Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшей группы "Командировка на Байкал"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ознобихина Ирина Владимировна

Технологическая карта данного педагогического мероприятия предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющую актуальную направленность - систематизацию знаний детей о живой природе в прибайкальской зоне, определение в процессе совместной с педагогом познавательно-исследовательской деятельности экологических проблем в ней и формирование стремления сохранять природу Байкала. Построение занятия способствует решению актуальных задач в соответствии с ФГОС ДО по формированию универсальных учебных навыков и интегративных качеств личности. В процессе реализации занятия применена  образовательная технология познавательно-исследовательской деятельности Н.А. Коротковой «Путешествие по карте» , которая придает творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности

Ознобихиной Ирины Владимировны

Возрастная группа: старшая

Тема: Командировка на Байкал

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: познавательно – исследовательская деятельность

Образовательная технология: Технология познавательно-исследовательской деятельности Н.А. Коротковой

Культурно-смысловой контекст: Путешествие по карте

Форма организации: фронтальная, подгрупповая

Интеграция образовательных  областей: речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие

Предварительная работа: знакомство с картой Иркутской области, беседа о схематических обозначениях на карте, просмотр фильма об озере Байкал (животный и растительный мир)

Оборудование: мультимедиа, карта, компас, секундомер, песочные часы, аудиозапись «Звуки природы» (лес, волны), запись песни «Песенка друзей» (сл. С. Михалкова, муз. М. Старокодомского).

Раздаточный материал: билеты (карточки с цифрами), карточки с изображением предметов, которые можно взять с собой в путешествие, картинки с изображениями рыб, вырезки-метки (животных, растений), стаканы, воронки, марля, вата.

Цель: Создание условий для формирования  у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных представлений о родном крае через знакомство с уникальным природным объектом – озеро Байкал.

Задачи:

Образовательные:

1. Способствовать расширению  географических представлений объектов родного края

2. Систематизировать у детей знания об обитателях прибайкальской зоны.

3. Познакомить детей с понятиями «живица», «ходульные деревья», «браконьеры» и «капкан».

4. Привлечь внимание детей к экологическим проблемам природного объекта родного края – озеро Байкал

5. Совершенствовать умение отвечать на конкретные вопросы, используя полученные знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Развивающие:

1.Развивать у детей познавательную мотивацию и познавательные действия в процессе исследовательской деятельности.

2.Продолжать развивать умение определять по компасу направление местности.

3. Развивать связную речь детей и грамматический строй речи в процессе ответов на поставленные вопросы полными предложениями.

4. Формировать интегративные качества личности: способность выражать свои мысли, способность к принятию собственных решений, умение самостоятельно найти объяснение, интерес к причинно-следственным связям.                                                                                

Воспитательные:

1. Подвести детей к осознанию необходимости бережного отношения к природе родного края.

2. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение внимательно слушать друг друга и делать выводы на основании

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Алгоритм деятельности взрослого и детей в соответствии с выбранной технологией

Результат

1 этап

Психологический настрой,

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоцио-нальная поддержка ребенка

Приветствие:

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Дети встают в круг, улыбаются друг другу и, произносят слова  приветствия

Психологическая готовность

Организационно-мотивационный этап

Организа-ция направлен-ного внимания

 А сейчас погладьте себя по голове, и знайте, что вы – у меня большие молодцы. Теперь уберите волосы за ушки, чтобы они не мешали вам внимательно меня слушать.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Этап постановки проблемы

Формирование интереса у детей к теме занятия

Формулировка проблемы в доступной для детей форме

- Как называется наша страна?     - А город, в котором мы живем?      -  А край?

- Назовите главную достопримечательность Сибири.

- Что вы знаете о Байкале?

- Ребята, я вчера смотрела передачу о Байкале, и там два ученых спорили о существовании экологических проблем Байкала и Прибайкальской зоны. Один утверждал, что проблемы существуют, другой – что нет.

-Вы знаете, о чем идет  речь? Прибайкальская зона -  это что такое?

- Правильно.

Вы бы хотели помочь этим ученым разобраться в том, кто же из них прав, а кто ошибается?

