Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей с ОВЗ компенсирующей группы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

ШМАНИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Аннотация работы:

Тема занятия

«Краски осени»

 (занятие по ознакомлению с окружающим миром)

Возрастная группа

Группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

Форма организации, количество обучающихся

Подгрупповое занятие, 5 человек

Цель занятия

Обобщить знания и представления детей с ОВЗ об основных изменениях в природе осенью с использованием ИК «Алмаз»

Задачи:

 

Коррекционно-образовательные:

-закрепить представление детей об осени как времени года, сезонных изменениях в природе;

- закрепить представления о цвете, форме и размере;

- закрепить знания о деревьях, развивать умение соотнести форму листочка с деревом;

 -активизировать и обогащать словарный запас по теме «Краски осени»;

Коррекционно-развивающие:

- развивать внимание, памяти, мышление, цветовое восприятие;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать умение детей пользоваться ИКТ.

Воспитательные:

-воспитывать дружелюбные отношения между детьми, желание помогать друг другу, общаться со сверстниками;           -воспитывать бережное отношение к природе,

Планируемый результат:

Закрепление знаний и представлений об осени как времени года, сезонных изменениях в природе.

Активизация и обогащение словаря по теме «Краски осени».

 Закрепление знаний о деревьях, развитие умения соотнести форму листочка с деревом

Развиваются психические процессы у детей: внимание, память, мышление,  цветовое восприятие. Владеют навыком работы с интерактивным столом «Алмаз».

Используемые технологии

Информационно - коммуникативные

Предварительная работа

-Рассматривание плакатов, картинок с изображением осени , деревьев, листьев;                                                                              - Беседы об осенних изменениях в природе, о деревьях, о осенних листьях, их форме, цвете размере;

 -Чтение художественной литературы: А. Плещеев «Осень», «Осенняя песенка», Е. Трутнева «Осень», А. С. Пушкин «Унылая пора»   

 - Экскурсия детей по территории детского сада, наблюдение за осенними деревьями, листопадом;

-Дидактические игры «Времена года», «С какого дерева листок?»  «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек» и др.

-Разучивание разминки «Мы – осенние листочки»

Словарная работа

Закрепление  предметного словаря (название деревьев: береза, клен, осина) и  словаря  признаков (круглый, овальный, треугольный). Обогащение: листопад.

Оборудование

 Интерактивный стол «Алмаз». Картинки с изображением осенних пейзажей, деревьев листьев. Письмо в конверте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы НОД

 

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы формы и приемы

Предлагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Формирование интереса к содержанию НОД. Вовлечение детей в предстоящую деятельность. Обсуждение и решение проблемной ситуации.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель приветствует детей, задает положительный настрой.

Воспитатель: Мы ладошками коснулись, и друг другу улыбнулись, ты мой друг и я твой друг, как прекрасен мир вокруг!

Воспитатель показывает детям письмо.

Сегодня  нам с вами пришло письмо. Хотите узнать от кого оно? Для этого нужно отгадать загадку: 

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают

Что за время года спросим?

Отгадали,  это……

Дети: Осень

Воспитатель: Да, ребята, это письмо от осени. Давайте его прочитаем:

Письмо: На лесной опушке

Я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник

И разделись клены

И зазолотились листья у берёзы

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес

Воспитатель: Ребята, принимаем приглашение осени. Отправляемся в путь.

Словесный.  Наглядный. Коллективная беседа. Сюрпризный момент.

Приветствуют друг друга ладошками.

Слушают загадку и отгадывают ее.

 

 Положительный эмоциональный настрой.

Сформирована мотивация детей на включение в деятельность.

 

  2

Основной этап

Закрепить представление об осенних изменениях в природе.

Развивать умение соотносить образную речь с предметом.

Закрепить обобщенные понятия.

 

 

 

 

Обогащать словарный запас детей за счет введения нового  понятия (листопад)

 

Развитие мелкой моторики рук; формирование способности соотносить слово с действием

 

 

 

 

 

Развивать цветовое восприятие, внимание, учить различать листочки по цвету, форме и размеру.

 

 

 

 

 

 

 

Развивать мышление, внимание, умение  правильно отвечать на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предупреждение утомляемости детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепить у детей знания о деревьях, развивать умение соотносить форму листочка с деревом, развивать мышление цветовое восприятие, внимание.

 

Воспитатель: Ребята, чтобы попасть в лес, нужно отгадать, на какой картинке изображена осень

  На Интерактивный стол выводятся картинки  с изображением времен года.

Дети показывают правильную картинку.

