Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Творческая разработка
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе

организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Творческая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_na_kursy.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе

организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Творческая разработка

Выполнила:

Филимонова Екатерина

Леонидовна,

Новокузнецк

2016

                                            Введение

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать?

1. Проблема развития экспериментирования у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. При формировании познавательной активности экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина, которые рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с дошкольниками.

Из исходного смысла греческого «experimentum» (проба, опыт) видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения. Однако в широком понимании опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений.  Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать, изменять его в том или ином направлении.

Экспериментирование может выступать как

- метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;

- один из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше.

И.П. Подласый определяет сущность исследовательского метода обучения таким образом:

1) педагог вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок занятия;

2) знания детям не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата определяют сами дети;

3) деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

4) процесс обучения характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

В экспериментировании можно выделить следующие компоненты: цель, содержание, средства (модели), действия (обследование), результат - получение новой информации, обобщение.

В современных исследованиях принято использовать термин "экспериментирование", трактуемое как "исследовательское поведение".

Детское экспериментирование – это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н.Н. Поддъяков): «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам».

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова отмечают, что данный метод направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.

В ходе экспериментирования ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. А.И. Иванова отмечает достоинства метода экспериментирования:

  • он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
  • формирует представления о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы (постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза и анализа, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции), необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие;
  • осуществляется положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка; развитие его творческих способностей; на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Особую роль играет экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Основная цель экспериментирования – способствовать формированию у детей системного, теоретического мышления, подводящего их к пониманию целостной картины мира, системы определенных отношений к человеку, природе, духовным и литературным ценностям.

Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н.Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте.

Ими было разработано фундаментальное направление научных исследований формирования и развития творчества у детей дошкольного возраста. Ключевые положения данного направления:

  • творческое усвоение дошкольниками общественного опыта, общечеловеческой культуры,
  • детское экспериментирование как ядро творчества дошкольников,
  • взаимосвязь саморазвития и развития,
  • эвристическая структура личности ребенка как исходная основа всех разнообразных проявлений творчества детей.

Фундаментальный вывод сделан ученым в 1985 г.: детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития. Н.Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства:

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции (А.И. Иванова, 1999).

По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями».

Обязательным компонентом детского экспериментирования Н.Н. Поддьяков считает этап «проб и ошибок». Становясь истинно деятельностью дошкольника, экспериментирование способствует возникновению «позиции маленького исследователя-экспериментатора». Такой позиции психолог отводит ведущую роль в структуре личности ребенка, называя ее «активно-наступательной», «положительно влияющей на развитие всех сфер психики ребенка». Развивается новая сторона мыслительной деятельности – умение оперировать неясными знаниями.

Жизненный и реалистичный способ познания – экспериментирование – позволяет проявить врожденные стремления человека к красоте – любоваться, созерцать, наслаждаться красотой, жить с ней и творить по ее законам; к творчеству – учиться творить, исследовать, искать все новое.

Начиная с 70-х гг. велась работа по изучению экспериментирования. И.С. Фрейдкин и Н. Абакелия исследовали экспериментирование детей в области физических явлений, Н.Е. Веракса - в области пространственно-временных отношений, Е. Бодрова - экспериментирование с художественными текстами, Л.А. Паромонова и Г.В. Уродовских - экспериментирование на материале конструктивной деятельности, Д. Цицхвая - с дидактическими играми и игрушками.

Интенсивное развитие экспериментирования осуществляется в раннем и дошкольном возрасте. Исходной формой экспериментирования, из которой развиваются все остальные, является манипулирование предметами (Л.С. Выготский). Эта форма возникает в раннем возрасте, чаще всего – примерно в 3-3,5 месяца, когда она является единственной доступной ребёнку. Ребёнок крутит предметы, засовывает их в рот, бросает. Дошкольники имеют выраженную тенденцию осуществлять комбинированные манипуляции с объектом. Способности детей к комбинированным манипуляциям проявляются примерно в 1,5 года. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется, но в принципе остаётся манипулированием. В данный период происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности, пока ещё не связанных между собой в какую-то систему.

Появляется социальное экспериментирование – экспериментирование детей в различных жизненных ситуациях, когда дети (осознанно или неосознанно) «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. Таким способом ребёнок глубже познаёт себя и внутренний мир других людей. После трёх лет ребёнок переходит в следующий период – период любопытства («А что там?»). На четвёртом году жизни манипулирование предметами разделяется на три направления: первое направление разовьётся в игру; второе – в экспериментирование; третье – в труд.