Тогда вам надо суметь доказать свою точку зрения.

Как вы считаете, к каким источникам информации вы можете обратиться, чтобы разобраться в этом вопросе?

- А еще ребята, можно отправиться в командировку, и увидеть все собственными глазами.

Кто знает, что это такое командировка?

-Командировка - это поездка работника для выполнения поручения. У нас она будет виртуальная.

-Вы догадываетесь, куда вы поедете?

Кто может ещё раз назвать главную цель нашей командировки?

- У меня к вам вопрос, на каком транспорте мы поедем?

- В любую поездку нужно всегда брать те предметы, которые могут вам, понадобятся в дороге. Какие вы предлагаете взять?

(Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что они едут работать, а не отдыхать.)

- Как вы думаете, что может повстречаться нам по дороге?

- Как вы думаете, кто может повстречаться нам по дороге?

- Итак, перед нами вопрос, который нам надо решить - как нам найти верную дорогу и не сбиться с пути?

- Итак, если вы готовы, тогда прошу приобрести билеты.

-Внимание, ребята! Часы мне подсказывают, что через 30 секунд отправка нашего поезда, поторопитесь! Засекаю секундомер, за это время нам нужно занять места, согласно купленным билетам, в поезде, поторопитесь!

- Поезд подает сигнал - он стоять уже устал. Набирает поезд ход, свою песенку поет: «Чух– Чух».

(Аудиозапись «Песенка друзей»)

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное.

- Это то, что окружает Байкал: лес и его обитатели

 

- Книги, интернет, спросить у взрослых.

Ответы детей

- Мы поедем на Байкал.

- Доказать, существуют или не существуют проблемы в прибайкальской зоне.

Размышления детей.

(Ответы с опорой на наглядность по типу игры «Что – для чего»: возьмем с собой компас, карту, фонарик, рюкзак, палатку, спальный мешок, котелок, спички, продукты.)

Нам могут повстречаться деревья, дома…

Мы можем встретить животных, людей…

- Надо обратиться к карте.

 Работа с картой. Дети знакомятся с компасом, определяют свое местонахождение (г. Иркутск), а также нахождение пункта прибытия (оз. Байкал).

Определение направления пути с помощью компаса. Маркером обозначают маршрут путешествия, условно отмечая железнодорожные пути.

Дети берут карточки с цифрами и выстраиваются в колонну по одному в соответствии с номером билета.

Произносят: «ту-ту-у», а потом «чух-чух» с ускорением, произносят на выдохе: «Пш – ш».

1. Выбор пункта назначения.

2. Выбор средства передвижения.

3.Высказывания предположений о том, что и кто может встретиться на пути.

4. Определе-ние маршру-та по карте.

Активизация внимания детей, положительный эмоциональный настрой.

Сформированность представления о предстоящей деятельности.

Стремление детей к открытию нового знания в совместной деятельности с педагогом.

Умение вступать в диалог, выдвигать свои предложения.

 Этап

Актуализации знаний

Динамическая пауза

Этап практического решения проблемы

Заключительный этап

Рефлексия

Актуализация мыслительных процессов

Закрепление и расширение определенного объема знаний

 Смена вида деятельности, направленная на укрепление здоровья.

Овладение действиями и способами решения проблемы

Подведение итогов деятельности

-  У нас первая остановка.

Станция «Байкальский лес».

Обратите внимание, какой лес изображен на слайде?

Если мы живем в Сибири, то и лес наш можно назвать…

- Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».

Посмотрите внимательно, какое здесь дерево лишнее?

 - Правильно.

- А теперь назовите, пожалуйста, остальные деревья.

- К какому виду деревьев они относятся?

- А как называется лес, в котором растут только ели? А если только сосны? А лес, в котором только кедры? Всё верно называете.

Ребята, кто скажет, для чего нам нужны деревья?

- Хотелось бы добавить, что ельник очень густой и темный, это помогает животным прятаться. А птиц он привлекает шишками. .

Сосны очищают воздух от вредных бактерий.