Воспитатель: Ребята, давайте  еще раз повторим приметы осени

 Дети: Идут дожди, птицы улетают в тёплые края, трава желтеет, вянут цветы,  листья на деревьях становятся жёлтыми и облетают на землю

 Воспитатель: Правильно, ребята, деревья готовятся к зиме и сбрасывают листву, они защищают себя. И разноцветные листья летят и плавно опускаются на землю. Это называется – листопад.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, а теперь приготовим пальчики и немного поиграем

Пальчиковая гимнастика:

Ветер по лесу гулял

Ветер листики считал:

Вот –дубовый,

Вот- кленовый,

Вот- рябиновый, резной,

Вот – с берёзы золотой,

Вот- последний лист с осинки,

Ветер сбросил на тропинку.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш волшебный стол, что случилось! Прочитаем письмо дальше.

 Злая волшебница заколдовала осень и окрасила все листочки в белый цвет. Помогите веточке вновь окраситься в осенние цвета. Выбирайте листочки только осеннего цвета. Будьте внимательны, все листочки разного размера.

Интерактивный стол «Алмаз» игра «Осенние листочки»

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Расколдовали осень! Посмотрите, в конверте осень нам положила ещё задание, я буду задавать вопросы, а вы отвечать «да» или « нет»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто, часто льют дожди?

Достаём мы сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же нужно делать, куртки, шапки одевать?

Воспитатель: Ребята, молодцы, всё правильно ответили, а сейчас мы с вами превратимся в осенние листочки и поиграем

Физ. разминка «Мы- осенние листочки»

Мы - осенние листочки

Мы на веточках сидим

Ветер дунул полетели

Мы летали, мы летали

Перестал дуть ветерок

Собрались мы все в кружок

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул

Все листочки вдруг полетели

И на землю тихо сели

Воспитатель: Ребята, нам  осень написала, что она забыла с какого дерева какой листик, и она просит нас помочь ей, определить, чей листочек.

Интерактивный стол «Алмаз» игра «Чей листочек»

 

 

Словесный. Наглядный.

Применение ИКТ технологий (Интерактивный стол «Алмаз»).

 

 

 

 

 

 

 

Словесный. Наглядный.

 

 

 

 

 

 

Словесный, практический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный, наглядный, практический

Применение интерактивного стола «Алмаз»

.

 

 

 

Словесный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный наглядный

практический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный,

Словесный. Практический.

Применение ИКТ технологий (Интерактивный стол «Алмаз»).

Ребенок находит правильную картинку на столе и выбирает рукой изображение с ней.

Называют приметы осени.

 

 

 

 

 

 

 

Дети повторят слово листопад

 

 

 

 

 

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети по -очереди подходят к столу и выбирают  подходящие листочки по цвету, форме и размеру

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно слушают вопросы и правильно отвечают

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физические упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно смотрят на листочек и соотносят его с деревом.

 

Закрепляются знания детей об осенних изменениях в природе.

Развивается память, мышление, внимание, наблюдательность, речь.

Закрепляются  навыки работы с интерактивным столом «Алмаз».

 

Закрепление нового понятия - листопад

 

 

 

Развивается мелкая моторика, координация движений пальцев рук, активизируются речевые центры

 

 

 

 

 

Умеют правильно подбирать предметы по цвету, форме и размеру

 

 

 

 

 

Умеют слушать и отвечать на вопросы

 

 

 

 

 

 

Умеют выполнять физические упражнения  в соответствии с текстом.

 

 

 

 

 

 

Умеют правильно выбрать листочек,  назвать его и соотнести  с деревом,

 

 

3

Заключительный этап

 

Подвести итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания осени и нам пора возвращаться из леса в детский сад.

   Ребята, что запомнилось  вам в нашем путешествии в осенний лес, какая игра была самой интересной, что было трудно выполнять?

 

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, и поэтому вам осень передала подарки, корзинку с лесными яблочками.  

 

Словесная, коллективная беседа, рефлексия.

Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, что делали  на занятии, что понравилось, что заинтересовало, что было трудным.

Получают подарки.

Дети умеют делать выводы.

Развивается память.