К пяти годам – при условии правильного воспитания – ребёнок вступает в следующий период – период любознательности. Экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, хотя ещё похожа на игру. Дети данного возраста затрудняются в выделении и постановке проблемы, выдвижении гипотез, предлагают, не всегда адекватные, решения, не умеют анализировать условия, делать обобщения и выводы. Н. Андерсон c сотрудниками показал, что уже с пяти лет дети способны учитывать взаимодействие двух факторов, оцениваемых по непрерывной линейной шкале (например, оценивать площадь прямоугольника по его длине и ширине). Наличие у детей и универсальных, и конкретных знаний позволяет им лучше понимать системы конкретных предметных взаимодействий и переносить это понимание на системы различной степени сходства и обобщенности, расширяя и совершенствуя тем самым систему исходных знаний.

Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Тут на помощь педагогу может придти творческое экспериментирование.

К проявлениям и условиям успешного экспериментирования дошкольников Н.Н. Поддьяков относит:

1) наличие у детей знаний и представлений разного уровня о системах взаимодействий,

2) тенденция дошкольников к использованию комбинированных манипуляций и организации их в стратегии комбинаторного перебора,

3) особенности познавательной мотивации и целеобразования у детей при обследовании многофакторных объектов.

Развитие экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста осуществляется успешно в специально организованном учебно-воспитательном процессе, построенной с учетом комплекса следующих педагогических условий:

1. Создание соответствующей образовательной среды, компоненты которой должны обеспечивать возможность организации разнообразных видов детской деятельности по экспериментированию в сочетании с возможностью уединения; развивающую предметно-пространственную среду, нужно рассматривать и как поисковое «поле» ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта;

2. Совокупность отношений участников образовательного процесса: активизация детского познания, самостоятельности, инициативы посредством использования разнообразных методов и приемов, развивающего диалога, образовательных и проблемных ситуаций и т.п.;

3. Наличие дидактических условий, необходимых для адекватного протекания процесса экспериментирования:

  • подбор или разработка специальных объектов для экспериментирования (доступных, безопасных, наглядно представляющих основные явления и закономерности мира, интересных современным дошкольникам, обогащающих представления в «зоне ближайшего развития»);
  • содержательная связь с практической деятельностью, которая находится в прямой зависимости от знания и учета тех или иных особенностей предметов и материалов, выбираемых ребенком для практического преобразования;

4. Активизация позиции ребенка как субъекта экспериментальной деятельности: усиление субъективной позиции ребенка познавательной деятельности это достигается тем, что ребенок ставится в позицию учителя, учащегося и другого (игрового персонажа).

Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста О.В. Афанасьевой включает несколько этапов: 

1. Установление эмоционально – положительного контакта между членами группы и пробуждение интереса дошкольников к самостоятельному и совместному с партнёрами экспериментированию;

2. Обогащение опыта использования детьми различных разновидностей экспериментирования: с водой, цветом, светом, воздухом, статическим электричеством, техническими приспособлениями и т.д.;

3. Приведение содержания экспериментирования в соответствие с развивающимися интересами детей (педагог поддерживает интерес детей к экспериментированию с помощью вопросов проблемно-поискового характера).

Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное (скрытое), реальное и опосредованное обучение.

Латентное обучение обеспечивается наличием чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных знаний (по терминологии Н.Н. Поддьякова). Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.

Реальное обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда он сам начинает понимать важнейшие закономерности.

В настоящее время раздел «Экспериментирование» включён в большинство дошкольных образовательных программ.

Программа развития и воспитания «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.) предусматривает экспериментирование с различными материалами. В разделе «Экологическое воспитание» определены опыты в живой и неживой природе для установления детьми различных зависимостей. В разделе «Математическое развитие» предусмотрено формирование представления о принципе сохранения, например: неизменность размера, объема жидких и сыпучих тел, отсутствие или наличие зависимости от формы и размера сосуда.

В разделе «Сенсорное развитие» программы «От рождения до школы» (Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) задачи развития дошкольников младшего возраста: 1) поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений; 2) учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, рвется – не рвется).

Программа «Из детства в отрочество» (Автор Т.Н. Доронова) задумана и разработана как комплексная программа для родителей и педагогов. В ней отмечено, что для реализации цели «формировать познавательное отношение к окружающей действительности» авторы программы предлагают применять элементы экспериментирования.

Основные правила при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности: тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его; тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).

