6.02.2024 НОД «Знакомство с деревянными ложками».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Сальникова Галина Борисовна

....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной 

культуры для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Знакомство с деревянными ложками».

Цель:

  • обогащение представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки;
  • привитие устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете.

Задачи:

  • расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
  • воспитывать чувство любви и гордости к Родине,
  • продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

Ход занятия:

Воспитатель вносит сундучок в группу и загадочно говорит:

Чтобы догадаться, о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадку из чудесного сундучка.

Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка,

А поможет, есть их…  (ложка).

Воспитатель достаёт ложку металлическую и показывает её детям.

Воспитатель:

 Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда  появилась эта незаменимая помощница и из чего она была сделана?

Дети: Нет!

Рассказ воспитателя:

Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели пищу руками, у них не было огня и не было никакой посуды (рис. первобытных людей)

Но со временем люди научились добывать огонь, готовили еду на огне и есть руками, стало неудобно. Почему?  (ответы детей: еда была горячая, обжигала руки…)

Древнему человеку пришла мысль, что удобнее еду брать каким-нибудь предметом, так появилась первая ложка.

Самая первая ложка была сделана из камня (рис.ложка из камня)

Посмотрите, что у меня в руке? (показывает камень). Подержите его. Какой он? (ответы детей)

Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (ответы детей: неудобно, она тяжёлая…)

Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите, какими были первые ложки (рис.первые ложки). Делать такую ложку было очень сложно.

Воспитатель

На Руси самым простым материалом было дерево. Поэтому люди стали делать ложки, посуду, а затем и мебель из дерева. Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками.

 Воспитатель достаёт из-за ширмы деревянную ложку.

- Есть даже такая пословица: «Щи да каша - пища наша»

- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, в каких русских народных сказках есть упоминание о деревянных ложках? (ответы детей: «Три медведя», «Жихарка»…) Молодцы.

Игра «Перенесём картошку»

Две команды. Надо зачерпнуть деревянной ложкой картошку в чугунке и перенести её в тарелку. Кто быстрее справится.(звучит быстрая русская народная мелодия)

- Молодцы справились с заданием.

- Но  шло время, люди стали делать ложки не только из дерева.Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место - музей ложек. Хотите и вы побывать вместе  со мной?

- Давайте произнесём волшебные слова (раз, два, три – вот и в музее мы!) закроем глаза и покружимся вокруг себя один раз.

Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.

- Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны? Из металла (металлическая), из пластмассы (пластмассовая), из дерева (деревянная).

- Посмотрите внимательно на эти ложки (обращает внимание на деревянные ложки). 

- Люди издавна любили украшать предметы домашнего быта и придумали они ложки расписывать. Как можно сказать про ложки которые расписывают?

Дети: расписные.

- Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (люди – мастера)

Мы знаем, что ложки нужны для еды.

- А что ещё можно делать деревянными ложками? (играть).

Да, деревянные или металлические ложечки легко могут превратиться в музыкальные инструменты.

Игра « Найди пару»

Возьмите по одной ложке из корзинки, а пару для неё найдите на столе.

Звучит русская народная мелодия, дети играют на ложках.

-  Молодцы. Вам понравилось в музее ложек? (ответы детей)

- Но пришло время возвращаться нам обратно.

Давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова: Раз, два, три, вот и в группе мы!

 Ребята, что нового мы сегодня узнали?

  •  у ложечки есть история
  •  первые ложки делали из камня
  •  ложки делают из разных материалов
  •  на ложках можно играть
  •  есть музей ложек

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию. Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством. Деревянные ложки.»

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию.Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством.Деревянные ложки.»...

НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры по теме: «Знакомство с деревянными ложками».

Деревянные ложки —Постучи-ка немножко.Хочешь — вальс играй,А хочешь — суп хлебай!...

Конспект НОД "Знакомство с деревянными ложками"

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры...

Конспект Совместной образовательной деятельности по приобщению к истокам русской народной культуры в разновозрастной группе на тему: «Знакомство с деревянными ложками»

КонспектСовместной образовательной деятельностипо приобщению к истокам русской народной культурыв разновозрастной группе на тему:«Знакомство с деревянными ложками»...

Знакомство с деревянными ложками

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе Тема: «Знакомство с деревянными ложками».Цель:обогатить представления детей об истории возникн...