Освоение рефлексии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_shmanina_konkurs.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим                                                Ашинского района Челябинской области

Технологическая карта непрерывной образовательной

деятельности 

для детей с ОВЗ компенсирующей группы

Тема: «Краски осени» 

                                                                           

                                                Составитель: воспитатель Шманина

                                                Ирина Владимировна

                                        Сим, 2022

Номинация

«Лучшая технологическая карта урока, организуемого для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием цифровых инструментов»

Ф.И.О. воспитателя компенсирующей группы

Шманина Ирина Владимировна

Эл.адрес: shmanina75@mail.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим                                                Ашинского района Челябинской области

Аннотация работы:

Тема занятия

«Краски осени»

 (занятие по ознакомлению с окружающим миром)

Возрастная группа

Группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

Форма организации, количество обучающихся

Подгрупповое занятие, 5 человек

Цель занятия

Обобщить знания и представления детей с ОВЗ об основных изменениях в природе осенью с использованием ИК «Алмаз»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закрепить представление детей об осени как времени года, сезонных изменениях в природе;

- закрепить представления о цвете, форме и размере;

- закрепить знания о деревьях, развивать умение соотнести форму листочка с деревом; 

 -активизировать и обогащать словарный запас по теме «Краски осени»;

Коррекционно-развивающие:

- развивать внимание, памяти, мышление, цветовое восприятие;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать умение детей пользоваться ИКТ.

Воспитательные:

-воспитывать дружелюбные отношения между детьми, желание помогать друг другу, общаться со сверстниками;           -воспитывать бережное отношение к природе,

Планируемый результат:

Закрепление знаний и представлений об осени как времени года, сезонных изменениях в природе.

Активизация и обогащение словаря по теме «Краски осени».

 Закрепление знаний о деревьях, развитие умения соотнести форму листочка с деревом

Развиваются психические процессы у детей: внимание, память, мышление,  цветовое восприятие. Владеют навыком работы с интерактивным столом «Алмаз».

Используемые технологии

Информационно - коммуникативные

Предварительная работа

-Рассматривание плакатов, картинок с изображением осени , деревьев, листьев;                                                                              - Беседы об осенних изменениях в природе, о деревьях, о осенних листьях, их форме, цвете размере;

 -Чтение художественной литературы: А. Плещеев «Осень», «Осенняя песенка», Е. Трутнева «Осень», А. С. Пушкин «Унылая пора»   

 - Экскурсия детей по территории детского сада, наблюдение за осенними деревьями, листопадом;

-Дидактические игры «Времена года», «С какого дерева листок?»  «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек» и др.

-Разучивание разминки «Мы – осенние листочки»

Словарная работа

Закрепление  предметного словаря (название деревьев: береза, клен, осина) и  словаря  признаков (круглый, овальный, треугольный). Обогащение: листопад.

Оборудование

 Интерактивный стол «Алмаз». Картинки с изображением осенних пейзажей, деревьев листьев. Письмо в конверте.

 

Этапы НОД

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы формы и приемы

Предлагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Формирование интереса к содержанию НОД. Вовлечение детей в предстоящую деятельность. Обсуждение и решение проблемной ситуации.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель приветствует детей, задает положительный настрой.

Воспитатель: Мы ладошками коснулись, и друг другу улыбнулись, ты мой друг и я твой друг, как прекрасен мир вокруг!

Воспитатель показывает детям письмо.

Сегодня  нам с вами пришло письмо. Хотите узнать от кого оно? Для этого нужно отгадать загадку: 

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают

Что за время года спросим?

Отгадали,  это……

Дети: Осень

Воспитатель: Да, ребята, это письмо от осени. Давайте его прочитаем:

Письмо: На лесной опушке

Я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник

И разделись клены

И зазолотились листья у берёзы

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес

Воспитатель: Ребята, принимаем приглашение осени. Отправляемся в путь.

Словесный.  Наглядный. Коллективная беседа. Сюрпризный момент.

Приветствуют друг друга ладошками.

Слушают загадку и отгадывают ее.

 Положительный эмоциональный настрой.

Сформирована мотивация детей на включение в деятельность.

  2

Основной этап

Закрепить представление об осенних изменениях в природе.

Развивать умение соотносить образную речь с предметом.

Закрепить обобщенные понятия.

Обогащать словарный запас детей за счет введения нового  понятия (листопад)

Развитие мелкой моторики рук; формирование способности соотносить слово с действием

 

Развивать цветовое восприятие, внимание, учить различать листочки по цвету, форме и размеру.

Развивать мышление, внимание, умение  правильно отвечать на вопросы

Предупреждение утомляемости детей

Закрепить у детей знания о деревьях, развивать умение соотносить форму листочка с деревом, развивать мышление цветовое восприятие, внимание.

Воспитатель: Ребята, чтобы попасть в лес, нужно отгадать, на какой картинке изображена осень 

  На Интерактивный стол выводятся картинки  с изображением времен года.

Дети показывают правильную картинку.

