10.03.2023

2.

Основной этап

-Проведение опытов.

-Получение результатов исследования и формулировка выводов по результатам проведённых опытов

-изготовление альбома «Как изготовить невидимые чернила»

11.03.2023-19.03.2023

3.

Заключительный

этап

-Представление проекта и альбома «Невидимые чернила» перед группой детей

-Представление презентации проекта «Что такое невидимые чернила?».

-Обобщить опыт работы над проектом.

20.03.2023-25.03.2023

Описание работы.

Этапы

Описание работы

1.

Подготовительный этап

Недавно у нас в детском саду я побывал на научном шоу, где профессор показывал нам разные интересные опыты. Так как я будущий первоклассник, я решил, что для меня будет полезно и очень интересно провести какой-нибудь опыт или исследовать что-нибудь самому. Я люблю играть в разведчиков и шпионов, шпионить за кем-нибудь, строить различные ловушки. В своей игре я часто использую различные шпионские штуки, поэтому я интересуюсь различными тайными приемами. Однажды я написал секретное письмо своей подруге Маше и передал его через маму. Мама его тоже прочитала. Я очень расстроился, так как это был секрет. Мама сказала, что больше не будет читать мои письма, и рассказала, что можно написать сообщение невидимыми чернилами на бумаге и его никто не увидит, пока не сделает определенные действия с бумагой. Я очень заинтересовался, что это за чернила такие невидимые, где их можно взять и что нужно сделать, чтобы Маша смогла прочитать мое послание. Так и появилась тема моего исследования, в котором я решил выяснить, что же такое невидимые чернила? Как их сделать самому? И как ими пользоваться?

                                                                                                                                                            3 слайд. Для начала я предположил,  то, что невидимые чернила    можно изготовить самостоятельно в домашних условиях.  

4 слайд. Обратившись к интернету, я узнал, что оказывается, невидимые чернила были известны людям еще в древности, что существует много рецептов невидимых чернил. Так, например, революционеры использовали молоко. Секретный текст, написанный молоком между строк внешне безобидного обычного письма, проявлялся при проглаживании бумаги горячим утюгом. Также для секретной переписки использовали сок растений. С развитием науки появилось много других способов изготовления невидимых чернил.

5 слайд. Прочитав с мамой детскую энциклопедию и просмотрев интернет, я сделал вывод, что невидимые чернила это чернила, которые не оставляют следа на бумаге после их высыхания. Они представляют собой бесцветные или слабоокрашенные растворы. Такие чернила называют симпатическими. Надписи или изображения, сделанные симпатическими чернилами, становятся видимыми (проявляются) только после определенного воздействия. Например, нагревания или воздействия некоторыми растворами – проявителями. А еще я узнал, что все эти растворы и их взаимодействие изучает наука – химия.

6 слайд. Мне стало очень интересно узнать, из чего же можно сделать такие «волшебные» чернила. Я решил попробовать несколько рецептов исчезающих чернил.

2.

Основной этап

7 слайд.   Опыт№1 Приготовление невидимых чернил из молока

       Я налил в баночку молока. Обмакнул кисточку и написал имя Маша (шпионскую надпись) на белом листе бумаги, дал высохнуть. От рисунка не осталось ни следа, ни запаха. Затем, прогладил утюгом, при присмотре мамы, после чего рисунок стал хорошо виден.

8 слайд.  Опыт№2 Приготовление невидимых чернил из лимона

Для этого мне понадобилось: половинка лимона, баночка, кисточка белый лист бумаги.

Я выдавил сок лимона в баночку, добавил такое же количество воды. Обмакнул кисточку

в полученный раствор и нарисовал рисунок. Рисунок высох, и я прогрел его утюгом.

Лимонный сок приятно пахнет и рисунок стал слабо желто-коричневым.

9 слайд. Опыт№3 Приготовление невидимых чернил из соды.

Следующий рисунок я решил нарисовать  при помощи соды. Я взял 1 чайную ложку соды и 2 чайных ложки воды, перемешаем и стал рисовать кисточкой .  Рисунок сразу же просох, и я прогладил его утюгом. Появился темно-коричневый рисунок.

