Семинар «Организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
опыты и эксперименты по окружающему миру

Цель:

освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми

и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_morgunova.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день! Уважаемые коллеги, приветствую вас на семинаре: «Организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Цель:

освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми

и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Участники семинара: педагоги ДОУ. (две команды)

Организатор семинара: воспитатель Моргунова Л.В.

План семинара

1.Теоретическая часть.

2.Экспериментальная деятельность практикум

 3.Рефлексия.

Познавательно-исследовательская деятельность детей – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Познавательно – исследовательская деятельность одно из важных направлений в нашей работе. Данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке столь необходимые сегодня качества такие как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Познавательно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

                 Антуан де Сент-Экзюпери

Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.

Чтобы перейти к более сложной части, предлагаю вам несколько заданий, для активизации мозговой деятельности.

«Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот (слова  антонимы); нужно правильно отгадать пословицу или поговорку).

 «Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)

 «Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)

    ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Вопрос педагогам: «Почему дети любят исследовать? Чем это обусловлено?» (т.к. доминирующими видами мышления являются наглядно-действенное и наглядно-образное, что предполагает активные действия с предметами и наблюдения).

Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»

(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).

Задачи познавательного развития в ДОУ:

• развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

• формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

• развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

• создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

• стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

• формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

• Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных.

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

• Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:

доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования,

структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов,

непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

• Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования

• Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе

Виды познавательно-исследовательской деятельности

Экспериментирование

Моделирование

Исследование

Проектирование

Коллекционирование

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

1. Эвристический метод. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

2. Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов. Исследования, проводимые во время прогулок, Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

3. Опыты и эксперименты. экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

• Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей.

• ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку.

Сущность познавательно-исследовательской деятельности

Зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами.

Дифференцируется восприятие, возникает простейшее определение предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Структура ПИД (этапы)

Упражнение «Определение порядка структурных компонентов исследования»

Участникам раздаются листочки в разрезном виде, на которых указаны компоненты исследования. Нужно собрать в правильной последовательности.

1.Постановка проблемы (проблемная ситуация)

2.Поиск путей решения проблемы (выдвижение предположений, выдвижение гипотезы)

3.Определение плана действий по решению задачи (проверка гипотезы)

Осуществление плана действий по решению задачи (проведения наблюдения, эксперимента, опыта и пр.)

4.Анализ результатов, обсуждение итогов, фиксация результатов, формулировка выводов

Организовать познавательно-исследовательскую можно:

В непосредственно-образовательной деятельности с детьми (ведущая роль принадлежит педагогу).

В процессе совместной деятельности детей и взрослых с детьми (наблюдения, экскурсии, коллекционирование, разработка проекта, дид. игры с правилами).

В процессе совместной деятельности детей и взрослых в режимных моментах (одевание-раздевание, питание)

Через создание условий, побуждающих к самостоятельной деятельности (исследовательское поведение)

Правила выбора темы:

Тема должна быть:

интересна ребенку, должна увлекать, удивлять

выполнима, ее решение должно принести пользу участникам исследования

оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности

чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро

Учитывать!

возможный уровень решения

желания и возможности

Китайская пословица

Расскажи – и я забуду; покажи – и я запомню; дай попробовать – и я пойму.

А сейчас мы проверим ваши знания на практике 

Задание № 1. Блиц-игра «Вопрос-ответ»

1. Что является объектом познания детей младшего возраста?

Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.

2. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Ответ: плавает - тонет, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

3. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская

деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

4. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.

Задание № 2.  «Объяснялки» от детей

Ведущий: - По очереди каждая команда будет иметь возможность отгадать,

что ребята имели ввиду. Первая объяснялка для команды …

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то

кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными.

А ещё там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно,

я бы хотел там работать. (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а

потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет,

то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне

нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают.

(ЭКСПЕРИМЕНТ).

Задание № 3.  Игра «Жидкое и твердое»

- А сейчас приглашаю вас всех поиграть.

Педагоги встают, берутся за руки, образуют круг.

- Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в

овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко.

Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать). А теперь вас

замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете?

(становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к

другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу

группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша

группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по-разному.

Задание № 4. Опыт №4 Дрессированные изюминки

🞭        Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс!

Изюминки, – вы рыбки плывите!». И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки

стали рыбками? Да, конечно же нет.

🞭        Вначале изюминки тонут, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

🞭        Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

Задание№5 для 1 подгруппы:

герой Буратино попадает в такую ситуацию: «Он спешит в школу,  перед ним широкая река, а моста не видно. Плавать он не умеет и боится войти в воду».

Придумайте проблемную ситуацию, гипотезу, последующие эксперименты.

Ведущий  просит помочь Буратино. Участники  предлагают разные варианты и, наконец, вспоминают, что он сделан из дерева, а дерево не тонет, поэтому он может спокойно переплыть реку.

В подтверждение этой гипотезы, можно провести опыты  в тазик с водой. В  тазик кладут деревянные предметы (карандаши, кубики, палочки).

для 2 подгруппы:

 Буратино шел через мост, уронил свой металлический  ключ в воду, его надо достать.

Придумайте проблемную ситуацию, гипотезу, последующие эксперименты.

Как ему помочь? Участники рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть.

Важно помнить, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

В конце семинара раздаются методические рекомендации по организации экспериментальной работы в детском саду в разных возрастных группах

Рефлексия

Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал на сегодняшнем семинаре?»

-Для меня время пролетело незаметно, надеюсь и для Вас тоже. Очень приято если Вы смогли узнать что- то полезное, а может быть открыть что- то новое и самое главное, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча привнесет, свежую струю в Вашу профессиональную деятельность.

Литература:

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  2. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
  3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  4. Материалы Интернет-сайтов.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
  6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.
  7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
  8. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
  9.  «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
  10. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  11. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре «Организация познавательно-исследовательской деятельности в интеграции образовательных областей»

Вашему вниманию предлагается творческий отчет по организации познавательно-исследовательской деятельности в интеграции всех образовательных областей, в которой принимали участие дети в возрасте от 4 д...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Творческая разработка

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессеорганизации познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковТворческая разработка...

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

В основной части семенара - практикума родители знакомятся с этапами организации исследовательской деятельности с детьми. В практической части  родители организовывают совместную познавательно - ...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...