Воспитатель: Ребята, давайте  еще раз повторим приметы осени

 Дети: Идут дожди, птицы улетают в тёплые края, трава желтеет, вянут цветы,  листья на деревьях становятся жёлтыми и облетают на землю

 Воспитатель: Правильно, ребята, деревья готовятся к зиме и сбрасывают листву, они защищают себя. И разноцветные листья летят и плавно опускаются на землю. Это называется – листопад.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, а теперь приготовим пальчики и немного поиграем

Пальчиковая гимнастика:

Ветер по лесу гулял

Ветер листики считал:

Вот –дубовый,

Вот- кленовый,

Вот- рябиновый, резной,

Вот – с берёзы золотой,

Вот- последний лист с осинки,

Ветер сбросил на тропинку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш волшебный стол, что случилось! Прочитаем письмо дальше.

 Злая волшебница заколдовала осень и окрасила все листочки в белый цвет. Помогите веточке вновь окраситься в осенние цвета. Выбирайте листочки только осеннего цвета. Будьте внимательны, все листочки разного размера.

Интерактивный стол «Алмаз» игра «Осенние листочки»

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Расколдовали осень! Посмотрите, в конверте осень нам положила ещё задание, я буду задавать вопросы, а вы отвечать «да» или « нет»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто, часто льют дожди?

Достаём мы сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же нужно делать, куртки, шапки одевать?

Воспитатель: Ребята, молодцы, всё правильно ответили, а сейчас мы с вами превратимся в осенние листочки и поиграем

Физ. разминка «Мы- осенние листочки»

Мы - осенние листочки

Мы на веточках сидим

Ветер дунул полетели

Мы летали, мы летали

Перестал дуть ветерок

Собрались мы все в кружок

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул

Все листочки вдруг полетели

И на землю тихо сели

Воспитатель: Ребята, нам  осень написала, что она забыла с какого дерева какой листик, и она просит нас помочь ей, определить, чей листочек.

Интерактивный стол «Алмаз» игра «Чей листочек»

Словесный. Наглядный.

Применение ИКТ технологий (Интерактивный стол «Алмаз»).

Словесный. Наглядный.

Словесный, практический

Словесный, наглядный, практический

Применение интерактивного стола «Алмаз»

.

Словесный

Словесный наглядный

практический

Наглядный,

Словесный. Практический.

Применение ИКТ технологий (Интерактивный стол «Алмаз»).

Ребенок находит правильную картинку на столе и выбирает рукой изображение с ней.

Называют приметы осени.

Дети повторят слово листопад

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

Дети по -очереди подходят к столу и выбирают  подходящие листочки по цвету, форме и размеру

Дети внимательно слушают вопросы и правильно отвечают

 

Выполняют физические упражнения.

Дети внимательно смотрят на листочек и соотносят его с деревом.

Закрепляются знания детей об осенних изменениях в природе.

Развивается память, мышление, внимание, наблюдательность, речь.

Закрепляются  навыки работы с интерактивным столом «Алмаз».

Закрепление нового понятия - листопад

Развивается мелкая моторика, координация движений пальцев рук, активизируются речевые центры

Умеют правильно подбирать предметы по цвету, форме и размеру

Умеют слушать и отвечать на вопросы

Умеют выполнять физические упражнения  в соответствии с текстом.

Умеют правильно выбрать листочек,  назвать его и соотнести  с деревом,

3

Заключительный этап

Подвести итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания осени и нам пора возвращаться из леса в детский сад.

   Ребята, что запомнилось  вам в нашем путешествии в осенний лес, какая игра была самой интересной, что было трудно выполнять?

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, и поэтому вам осень передала подарки, корзинку с лесными яблочками.  

Словесная, коллективная беседа, рефлексия.

Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, что делали  на занятии, что понравилось, что заинтересовало, что было трудным.

Получают подарки.

Дети умеют делать выводы.

Развивается память.

Освоение рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: «На помощь Буратино»

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности  «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»д...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) у детей подготовительной группы на тему: «путешествие в Африку»

Цель занятия: расширение знаний о признаках зимы через экологическое, художественно-эстетическое и речевое развитие посредством дидактических игрМатериалы и оборудование: интерактивная доска, разрезны...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста:«Смешение цветов»

Цель:Формировать познавательный интерес детей через экспериментальную деятельность.Задачи:Обучающие:-  закрепить знания об осени, ее дарах (фруктах, овощах);-  учить смешивать краски для пол...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Здравствуй, Зимушка-зима».

Цель: Создание условий для развития у детей элементарных  математических представлений в совместной игровой деятельности.Задачи:- Содействовать формированию представления о четырехугольнике на ос...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Путешествие в королевство Математики».

Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.Задачи: - продолжать развивать понимание отношения рядом стоящих чисел в пределах 10 - закреплять умение делит...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10».

Цель:«Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10.оздание условий для решения и составления математических задач с использованием «ч...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшей группы "Командировка на Байкал"

Технологическая карта данного педагогического мероприятия предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющую актуальную направленность - систематизацию знаний детей о живой природе в приба...