Самоанализ образовательной деятельности педагога с детьми, осуществляемой в процессе организации детской деятельности.
материал на тему

Семичева Татьяна Анатольевна

Данный самоанализ НОД поможет педагогам беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самоанализ НОД32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ НОД

Семичевой Т. А. воспитателя МКДОУ «Детский сад № 67», компенсирующего вида, группы детей старшего дошкольного возраста.

Любое мероприятие  пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

Перед тем, как прослушать самоанализ

- Я предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности. Обращаясь к своему партнеру с улыбкой, скажите ему несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.

Представляю самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по разделу ознакомление с окружающим миром « На планете Добрячки» для детей старшего дошкольного возраста.

Направление: Социально-коммуникативное развитие.

Возрастная категория: Старшая группа 5-6 лет, в группе 14 детей: 7 девочек, 7 мальчиков.

Выбор темы и направления НОД связан с  выявленными трудностями у детей данной группы в овладении основными неречевыми средствами общения. Поэтому  нами ведется целенаправленная работа по развитию эмоциональной и коммуникативной деятельности детей. Особое внимание мы уделяем формированию алгоритма восприятия лица и тела (мимика, жесты, поза). Учим словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать их внешние проявления у себя, собеседника, сказочного персонажа. Формируем умение управлять своими эмоциями, навыки культурного общения.  Выбор связан и с моей личной заинтересованностью, темой « Создание условий для социально-эмоционального развития дошкольников» и работой по данной теме второй год по самообразованию.

Конкретное содержание НОД  определено ФГОС, основной образовательной программой нашего дошкольного учреждения и «Программой воспитания и обучения  в детском саду»  под редакцией М. А. Васильевой и реализовывалось в различных видах деятельности:

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

познавательная,

игровая,

музыкальная (восприятие музыкальных произведений),

двигательная (здоровьесбережение),

продуктивная (рисование)

Использованы методические пособия:

 Р.С. Буре « Социально – нравственное воспитание дошкольников»,

 Е.Н. Юрчук« Эмоциональное развитие дошкольников»

Игротерапия общения: методическое пособие. Составитель М. А. Панфилова

А. Д. Кошелева « Эмоциональное развитие дошкольников»

Л.В. Гаврючина  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

1.При планировании мы исходили из: 
а) особенностей детей данного возраста

 (Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни. Это возраст, когда ребенок начинает осознавать людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Ребенок уже может управлять своими эмоциями и поведением, подчинять свои действия требованиям, преодолевать трудности и добиваться достижения поставленной цели. Это яркий период открытий и любознательности);

б) исходили от уровня развития детей (в группе  есть дети с нарушением речи: 9 человек с нарушенным звукопроизношением, 5 человек – с нарушением лексико-грамматического строя и связной речи);

в) исходили из особенности общения (40% детей испытывают сложности в общении:

не готовы к сотрудничеству, не умеют ладить с другими, рационально решать возникающие конфликты)

г) исходили от опоры на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление детей. 

2. Проведена предварительная работа: проведение упражнений, способствующих осознанию собственных эмоций у дошкольников, игры: «Пиктограммы»,  «Я радуюсь, когда…» , «Волшебный мешочек, «Лото настроений»; прослушивание музыкальных произведений (Музыка композиторов Чайковского, Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона), разыгрывание этюдов («Теремок», когда Волк пытался попасть в теремок, его жители в гневе кричали, размахивая руками.., «Клоуны») и сценок (Работа над эпизодами сказка «Теремок», «Котята»), чтение художественной литературы: р.н.с. «Гуси-лебеди», « Петушок и бобовое зернышко», С.Маршак « Сказка о глупом мышонке», Н. Носов «Живая шляпа», И. Токмакова «Мне грустно».

Созданы  условия для самостоятельной деятельности детей:

 Наглядное пособие "Узнай эмоцию", дидактические  игры «Наши эмоции», «Яблоки настроений», «Какое настроение», «Конструктор эмоций».

В нашей группе доброй традицией стала  хороводная игра «Каравай»; поздравление и пожелания в кругу;   вручение подарка,  изготовленного  своими руками на день рождения

Взаимодействие с семьей:

 Выставка « В мире детских чувств и эмоций», чтение К Чуковский « Краденое солнце»(эмоция печали и страха), К. Ушинский «Четыре желания»(эмоция радости),выставка детских рисунков о семье.

Взаимодействие со специалистами :Учет рекомендаций  психолога в индивидуальной работе, в НОД; учет рекомендаций логопеда для  детей с речевыми нарушениями.

3. Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами:

- принцип непрерывности (НОД построена на основе предыдущих НОД и совместных действий воспитателя и детей) ;

- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес) ;

- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям) ;

- принцип системности;

- принцип интеграции;

- принцип дифференцированного обучения (индивидуальная работа) ;

- принцип психологической комфортности.

4. Цель НОД

Способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и удовлетворения от совместной деятельности, формирование умения быть внимательным к сверстникам, мотивирование детей на изучение собственного эмоционального мира. Исходя из цели, были поставлены задачи:

Задачи:

Образовательные: Задачи:

Образовательные:

-упражнять в определении базовых эмоций;

-формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой- средствами человеческого общения).

- совершенствовать умения графически изображать разные эмоциональные состояния

Развивающие:

-развивать активный словарь понятий обозначающих эмоции.

Воспитательные:

-воспитывать чувство сопереживания, желание прийти на помощь;

   -формировать доброжелательность и дружелюбие. 

Оздоровительные.

-Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровье сберегающих технологий

-Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения

Форма проведения НОД – фронтальная. На НОД присутствовало 14 детей

Место проведения НОД- групповая комната.

5. Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учетом размещения и перемещения детей, подготовлен материал: настенный экран, ноутбук, проектор, запись музыки В. Шаинского « От улыбки хмурый день светлей»,  фонограмма записи Голоса Солнечного Зайчика, Голоса Добрячков, стульчики по количеству детей, слайды «космический корабль», «облака по форме напоминающие разных животных», «звезды и планеты», «планета Добрячки серая и унылая», «лица Добрячков с разными эмоциями», заготовки масок, цветные карандаши , полуготовые эскизы и карточки для самоконтроля и срисовывания, разрезные картинки с лицами Добрячков, на которых изображена эмоция безразличия.

6.

Структура НОД учитывает  смену поз детей, двигательную активность, смену видов деятельности и единый сюжет (Космические пираты заколдовали жителей планеты Добрячки.). 
НОД обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух организационных моделях, включающих:

- совместную деятельность взрослого и детей;

- самостоятельную деятельность детей

Основной метод – игра. Так же использованы и другие методы: 
а)
наглядные (предметы, картинки, соответствующие тематике НОД, содержанию и гигиеническим требованиям; полуготовые эскизы и карточки для самоконтроля и срисовывания); 
б)
словесные- объяснение в сочетание с показом, инструкция, пояснения, вопросы разного характера, поощрения от имени воспитателя, от имени героя, проблемные ситуации ( Что произошло на планете?, Как помочь расколдовать жителей планеты Добрячки, как вы думаете, почему?, Что для этого можно сделать?); 
в) как методический прием использованы сюрпризные моменты, такие как « Использование фонограммы Голоса Солнечного Зайчика» и его появление с помощью проектора на потолке ,стенах, руках и лице детей …», «Созданы слайды настоящего космического корабля, планет, звезд, облаков) г) игровые приемы «Игра : Когда я радуюсь», игра «Угадай на что похожи облака» , имитация полета на космическом корабле,
«оживление» масок.

д) практическая деятельность детей (рисование  масок) .

Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время НОД, что позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.


Запланированное мероприятие состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной(мотивационной), основной и заключительной.

1.Вводная часть направлена на мотивацию детей. На данном этапе важно переключить внимание детей на предстоящую деятельность, простимулировать интерес к ней, создать положительный эмоциональный настрой (с помощью ситуативного разговора  и сюрпризного момента:

« Использование фонограммы Голоса Солнечного Зайчика и его появление с помощью проектора на потолке ,стенах, руках и лице детей «Игра : Когда я радуюсь…»)

Хочется поделиться с вами некоторыми приемами инициации и приветствия в вводной части конкретной НОД. Представьте, что вы дети, ничего не подозревая, играете в игровой комнате и вдруг зазвучала фонограмма песни В. Шаинского «Улыбка».

- От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

Конечно же, вы со всех ног бросаетесь узнать, а что там такое? И в это же время

Звучит Голос (фонограмма)

-Привет, ребята!

(Через проектор  по стенам и потолку бегает солнечный зайчик)

Воспитатель акцентирует внимание детей на солнечном зайчике.

- Ребята, посмотрите- это явление природы. А называется это явление природы, как дикое животное.

-Вы догадались, как?

- Правильно, молодцы!

И тут Солнечный Зайчик начинает разговаривать!

Солнечный Зайчик:

-Я заглянул к вам в гости. Когда я появляюсь, все вокруг радуются!

Солнечный Зайчик:

 - Ребята, а какое у вас настроение?

Воспитатель: - А у меня, к сожалению, сегодня грустное настроение. Я немного устала.

