Проект «»Можно ли дать растению вторую жизнь?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Доронина Галина Владимировна

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mozhno_li_dat_rasteniyu_vtoruyu_zhizn.docx59.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 253»

(МБДОУ «Детский сад № 253»)

Проект «»Можно ли дать растению вторую жизнь?»

 

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 253»

Доронина Галина Владимировна

Барнаул 2023

Актуальность:

      Наш край – Алтайский край - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и

Ребенок должен осознавать, что каждое растение - это живой организм. Для нормальной жизнедеятельности он нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. Живой организм живет, удовлетворяя свои потребности, растет, развивается, размножается.

У детей должны быть знания о том, как человек использует природу, заботится о сохранности ее, а также и об отрицательном влиянии деятельности людей.

Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями. Все трудовые операции должны быть осознанными. Ребенок должен ясно представлять, что нужно делать, для чего (какие потребности живого организма должны удовлетворяться), как делать, какой результат будет получен.

Педагогу необходимо постоянно учить детей видеть красоту, уникальность и совершенство в каждом живом организме и подчеркивать, что живое живет только один раз, погибшее растение восстановить нельзя.

Работа с родителями по  воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно воспитать в детях  грамотную личность.

Тип проекта: информационно – творческий

Срок: долгосрочный

 

Цель  проекта:  создание условий формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о  способе  дать растению вторую жизнь

Задачи:

  1. Систематизировать   знания детей о многообразии растительного мира и его пользе в жизни человека.
  2. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображения, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.
  3. Развивать эмоционально – доброжелательные отношения к объектам природы в процессе общения с ними.
  4. Формировать представление и о пользе лекарственных растений.
  5. Воспитывать        осознанно – правильное, бережное        отношение к природе  Алтайского края.
  6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Планируемый результат:

дети должны знать:

- о многообразии растительного мира Алтайского края

- о лекарственных   растениях, способы их сбора и применения;

- стихотворения, загадки, рассказы о растениях;

 - как использовал человек растения в прошлом;

- как использовали растения  разные народы РФ в своей культуре

• Значение  растений и лекарственных растений в жизни человека.

Дети должны уметь:

- уметь засушить растение разными способами гербария;

- соблюдать правила поведения в природе;

- проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений;

- элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями в природе.

Для реализации задач, которые определены в проекте,  используются разные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с участниками образовательного процесса:

Формы:

- с детьми: групповые, подгрупповые и индивидуальные (д/ игры и упражнения, опытно-экспериментальная деятельность, наблюдения, художественно-творческая деятельность).

  • с родителями: групповые и индивидуальные (квест - игра,  консультации, выставки, беседы и т.д).

Средства: методические пособия, иллюстрации, средства наглядности, ИКТ, мебель, диагностический инструментарий, оборудование для игр и опытов, оборудование для продуктивных видов деятельности, природный и бросовый материал, настольные игры, труд в природе.

Методы и приемы: наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа,  анкетирование, дидактические игры,  упражнения, чтение художественной литературы, введение элементов соревнований, прослушивание  песенок, продуктивная деятельность (рисование, аппликация), рисование по трафаретам,  трудовая деятельность.

Целевая аудитория:

Проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Состав группы предполагает участие 20- 25 детей дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).

Работа по проекту проводится 1-2 раза  в неделю  в течение ……. месяцев, через трудовую, творческую опытно-экспериментальную деятельность, использование дидактических, подвижных игр, ИКТ и т.д.

 Этапы работы по проекту.

  1. Подготовительный

-выбор темы проекта и его разработка;

-изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме;

-подбор материала по теме;

-разработка перспективного плана по формированию представлений о растительном мире через использование занимательных игр и упражнений, трудовой и опытно-экспериментальной, совместной и самостоятельной деятельности детей;

- разработка консультаций для родителей.

- авторская разработка  дидактических  игр: «Лекарственные растения» и « Собери последовательность  способа сушки растения», анкета для детей  по теме проекта.