Задачи поисково-экспериментальной деятельности: вызвать у детей интерес к поисковой деятельности; учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; развивать личностные свойства – целеустремленность, настойчивость, решительность.

2. Занятие-эксперимент (проект) «Что лучше: Пепси-кола или Вода?»

Характеристика проекта

Тип проекта: по доминирующему методу – информационно-исследовательский; по количеству участников – коллективный; по характеру контактов – внутригрупповой; по продолжительности – краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы (5 – 6 лет), воспитатель.

Продолжительность проекта: 3 недели.

Актуальность: чистая питьевая вода – это ценный дар для человечества для его здоровья; газированные напитки очень вредят здоровью.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

1. Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни.

2. Формировать осознанное отношение к здоровью, стремление его сохранять и укреплять.

3. Формировать у детей базовые умения познавания: наблюдение; экспериментирование; сравнение и анализ; отражение результатов опытов и наблюдений в различных видах деятельности (речь, творчество, игры).

4. Актуализировать знания детей о полезных свойствах воды, о свойствах других продуктов питания, их значении для здоровья человека.

5. Развивать у детей умение выбирать продукты питания не только по вкусовым качествам, но и по их полезным свойствам для здоровья человека.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Интеграция детских видов деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая, продуктивная, трудовая, двигательная.

Организация проекта

1. Основные принципы организации проекта в соответствии с ФГТ:

  • развивающего образования;
  • научной обоснованности и практической применимости;
  • полноты, необходимости и достаточности;
  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

2. Материально-технические условия – создание в группе «Чудесной лаборатории» для обеспечения совместной и самостоятельной исследовательской деятельности детей: иллюстрации по теме «Вода», бутылки с пепси-колой и водой, прозрачные одноразовые стаканчики, чайные ложки, трубочки для коктейля, ржавые монеты, колбаса, мясо, фасоль, листья фиалки, пищевая сода, лимонная кислота, сахар (песок, пудра), лимон, вишневый сироп; мультимедийное оборудование, компьютер для видеопрезентаций.

3. Формы работы с детьми: эксперименты; беседы; рассматривание иллюстраций, фотографий; чтение художественной и познавательной литературы; дидактические игры; наблюдение; продуктивная деятельности.

I этап

Содержание: постановка проблемы, определение цели и задач проекта, разработка плана работы над проектом.

Объект детского исследования: свойства питьевой воды и газированного напитка пепси-кола.

Проблема исследования. В последнее время в связи с широким использованием консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться о пользе и вреде того или иного продукта для здоровья их детей. Детей же привлекают яркие вкусы, красочность упаковки и реклама данных продуктов. Поэтому возникает ситуация, когда дети не принимают доводы родителей, отказывающих им в покупке, так как это опасно для здоровья.

Прежде чем начать работу над проектом, с детьми была проведена беседа на тему « Мой любимый напиток». В результате беседы выяснилось, что большинство детей предпочитают разные газированные напитки: пепси-колу, кока-колу, «миринду» и др.

Дети отметили, что родители покупают им газированные напитки нечасто, потому что они вредны для здоровья, но не понимают, почему газировку пить нельзя. Дети захотели узнать, почему пепси-кола вредна.

Гипотеза. Все живое на Земле произошло из воды. Давным-давно, много лет назад, когда на нашей планете еще не было жизни, почти всю ее поверхность занимал океан. В воде появились первые живые существа. Вода необходима всему живому. Человек на 90% состоит из воды. Вода помогает человеку переваривать пищу, утолять жажду, удалять из организма вредные вещества. Без воды человек не может прожить ни дня.

Пепси-кола – это тоже жидкость. В ее состав входит вода, но почему она так опасна для здоровья человека, а особенно детей? Чтобы это выяснить, необходимо: с помощью экспериментирования изучить состав пепси-колы и сравнить с составом воды; исследовать влияние пепси-колы и воды на организм человека и растения.

Цель познавательно-исследовательской деятельности детей. Изучение влияния воды и газированного напитка на организм человека и растения. Выбор продуктов питания для сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

1. Выявить отличительные свойства пепси-колы и воды.

2. Опытным путем определить состав пепси-колы и экспериментально доказать, что в отличие от воды пепси-кола обладает разрушительными свойствами.

Главные итоги реализации проекта:

- газированный напиток (пепси-кола) опасна не только для здоровья человека, но и губительно действует на растения, органические материалы, а также на неживые;

- вода играет важную роль в жизнедеятельности живых существ.