 10 слайд. Опыт№4 Приготовление невидимых чернил из лука

Для этого опыта я взял половину луковицы, мама помогла натереть ее на мелкой терке и выдавила  сок в баночку.  Я нанес сок лука кисточкой  на бумагу, подождал. При высыхании сок лука немного заметен и имеет не очень приятный запах, затем прогрел утюгом. Сок лука потемнел при воздействии тепла и чернила стали видимыми, приобрели коричневый оттенок.

11 слайд. Опыт№5 Приготовление невидимых чернил из свечки

Для этого опыта я взял  свечку, нарисовал ей рисунок. Затем обмакнул губку в гуашь и провел по рисунку. Рисунок проявился. 

13 слайд

После проведенных опытов я решил изготовить альбом «Как изготовить невидимые чернила», чтобы научить других детей изготавливать невидимые чернила.

3.

Заключительный этап

После проведенных опытов я пришел к выводам  

  1. Получить невидимые чернила в домашних условиях очень легко. Причем с этим справится даже ребенок, мне 6 лет и я легко с этим справился. Проявлять невидимые рисунки в домашних условиях можно с помощью с утюга.

2. Не все виды невидимые чернил можно получить в домашних условиях, в основном только теплочувствительные чернила. Так как их легко проявить в домашних условиях воздействием тепла. Симпатические чернила, для которых нужны химические вещества или химические проявители, можно получить только в специальной химической лаборатории.

3.В ходе своего эксперимента я установил, что самым подходящими чернилами можно считать – чернила из соды они легко готовятся, не имеют запаха, быстро сохнут, долго хранятся. Хорошо проявляются при нагревании. Таким образом, невидимые чернила из соды - самые лучшие в моем эксперименте.

 В ходе своей исследовательской работы мы убедились, что эксперимент – это очень увлекательное и интересное занятие. В ходе своего эксперимента я почувствовал себя не только настоящим исследователем, но и настоящим разведчиком на секретном задании.

Результатами своего исследования я поделился с ребятами в детском саду. Ребятам очень понравился мой проект, и я решил помочь им в изготовлении невидимых чернил и изготовил    альбом «Как сделать невидимые чернил», надеюсь это вдохновит их на собственные эксперименты. Работать над проектом было очень интересно!

Литература.

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии – М.: Просвещение, 1995.
  2. Лаврова С.А. Моя первая книга. Занимательная химия для малышей. – Изд. «Белый город», 2009.
  3. Лаврова С. А. Загадки и тайны обычных вещей. Изд. «Белый город», 2006.
  4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. - М.: Химия, 1994.
  5. Что? Зачем? Почему» Большая книга вопросов и ответов/Пер. К.Мишиной, А.Зыковой. - М.: Эксмо, 2007.

Другие источники информации:

www.alhimik.ru

http://dryk.info

www.kristallikov.net

http://ru.wikipedia.org

http://www.sdelaysam-svoimirukami.ru/50-nvidimye_hernila.html

http://peopleask.ru/kto-izobrel-chernila.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский проект в старшей группе детского сада" Огород на окошке"

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по выращиванию овощей...

Детский проект "Чудо Завитки" (детский квиллинг)

Не секрет, что мышление, речь и логика малыша напрямую зависит от мелкой моторики. И именно мелкую моторику рук позволяет развить занятия квиллингом. Оригинальный и необычный вид рукоде...

Проект «Байкальская нерпа» (детский проект)

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры ребенка. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние,...

Проект "Минеральная вода" (детский проект)

Лучше всего жажду утолять чистой минеральной или обыкновенной питьевой водой. Она восполняет дефицит микроэлементов, которые наш организм теряет вместе с потом. Обыкновенная минеральная вода не содерж...

Проект "Калейдоскоп детских проектов "Моя 7Я"

ПРОЕКТв заочном муниципальном конкурсе«Калейдоскоп детских проектов «Моя 7Я»Цель: вовлечение воспитанников ДОУ в познавательно- исследовательскую деятельностьЗадачи: вовлечение ...

Детский проект в детском саду "Моя любимая игрушка"

Вид проекта : исследовательско - творческий. (ролево- игровые)Продолжительность проекта: среднесрочный 1.5 - 2 месяца.Участники проекта: дети до трёх лет...

Детский проект: номинация «Лучший социальный проект» по теме: «МОЙ ГОРОД»

Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и...