конспект занятия - экспериментирования "Свойства воздуха"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Кошкидько Мария Федоровна

Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования. Уточнить и расширить знания детей о воздухе.Познакомить детей  со способами обнаружения воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno_svoystvo_vozduha.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» Хвастовичского района Калужской области.

Воспитатель:

Кошкидько М. Ф.

                                                                           МКДОУ детский сад «Буратино»

                               с.  Хвастовичи  Калужской области.

 

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательная:

 1. Уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха;

2. Создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, газ) ;

3. Формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.

Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности. Вызвать желание детей помочь Галчонку.

Предварительная работа:

Беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание А. С. Пушкина «Сказка о царе Султане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер» М. Исаковского.

Демонстрационный материал: полиэтиленовые мешочки по количеству детей; стаканчики с водой; трубочки по количеству детей; резиновая игрушка, кусочек резины; баночки; таз с водой; шарики ваты; небольшие камни по количеству детей;  гелиевый шарик.

Ход  образовательной деятельности:

Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Станем рядышком по кругу,

Скажем, здравствуйте друг другу.

Здравствуй небо и земля,

Здравствуйте наши друзья.

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

1, 2, 3, 4, 5,

Вместе мы в кругу опять

Будем дружно мы играть,

Вы готовы начинать? (да)

- Сегодня я шла в детский сад и думала: какую интересную игру приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она то откроется, то закроется. Подошла поближе, никого нет. А калитка все равно – то откроется, то закроется…

- Кто же ее открывал? (ветер)

-А какой бывает ветер? (сильный, слабый, холодный, теплый)

- А мы можем сами сделать ветер? (Да)

- А как? (подуть)

-Ребята, хотите поиграть с ватным шариком? (Да)

- Если мы сильно дуем, что происходит с шариком? (он улетает)

- А как надо подуть, чтобы шарик не улетел? (слабо подуть)

- Так какой бывает ветер? (ветер бывает слабым и сильным)

- Ребята что такое ветер? (это движение воздуха)

-А где есть воздух? (везде)

- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения)

- А можно жить без воздуха? Почему?

- А давайте проверим. Вздохните побольше воздуха и задержите дыхание. Достаточно.

- Какое было желание? (ответы детей)

- Значит для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Значит, воздух есть везде, и жизнь без него невозможна.

Ой, смотрите шар воздушный,

Он всегда бывает дружный,

Что же он нам здесь принёс?

Вот задачка и вопрос!

А принёс он к нам в группу письмо. Хотите узнать от кого? (Да)

- Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Галчонок. Мне мама постоянно говорит, что я летаю по воздуху. А что такое воздух? Лично я, никогда не видел воздух. А вы ребята? Помогите мне узнать все про воздух».

- Поможем Галчонку?  (Да)

  - Хорошо! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие учёные – исследователи. Учёные работают в специальном помещении, где много приборов для опытов. Как называется это помещение? (лаборатория)

  - Правильно, ребята.  Давайте отправимся в лабораторию, но путь туда лежит через лес.

Физкультминутка

 Мы в лесу зимнем гуляли, свежим воздухом дышали.

Покрыта снегом вся земля, идём на носочках, ступаем слегка.

Вот деревья встали у нас на пути, обежать их надо и обойти.

Тучка – невеличка нам снега принесла,

А вот, и посмотрите, лаборатория видна.

 - Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. В лаборатории надо соблюдать определённые правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать.

Все загадки разгадать, научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать, наша наблюдательность.

 - Садитесь, ребята, за столы. (дети садятся за столы)

Мы опыты начинаем, интересно здесь бывает.

Постарайтесь всё понять, и про воздух всё узнать.

                                    Опыт №1

- Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (твердый)

Камень это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? (нет)

- Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.

                                   Опыт №2

- Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) А что умеет делать вода? (ответы детей) Так что же такое вода? (ответы детей) Да, вода это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет)

Значит можно сделать вывод, что воздух не жидкость. Но как же тогда его обнаружить? Продолжим наши исследования.

 -  Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей)

- А хотите увидеть воздух? (Да)

- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломинки в воду.

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда,

Салфетка под рукой всегда.

 - Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно.

