"Путешествие по России". Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию .
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Писарева Ирина Витальевна

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_rossii.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

"Путешествие по России"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства. Продолжать учить детей решать проблемные ситуации, развивать логическое мышление, внимание, зрительную память.

 

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Материалы: Интерактивная доска. Изображения гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия, фильм «Моя Россия» снятый на основании фотографий и работ детей. 

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход

1. Организационный момент.

                         Что за чудо - чудеса:
                         Раз рука и два рука!
                         Вот ладошка правая,
                         Вот ладошка левая.
                         И скажу, вам, не тая,
                         Руки всем нужны, друзья!

Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
            ( Дети встают в круг, держась за руки.)

Собрались все дети в круг.

 Я – твой друг, и ты – мой друг.

 Крепко за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?

Стихотворение:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.

Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Если народ един, он непобедим.
Родину-мать учись защищать.
Герой – за Родину горой.
С родной земли умри, но не сходи.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Русский солдат не знает преград.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
У народа один дом – Родина.

             – Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь подойдем к карте.

– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.

– Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)

Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне.

(Звучит музыка “Паровоз”.)

Воспитатель: Станция называется “Государственная”

– Назовите столицу России. (Москва.)

– А кто расскажет стихотворение о Москве?

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя

Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (Д. А. Медведев.)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

– Найдите флаг нашей страны среди других. (Дети на интерактивной доске выбирают флаг России.)

– Молодцы!

        -А теперь расскажите, что означают цвета на нашем флаге? (Белый – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет силы. Это кровь пролитая за Родину.

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Дети на интерактивной доске выбирают герб России.)

– Кто знает стихотворение про герб?

Стихотворение:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

        -А какие знакомые гербы вы еще видите на этом слайде?

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна.)

Воспитатель: Мы отправляемся дальше. Станция называется “Лесная”.

Как леса изображены на карте России?

– Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т.д.)

Д/и «Найди лишнее». (На интерактивной доске изображение деревьев. Дети должны назвать деревья, которые не произрастают на территории лесов России).

– Но в лесу растут не только деревья. Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете? (Медведь, лиса и т.д.)

Д/и «Найди лишнее». (На интерактивной доске изображение животных. Дети должны назвать животных, которые не обитают на территории лесов России).

– А каких птиц вы знаете? (Дятел, скворец и т.д.)

Д/и «Найди лишнее». (На интерактивной доске изображение птиц. Дети выбирают птиц, которые не обитают на территории лесов России).

- Природу России многие художники изображали в своих картинах. Многие из них мы с вами рассматривали на занятиях. Давайте вспомним некоторые из них и еще раз на них посмотрим.

(На экране появляются картины Шишкина, Левитана. Дети рассматривают и называют их).

- Как человек должен вести себя в лесу?

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Давайте беречь и охранять  природу.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

– А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.

Воспитатель: Следующая станция называется “Географическая”

– Здесь нам надо решить кроссворд. По написанному слову догадайтесь, о чем пойдет речь. Какое слово, прочитайте. (Слово РЕКА.)

– Правильно. Реки России – могучие, полноводные реки, несут свои воды в моря и океаны. Как изображены на карте реки? Слушайте мою первую подсказку.

1. Самая большая река России, которая протекает и в нашем городе? (ВОЛГА)

2. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА)

3. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)

4. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)

Воспитатель: Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.)

– Еще в нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Казань, Владивосток и т.д.) Правильно. Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция называется “Географическая”

– Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.

Следующая станция “Мастеровая”.

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке.

 Что это? (Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Покажите нам ее. (Дети подходят к коробу с предметами народно-прикладного искусства и выбирают матрешку.)

– Следующая загадка.

 Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)

(Далее работа ведется аналогично)

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.
 

Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
 

Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)
 

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные! (Жостовский поднос)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. А сейчас вас ожидает сюрприз. Мы с вами сейчас посмотрим фильм, который составлен из ваших работ. Раньше мы уже смотрели фильм, который был поставлен на основе фотографий о природе. А в этом фильме природу России будет показана вашими рисунками и поделками.

(Дети вместе с воспитателем просматривают фильм положенный на песню о России.)

Воспитатель: На этом наше путешествие по России закончилось. Многое мы вспомнили, многое узнали. А теперь пора возвращаться домой, в свой любимый детский сад.

Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Если народ един, он непобедим.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Народное братство дороже всякого богатства.
Родину-мать учись защищать.
Герой – за Родину горой.
Главное в жизни – служить отчизне.
В бою за отчизну и смерть красна.
С родной земли умри, но не сходи.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Напоролись враги на русские штыки.
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
Русский солдат не знает преград.
Слава русского штыка не померкнет никогда.
Знает весь свет – твёрже русских нет.
Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова.
Москва всем городам мать.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.
Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.
Москва, что гранит: никто Москву не победит.
За Москву-мать не страшно умирать.
Москва – всем городам мать.
Москва – всем столицам голова.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Дорога матушка-Москва: за золото не купишь, силой не возьмёшь.
Москва верстой далека, а сердцем рядом.
Москвой-столицей весь народ гордится.
Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.
Москва не сразу строилась.

Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
У народа один дом – Родина.
Нет сына без отчизны.
Родина – всем матерям мать.
Родина – мать, чужбина – мачеха.


Береги Родину, как зеницу ока.
Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
В своём доме и стены помогают.
Дома и стены помогают.
За морем теплее, а у нас светлее.
И пылинка родной земли – золото.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Дым отечества светлее чужого огня.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
На чужой стороне и весна не красна.
Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.

Русский человек добро помнит.
Русские долго запрягают, но быстро едут.
Русский терпелив до зачина. Русский задора ждет.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
На Руси не все караси — есть и ерши.
Русский человек любит авось, небось да как-нибудь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД для детей подготовительной группы по познавательному развитию «Путешествие на северный полюс».

Цель: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе. Закрепить знания детей о среде обитания белых медведей на северном полюсе. Задачи:Образоват...

Занятие для ребят подготовительной группы по познавательному развитию « Путешествие на остров математики»

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры - « Путешествие на остров математики»Задачи:·       Закреплять умение ...

Конспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию с использованием ИКТ «Путешествие с Жужей»

Конспект образовательной деятельности разработан для детей средней группы с применением современных цифровых технологий...

Конспект занятия (ООД) в подготовительной группе по познавательному развитию на тему: «Путешествие в лабораторию»

Конспект занятия (ООД) в подготовительной группе по познавательному развитию на тему: «Путешествие в лабораторию»...

Конспект занятия (ОДД) в подготовительно группе по познавательному развитию на тему: «Цветик-семицветик»

Конспект ООД в подготовительной группе по познавательному развитию на тему: "Цветик-семицветик"...

Конспект занятия «Путешествие в страну Математики» для детей старшей группы по познавательному развитию.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», &l...

Методическая разработка "Занятие с детьми подготовительной группы по познавательному развитию "На помощь Фиксикам"

В конспекте отражена работа с геометрическими фигурами. разработанные дидактические игры для развития логического мышления.Где дети с помощью решения простых арифметических задач. Закреплять соседей ч...