А у кедра целебные не только семечки, но и смола – ее называют живицей, она спасает от ожогов.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд - возле озера Байкал растут ходульные (шагающие) деревья. Как вам кажется, похоже, что это дерево куда-то идёт? Да, ходульные деревья растут на песчаной почве и из -  за сильных байкальских ветров песок выдувается из под них, они стоят на незакрытых песком корнях и кажется, будто шагают.

Проводится физминутка

- А давайте представим, что мы – деревья.

- Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули -                                                                                                                                        

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем:

Крылья сложили назад.

- Ребята, посмотрите, что вы видите на этом слайде?

- Как вы думаете, что здесь могло произойти?

- Вы знаете, кто мог это сделать?

- Запомните ребята, что люди, занимающееся вырубкой леса , , охотой и рыбной ловлей  в неразрешенных местах называются браконьерами. Леса Байкала, как сам Байкал относятся к природоохранной зоне, и этого там делать нельзя.

 

- Давайте вспомним главную цель нашей командировки. Какой сейчас вывод вы можете сделать?                                                                            

- А это кто по веточкам прыгает?

- Сейчас я буду называть определенный звук, а вы называйте животного, живущего в прибайкальской зоне, название которого начинается с этого звука: М, Л, К, Б, З, С, И, Р.

Проводится дидактическая игра «Назови подходящее животное

- Молодцы!

- Ребята, посмотрите, это кто? (Аудиозапись «Стоны животного».)

Это соболек, ценный пушной зверек сибирского леса, он попал в капкан. Вы знаете, что такое капкан?

- Капкан – это приспособление  для отлова животных. Как вы думаете, кто его поставил?

- О чем говорит нам эта ситуация?

Ребята, предлагаю вам, для того, чтобы нам всё запомнить и ничего не забыть из того, что вы сказали, эти метки с  изображениями деревьев и животных, находящихся в прибайкальской зоне, разместить на нашей карте

- Теперь занимайте свои места и отправляемся дальше.

(Аудиозапись «Песенка друзей», повторение упражнений на развитие ЗКР.)

Станция «Берег Байкала»

(Аудиозапись «Звуки Байкала»).

- Вот мы и приехали на Байкал

Скажите, чем богато озеро Байкал?

- Давайте  вспомним их названия. Только учтите, через две минуты поезд отойдет от станции. Поэтому чтобы нам успеть на него, я поставлю песочные часы, они покажут, когда две минуты истекут.

 - Перед вами на столе лежат карточки с изображением различных рыб. Вам нужно выбрать из них только рыб, обитающих в Байкале, и назвать их.

-  Молодцы, с заданием справились!

- Дети, посмотрите на берег Байкала, что вы видите?

- Как вы считаете, кто это мог сделать?

 

- Как вы думаете, к каким последствиям может привести то, что люди не убирают за собой мусор?

 

Как вы думаете, смогут ли обитатели Байкала жить в такой воде?

Что нужно сделать, чтоб вода снова стала прозрачной?

- Правильно, чтоб вода снова стала пригодной для жизни, ее нужно очищать.

-Прежде, чем мы приступим к работе, давайте вспомним, какие правила безопасности нужно соблюдать во время опытов

Проводится опыт по очистке воды тремя способами  фильтрования воды: с помощью бинта, ткани  и ваты.

- А теперь давайте отметим, тот фильтр, с помощью которого вода стала самая чистая.

-Ребята, вы теперь понимаете, как мусор влияет на воду Байкала?

-Ребята, наша командировка заканчивается. Вам как ученым нужно сделать свои выводы.

- Так какой из ученых был прав?

- Ребята, я с вами согласна! Теперь давайте вернемся в сад и расскажем другим ребятам и взрослым о наших выводах, ведь это поможет нам сохранить наше красивейшее озеро Байкал.

(Аудиозапись «Песенка друзей»).

- Вот мы с вами вернулись в детский сад.

-Как донести информацию до других ребят, взрослых о важности нашего путешествия?

- Что вам понравилось в нашем путешествии, что запомнилось, что узнали нового?