II этап – организация исследования в рамках проекта

Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта:

  • беседы «Волшебница-вода», «Вода – источник жизни», «Мой любимый напиток», «Почему воду нужно беречь?», «Знаешь ли ты о вреде газированных напитков?»;
  • чтение художественной и познавательной литературы;
  • подбор загадок, стихов о воде (Г. Люшнин «Капелька», стихи о воде С. Маршака, З. Александровой).

Исследовательская и творческая деятельность детей:

  • совместные с воспитателем и самостоятельные дидактические игры: «Вода: хорошо или плохо?», «Пепси-кола: хорошо или плохо?», «Кому нужна вода?», «Где встречается вода?»;
  • проведение опытов и экспериментов, показывающих влияние пепси-колы и воды на различные предметы и живые организмы (см. приложение 1, таблицы);
  • исследование свойств воды и пепси-колы;
  • итоговое занятие «О чем поспорили Пепси-кола и вода?».

III этап - презентация результатов исследовательской деятельности

Итоговое занятие «О чем поспорили Пепси-кола и Вода?»

Конспект итогового занятия «О чем поспорили Пепси-кола и Вода?»

Цель. Обобщение знаний детей о пользе воды и вреде пепси-колы для здоровья человека.

Задачи

1. Закрепить полученные знания о свойствах воды и пепси-колы.

2. Познакомить детей со способами приготовления домашнего газированного напитка и лимонада.

3. Способствовать развитию произвольного внимания, диалогической речи, способности самостоятельно задавать интересующий вопрос.

4. Развивать наблюдательность детей, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать умение координировать речь с движением; умение работать в группах, коллективе.

5. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мольберт, фигурки «Пепси» и «Вода» из пластиковых бутылок, иллюстрации (вода, сахар, газ, кофе, краситель), фотографии с результатами опытов; вода, прозрачные одноразовые стаканчики, чайные ложки, трубочки для коктейля, пищевая сода, лимонная кислота, сахарный песок, сахарная пудра, лимон, вишневый сироп; схемы изготовления газированных напитков.

Методы и приемы

1. Наглядные: картинки (изображения) напитков и результатов опытов.

2. Словесные: вопросы, рассказ педагога и детей о результатах опытов.

3. Положительная мотивация.

4. Художественное слово.

5. Практические действия: проведение опытов (Приложение А) .

6. Загадки (Приложение Б), дидактические игры (Приложение В)

Заключение

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось раньше: дети успешно познают не только внешние свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. В ходе экспериментально – познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом явлении.

В образовательной деятельности дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимости, закономерностей. Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создается субъективно – новый продукт. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляет задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование».

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями и умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок, и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе экспериментирования и её достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и практической деятельностью.

Тяга дошкольников к экспериментированию объясняется тем, что для них характерно наглядно-действенное мышление. Экспериментальная деятельность является важным средством интеллектуального развития и тесно связана со всеми видами деятельности, и в первую очередь с наблюдениями и трудовой деятельностью. Наблюдения являются непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает условия для экспериментирования.

Очень тесно связано между собой экспериментирование и коммуникативная деятельность. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете, умение четко выразить мысль улучшает качество проводимого опыта.

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством двухсторонняя. Чем сильнее развитие творческих способностей ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат опыта.

Список используемой литературы

  1. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Поддьяков Н.Н. - Москва : Просвещение, 1988. - 192 с.
  2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2004.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М., 2003.
  4. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009 – 112с.
  5. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рохманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска / Под ред.О.В. Дыбиной – М.ТЦ Сфера, 2005 – 64с.
  6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной – М.,ТЦ Сфера, 2004 – 64с.
  7. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для сред.пед.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
  9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2008.
  10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  11. Экологические занятия для детей 5 – 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т. М. Бондаренко, Т. Ц. Учитель. – Воронеж, 2002.
  12. http://medkarta.com (Вся правда о газированных напитках).
  13. http://znaete-li-vi.ru (Чем вредна газировка).

Приложение А – Проведение экспериментов с пепси-колой и водой

                           

Таблица А.1 – Опыты и эксперименты

Название опыта

Ход проведения опыта

Выводы

Влияние пепси-колы и воды на вареную колбасу

В миски с пепси-колой и водой положили по кусочку вареной колбасы и оставили на два дня

Через два дня колбаса, помещенная в пепси-колу, приобрела яркий коричневый цвет, а колбаса, помещенная в воду, не потеряла свой первоначальный вид. Следовательно, в пепси-коле содержатся красители, которые вызвать аллергические реакции

Воздействие пепси-колы и воды на мясо

В миски с пепси-колой и водой поместили небольшие куски сырого мяса и оставили на неделю

Через неделю мясо в пепси-коле стало очень мягкое, тонкое, началось его разложение.