Через нос проходит в грудь, а потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же, без него мы жить не можем

- Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха)  Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух.

 -  Мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.

                              Опыт №3

 - Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

 - Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух прозрачный.

- Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей)

 -Летом на речке люди используют этот воздух. Это надувные матрасы, жилетки, круги для плавания.

 - Молодцы, ребята. А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики «Самолет».  

Мы отважные пилоты, за штурвалом самолёта. (руками изображают, как крутят штурвал)

Самолётик – самолёт (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживаем дыхание)

Ж – ж – ж  (опускаем руки вниз, выдох)

Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание)

Ж – ж – ж (опускаем руки вниз, плавный выдох)

И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание)

Ж – ж – ж (опускаем руки вниз, выдох)

Мы летаем высоко (руки поднять вверх)

Мы летаем далеко (ладошки складываем, смотрим в бинокль)

Мы летали, утомились.

И на стульчики приземлились!  (присесть на места)

         Опыт №4

 - Имеет ли воздух вес?Это мы сейчас проверим. На столе лежат предметы: резиновая игрушка и кусочек резины.  Возьмём кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка больше и тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?  (воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

                        Опыт №5

 - Можно ли услышать воздух?  (ответы детей)  Если подуть в баночку или в бутылочку, в колпачок от фломастера или сдуть шарик.

 - Возьмите по бутылочке и подуйте с краю. Подуйте в колпачок от фломастера. Что вы слышите? (звук, воздух)

 - С помощью чего мы услышали воздух? (нам помогли бутылочки и колпачки)

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А ещё когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать разные звуки воздуха (свист, вой)

                         Опыт №6

 - Ребята, вы любите яблоки?  Возьмите кусочек яблока и скушайте его. Какое яблоко на вкус? (сладкое сочное) А у воздуха есть вкус? Как мы можем это проверить? Наберите в рот воздух. У него есть вкус? (нет)

Вывод: воздух не имеет вкуса, он безвкусный.

                          Опыт №7

  - Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах?  Как мы можем это проверить?

  - Вдохните воздух носиком.  Что вы чувствуете?

 - Чистый воздух не имеет запаха.

  - А сейчас? (распыляю в сторону освежитель воздуха)

  - Воздух пахнет цветами. Почему? (распылили освежитель воздуха). Но ведь я распылила его в сторону окна, а не на вас. Почему вы смогли почувствовать запах? (воздух передал )

Вывод: воздух может запахи  переносить. По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там  приготовили.

- А что нужно сделать, чтобы воздух в нашей группесново стал чистым? (открыть окно и проветрить группу)

   - Молодцы, ребята.  Вот как много мы сделали открытий.

Пора возвращаться назад, в наш любимый детский сад.

Мы работу завершаем, всё на место убираем.

Через лес зимний пойдём, все деревья обойдём,

Снова в садик попадём.

Шар воздушный нас встречает, никуда не улетает, ждет ответное письмо.

  -  Давайте еще раз вспомним, что мы узнали про воздух, и напишем нашему Галчонку ответ на его письмо. Вы по очереди будете говорить, а я писать.

- ветер – это движение воздуха.

- воздух бесцветный, мы его не видим;

- без воздуха ничто живое не может жить;

- чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

- воздух легче воды;

 - он безвкусный;

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой,

Он окутывает нас.

Мы его не замечаем,

  Мы о нём не говорим.

      Просто мы его вдыхаем,

       Он ведь нам необходим.

       - Ну, вот письмо наше готово.

Шар воздушный собирайся,

И к Галчонку отправляйся.

Передай ему ответ,

И наш пламенный привет.

  - А нам, ребята, пора одеваться на улицу  дышать свежим воздухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Свойства воздуха"

Конспект занятия для старшей группы по иследовательской деятельности на тему: "Свойства воздуха"...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

- Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха. все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью....

Конспект занятия "Невидимый воздух"

Конспект опытно-экспериментального занятия, целью которого является ознакомление ребят среднего возраста со свойствами воздуха....

Конспект занятия-опыта "Воздух-невидимка"

Программное содержание:-дать понятие о свойствах воздуха;-развивать умение проводить опыт и делать выводы;-воспитывать аккуратность при проведении опыта....