- Закройте, пожалуйста, глазки, послушайте звуки Байкала, который благодарит вас за желание ему помочь. Я поглажу по голове тех, кто хорошо сегодня думал и отвечал (педагог гладит всех детей).

 -  Сибирский лес

- Лишняя пальма.

- Ель, сосна, кедр.

- Хвойные деревья.

Ельник, сосновый бор, кедровый лес.

- Они очищают воздух и дают кров и корм для многих животных.

 

Рассматривание слайда с изображением ходульного дерева

Дети поднимают руки,

сгибают  руки, кисти встряхивают, разводят в стороны,

плавные движения рук, руки за спину.

Рассматривание слайда с вырубкой леса.

Высказывание предположений детей, зачем вырубается лес.

Ответы детей

-  Браконьерство - это тоже проблема прибайкальской зоны.

-Белочка

                                                                                                         

Дети называют животных, обитающих в сибирском лесу

Высказывание предположений детей, откуда издается звук и что такое капкан

.

- Браконьеры.

-Еще одна проблема

Заполнение участка карты вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом)

Высказывание предположений детей

Дети встают в колонну по одному, двигаются друг за другом по кругу, повторяют звуковые упражнения.

 

-  В озере Байкал водится много рыбы.

По карточкам дети называют рыб: омуль, сиг, хариус, голомянка, осетр.

(Заполнение участка Байкала на карте вырезками-метками названных рыб)

Рассматривают слайд с изображением  берега Байкала, где на берегу и в воде много мусора.

- Это оставили после отдыха люди, они не убрали за собой, а потом он из-за порывов ветра оказался в воде

Если не убирать мусор, то он будет гнить. От этого будет неприятный для людей запах, будет загрязняться  вода и воздух.

Ответы детей

Выражают мнение, делятся впечатлениями, рассказывают, объясняют.

Дети проговаривают правила, проводят опыты по очистке воды

Вата

Ответы детей

Дети делают выводы

Дети в колонне по одному двигаются под музыку.

- Покажем заполненную карту, расскажем об обитателях Прибайкалья  и нарисуем плакат о сохранении Байкала

Краткие ответы.

Рефлексия.

5. Само путешествие

Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Актуализация мыслительных процессов, а также знаний и опыта детей.

Обогащение лексического словаря понятием «живица».

Обогащение лексического словаря понятием «ходульные деревья».

Обогащение лексического словаря понятием «браконьеры».

Формирование интегративного качества личности - способности выражать свои

мысли.            

Обогащение лексического словаря понятием «капкан».

Формирование мотивированного ускорения мыслительной деятельности

Развитие умения рассуждать, анализировать.

Умение обобщать и делать выводы на основании совместных высказываний.

Развитие внимательности и наблюдательности у детей.

 

Удовлетворение и эмоциональный подъём от познавательно-исследовательской деятельности.

Обобщение, систематизация знаний, выводы на основании совместных высказываний, формирование желания продолжить работу по теме, поделиться своими знаниями с другими.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе

В занятии используются элементы ТРИЗ технологии (игра "Да-Нет"), знакомство детей с делением квадрата на равные части, обучение детей называть части целого, сравнение целого и частей. Предла...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».

Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей с ОВЗ компенсирующей группы

Аннотация работы:Тема занятия«Краски осени» (занятие по ознакомлению с окружающим миром)Возрастная группаГруппа компенсирующей направленности для детей с ОВЗФорма организации, количес...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста:«Смешение цветов»

Цель:Формировать познавательный интерес детей через экспериментальную деятельность.Задачи:Обучающие:-  закрепить знания об осени, ее дарах (фруктах, овощах);-  учить смешивать краски для пол...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Здравствуй, Зимушка-зима».

Цель: Создание условий для развития у детей элементарных  математических представлений в совместной игровой деятельности.Задачи:- Содействовать формированию представления о четырехугольнике на ос...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Путешествие в королевство Математики».

Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.Задачи: - продолжать развивать понимание отношения рядом стоящих чисел в пределах 10 - закреплять умение делит...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10».

Цель:«Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10.оздание условий для решения и составления математических задач с использованием «ч...