Солнечный Зайчик :

- А давайте, я вас порадую, прыгну к вам на ладошку.

(в руке у педагога появляется «Солнечный зайчик»)

Солнечный Зайчик:

- Ну, что, улучшилось Ваше настроение?

Воспитатель:

- Спасибо, Солнечный зайчик! Сразу стало тепло и солнечно на душе!

Солнечный Зайчик:

- Я приглашаю  поиграть со мной в игру «Я радуюсь, когда…»!

Очень часто во время игры кукла или какая либо другая игрушка находиться исключительно в руках у педагога. Это часто обижает ребенка, ведь ему, как никогда хочется подержать ее, потрогать, поиграть. Поэтому, чтобы поддержать интерес детей я придумала хитрый ход. Солнечный Зайчик говорит:

- Я буду по очереди прыгать к каждому из вас на ладошку, называть по имени и спрашивать:

-…. когда ты радуешься?

Саша скажет: - Я радуюсь, когда….

Саша рассказывает, когда он радуется , затем солнечный зайчик прыгает на ладошку следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: (имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?

Солнечный Зайчик:

-А теперь вспомним случаи, когда вам грустно. (продолжается игра)

- Когда вы злитесь.

- Когда вы удивляетесь?

2 Основную часть строила на серии игр и игровых проблемных  ситуаций с включением здоровьесберегающих технологий (Физкультминутка «Идем на космодром»),

Сюжетная линия, заданная в начале деятельности, развивается и  усложняется проблемными ситуациями. Педагог не должен отставать от современных детей. Он должен помнить, что мишки, клоуны, письма вряд ли надолго заинтересуют ребенка, зачастую, детям вообще не понятно, что такое письмо и с чем его едят. Поэтому, чтобы быть в тренде, я придумала историю о том, что космические пираты захватили некую планету «Добрячки» и заколдовали жителей. Мальчики открыли рот от неожиданности, девочки стали волноваться. Я видела неподдельный, живой интерес в глазах детей, это радовало меня. И посыпались вопросы от Солнечного Зайчика:- Не испугаются ли ребята трудностей, смогут ли оказать помощь, как это можно сделать? Дальше сюжет разворачивается и захватывает детей. Они идут на космодром, для этого использована физкультминутка «Идем на космодром». Волшебным образом, повернувшись вокруг себя, превращаются в космонавтов и на космическом корабле, созданном с помощью компьютерной графики, летят на помощь планете Добрячки. Их ждут увлекательные приключения и игры.

( Включается проектор. Мимо детей сначала пролетают облака, а потом звезды и планеты, созданные с помощью компьютерной графики).

Воспитатель:- Ой, ребята, я вижу облачко, оно такое смешное. Похоже на сладкую вату.

-А что видите вы, ребята?

Созданные с помощью компьютерной графики облака, звезды и планеты увлекают и втягивают ребят в мир познаний и любознательности, подталкивает их узнавать новое, неизведанное.

Во время совместной практической деятельности, а именно, создание «масок» эмоций и оживление их, игровая мотивация и постоянные проблемные вопросы  позволяют детям не переутомляться, поддерживать доброжелательные отношения детей друг с другом и воспитателем. Педагог является партнером и полноправным участником практической и игровой деятельности. В практической деятельности ,а именно, рисование масок, предполагается индивидуально- дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития – дифференциация задания ( полуготовые эскизы масок для детей с нарушением мелкой моторики рук (3 человека) и карточки-пикторгаммы для самоконтроля и срисовывания для детей с низким уровнем развития по необходимости (5 человек)).

После того, как дети нарисуют «маски», проводится игра «Оживи маску». Ее цель: формирование умений и навыков практического владения выразительными средствами (мимика, пантомима).

Так же в этой части деятельности идет ознакомление с новой эмоцией- эмоцией безразличия. Ознакомление проходит с помощью проблемной ситуации «Рассыпались фотографии жителей планеты Добрячки. Что делать? С помощью игры- соревнования «Кто быстрее соберет фотографии наших друзей», дети открывают для себя новую эмоцию, а Солнечный зайчик объясняет и называет ее».

В процессе осуществлялась индивидуализация обучения, которая проявлялась  в  оказании затрудняющимся  при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения,  а также в  учёте педагогом особенностей  мышления и темпа восприятия каждого ребенка. Я старалась  создать условия для того, чтобы каждый достиг результата.

 Во время НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект-субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».

Для  достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен  дифференцированный подход к   обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.

Индивидуально-дифференцированный подход в процессе  НОД   выстраивался с учетом уровня  развития и степени овладения речевыми, познавательными навыками и умениями и в словарной работе.