В воде никаких изменений с мясом не произошло. Таким образом, частое употребление пепси-колы может разрушить стенки желудка. Газированная вода вредит нашему здоровью

Воздействие пепси-колы и воды на ржавчину

В стакан с пепси-колой и водой положили несколько ржавых монет и оставили на два часа

Монета, помещенная в пепси-колу, полностью очистилась от ржавчины.

Ржавая монета, помещенная в воду, покрылась еще одним слоем ржавчины. Таким образом, пепси-кола может применяться в быту для очистки различных изделий от ржавчины

Воздействие солнечных лучей на пепси-колу и воду

Миску с пепси колой и водой оставили на некоторое время на солнце

В миске с пепси-колой образовался коричневый сахарный сироп.

Вода испарилась, не оставив и следа. Следовательно, в пепси-коле содержится много сахара. В одном стакане пепси-колы содержится шесть чайных ложек сахара, который разрушает зубы и вредит организму, вызывая различные заболевания, такие как диатез, ожирение, сахарный диабет и другие

Влияние пепси-колы и воды на растения

1. В миску с пепси-колой и водой положили несколько фасолин и оставили на несколько дней.

2. В стаканчики с водой и пепси-колой поставим листочек фиалки и будем наблюдать

1. Фасоль, помещенная в пепси-колу, сморщилась, зародыш внутри семени погиб. Фасоль, помещенная в воду, быстро набухла, зародыш напитался питательными веществами и начал прорастать.

2. В пепси-коле стебель фиалки стал очень мягким, липким, начал превращаться в кашицу.

В воде фиалка проросла.

Таким образом, пепси-кола губительно действует на все живое

Фокус с воздушным шариком

На бутылки с пепси-колой и простой водой надели воздушные шарики. Потрясли бутылки, чтобы начал выходить газ.

Шарик, надетый на бутылку с пепси-колой, мгновенно надулся, так как выделяется газ.

Шарик, надетый на бутылку с водой, не надулся.

Содержащийся в пепси-коле газ вызывает отрыжку, вздутие живота и газы

Таблица А.2 – Сравнение свойств пепси-колы и воды

Сравнение

«Пепси-кола»

Вода

Сходства

Пепси-кола и вода – жидкости, так как их можно перелить из одного стакана в другой

Отличия

Темно-коричневый цвет;

обладает резким специфическим запахом;

обладает специфическим вкусом

Бесцветна;

не имеет запаха;

не имеет вкуса

Приложение Б – Загадки

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая?                (Вода)

Он с жадностью пьет – а не чувствует жажды.

Он бел – а купается только однажды.

Он смело ныряет в кипящую воду –

Себе на беду, но на радость народу…

И добрые люди (вот это загадка!)

Не скажут: «Как жалко», а скажут: «Как сладко!»        (Сахар)

Открой бутылку, и тотчас

Наружу выйдет легкий…(газ)

Его содержит лимонад.

Попробовав его,

Ты быстро привыкаешь,

А после – плохо засыпаешь.                          (Кофеин)

Он вызывает аллергию

И зуд на коже – вот беда.

Он не художник, но окрасит воду,

И будет красочной она.                       (Краситель)

Приложение В – Дидактическая игра

Игра «Состав пепси-колы». Игра заключается в том, что дети отгадывают загадки и выставляют карточки-отгадки на мольберт.

Воспитатель .Скажите, какое влияние на здоровье человека оказывают вещества, входящие в состав этого газированного напитка? (Ответы детей.) Ребята, царевна Вода интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

Игра с мячом «Кому нужна вода?» (стоя в круге). Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку; кто ловит мяч, называет, кому нужна вода.

Воспитатель. А кому нужна пепси-кола?

Дети. Никому, ее пьют люди, которые не знают о вреде этого напитка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ образовательной деятельности педагога с детьми, осуществляемой в процессе организации детской деятельности.

Данный самоанализ НОД поможет педагогам беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД....

Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. З...

Консультация для воспитателей: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»

Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»...

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания

В процесс экологического воспитания дошкольников входят и такие виды деятельности, как экспериментирование и практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями...

Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками в процессе проведения квест – игры»

В ходе организации квест-игр реализуются следующие задачи:- образовательная – вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;-  развивающая – развитие интереса, творческих с...