Низкий уровень: задания репродуктивного характера

- структурирование высказывания (повторение ответа за воспитателем или более сильными детьми).2 человека.

- косвенные вопросы к ребенку (уточнение вопроса), пояснение, использование технологий наглядного моделирования, одобрение детского интереса к выполнению задания, поощрения. 1 человек.

Средний уровень: незначительная помощь воспитателя, предвосхищающая оценка (у тебя получится), задания с элементами сравнения и анализа, повторение воспитателем инструкции- направляющая помощь.

Высокий уровень: построение сложных предложений, проблемные ситуации, проблемные вопросы с объяснениями, похвала.

Мастер-класс

Уважаемые педагоги!

Предлагаю разделиться  на 5 микрогрупп и поиграть в игру «Узнай эмоцию по фотографии».

- Ой, к сожалению у меня  фотографии рассыпались, а кусочки перемешались.

-Что же делать?(предполагаемые ответы…)

-Хорошо, какие вы умненькие.

-Попробуем собрать кусочки и тогда узнаем, какая эмоция там изображена.

-Дружба и взаимопонимание помогут  Вам быстро справиться с заданием!

(Педагоги собирают картинку. Ведущий ходит, подбадривает, дает положительную оценку ).

-Молодцы!

-Попробуйте изобразить эмоцию, не называя ее, передать настроение фотографии  так, чтобы остальные участники догадались и правильно назвали собранную вами эмоцию.

- Какие вы молодцы! Просто артисты!

3.Заключительная часть сохранила сюжетную линию. Ребята все еще находятся на планете Добрячки, жители получают с помощью Солнечного Зайчика долгожданные маски эмоций и  на экране мелькают лица жителей с разными эмоциями.

4.Рефлексия.

 Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание, толковый словарь,  как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.  Рефлексия может осуществляться не только в конце деятельности, как это принято считать, но и на любом ее этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого. …каждым.

Дидактическая задача: вызвать у детей положительное отношение к результатам совместной деятельности.

Цель этапа: определить на сколько полно дети восприняли информацию мероприятия. Для достижения цели были использованы метод стимулирования и мотивации, прием поощрения.

В воображаемом полете идет рефлексия.

- Ребята, какие чувства у вас возникли, когда вы узнали, что на планете «Добрячки» случилась беда?

- А что вы испытали, когда  оказали помощь жителям?

-С каким из добрячков вы бы хотели подружиться? Дайте ему имя.

- О чем бы вы хотели рассказать своим родителям и друзьям?

В ходе данного мероприятия у детей формируется совокупность компетенций: наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной области. Коммуникативная компетентность, информационная компетентность, компетентность в сфере личного самоопределения, образовательная компетентность, формирование регулятивных действий.
Я старалась использовать метод стимулирования и мотивации: эмоциональные методы, метод словесного поощрения от Солнечного Зайчика. Считаю, что все эти методы и приемы, используемые по ходу мероприятия , способствовали эмоциональному отклику детей, развитию внимания, мышления, памяти, воображения.

Таким образом, цель и задачи, поставленные в НОД– достигнуты.

Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, познавательного интереса.

Не все дети были активны в диалоге, отсутствовали полные ответы на поставленные вопросы, что является стимулом для дальнейшей работы с детьми в развитии монологической и диалогической связной речи.

Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее не выходя за рамки времени – 25 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми седьмого года жизни Тема: «Жили-были динозавры»

laquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелос...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, лепка «Лесной ежик».

Цель: Учить детей лепке предмета из целого куска пластилина, передавая характерные особенности (лапы, нос).Задачи:1.       Развивать у детей интерес к работе с пластилино...

Конспект организации совместной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми группы раннего возраста Тема: «Утка с утятами»

Интегрированные образовательные области:«Социально-коммуникативное развитие», « Познавательное развитие»,« Речевое развитие», « Художественно-эстетическое раз...

Конспект организации совместной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми I младшей группы по формированию здорового образа жизни. Тема: «Мишка – лежебока»

Конспект организации совместной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми I младшей группы по формированию здорового образа жизни.Тема: «Мишка – лежебока»Цель: Ф...

Методическая разработка Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми (ФГОС)«Органы чувств»

Технологическая карта организации совместной  непосредственно образовательной деятельности педагога  с детьми в старшей группе на тему "Органы чувств"...

Эссе.Интерактивные формы организации образовательной деятельности педагога с детьми

Нужны ли современные интерактивные формы организации образовательной деятельности педагога с детьми в детском саду?Конечно же, я думаю, они просто необходимы. Почему? Потому что мир, в котором ра...