  1. Основной
  1. Выявить уровень сформированности представлений о растительном мире у детей.
  2. Отследить        динамику        уровня        сформированности         представлений        о растительном мире у детей через различные виды деятельности.
  3. Реализация перспективных планов работы с детьми.
  4. Дополнение предметно-развивающей среды.
  5. Разработка консультативного и наглядного материала для родителей.
  6. Организация  выставок        совместного  творчества        детей и родителей группы.
  7. Организация выставки  художественной литературы  по теме проекта.
  1. Заключительный  
  1. Пополнение уголка природы  коллекцией  плоскостного гербария  «Лекарственные растения Алтайского края»
  2. Альбом  лекарственных растений Алтайского края с описанием  информацией о растении.
  3. Выставка рисунков «Лекарственные растения»
  4. Выставка   книг о растениях   Алтайского края.
  5. Выставка продуктов «Вторая жизнь растению»
  6. Выставка творческих работ «Человек и природа»
  7. Организация и совместное проведение  квест – игры с детьми и родителями «Знатоки».
  8. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
  9. Разработка методических рекомендаций.
  10. Подготовка презентации проекта.

Перспективный план мероприятий

Мероприятие, форма

Задачи

Время

провед

1.Анкетирование (дети)

2.Аналитическая справка

(Приложение 1)

Выявить  знания  у детей старшего дошкольного возраста  по теме проекта.

ноябрь

(1 нед.)

  1. «Растения»

(занятие)

-Д/и: «Собери растение» (разработанное воспитанницей),

«Помоги растению».

- Экспериментирование

- Загадки

- Физкультминутка

 - Творческая деятельность    (Рисование «Чудо растение»).

(Приложение 2)

2.Чтение рассказа

 «Спор деревьев»  К. Ушинского.

  • Познакомить детей с разнообразием растений,
  • продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травянистые растения.

Знакомство со сказкой, закрепить представления о деревьях, воспитывать умение выслушивать педагога.

(2неделя)

1. «Растительный мир Алтайского края» (занятие)

- беседа

- рассматривание иллюстраций по теме

- физкультминутка

- творческая деятельность.

2. Выставка  книг о растениях

 (родители, дети, педагог)

 - рассматривание  и чтение художественной литературы  с выставки  книг о  растениях.

 (Приложение  3)

  • Продолжать формировать у детей знания о растительном мире Алтайском крае.

Знакомить  детей с  разнообразием художественной литературы, энциклопедий, справочников  о растениях.

(3 неделя)

1.Беседа «В лесу мы только гости». Правила поведения в лесу.

-презентация «Безопасность  детей – превыше всего»

(Приложение 4)

2. д/и: «Узнай и назови растение»

Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений.

Учить детей узнавать растения по характерным признакам.жение 5)

(4 неделя)

1.Беседа «Растения в истории человечества»

- рассматривание иллюстраций по теме.

(Приложение 5)

Познакомить детей с историей появления растений в жизни человека.

(1 неделя)

1.Беседа «Растения в культуре разных народов РФ»

-просмотр видео.

(Приложение 6)

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с использованием растений в культуре разных народов РФ. Познакомить детей с историями и  легендами о растениях этих народов.  (На выбор)

(2 неделя)

 1.Беседа «Травы»

-презентация

2. Составление детьми мини - рассказов  «Я -  ромашка….», «Я- подорожник..».

 

Познакомить детей с разнообразием трав, которые растут в нашем крае.

-

(4 неделя)

1.Выставка творческих работ  «Человек и растения» (дети и родители)

- оформление выставки педагогом

2. д/и: «Съедобное – несъедобное».

 Привлечь  родителей к совместной деятельности с детьми, формировать творческие  умения через изготовление поделок.

Закрепить знания детей о ядовитых и лекарственных растениях.

(неделя)

1.Беседа «Что такое лекарственные растения»

- презентация «Полевые цветы»

(Приложение 7)

- домашнее задание: (ребенок  и родитель) нарисовать

 «Лекарственное  растение Алтайского края», написать информацию о целебных свойствах этого растения.

 

Познакомить детей с лекарственными растениями родного края.

(2- 3 неделя)

1. Выставка  рисунков «Лекарственные растения»

- оформление  выставки рисунков «Лекарственные растения  Алтайского края» педагогом.

(Приложение 8)

- оформление альбома в группе «Лекарственные растения Алтайского края».

2. Просмотр мультфильма «Сказка

про лекарственные растения».

(ссылка в списке литературы)

Закрепить знания  детей  о лекарственных  растениях нашего края.

1.Беседа «Ароматерапия и фитотерапия»

(Приложение 9)

Дидактическое упражнение: «Определи по запаху».

 (Мята, укроп, лавровый лист, базилик, цикорий)

2.Консультация для родителей

Ароматерапия в детском саду и дома (рекомендации).

(Приложение    10)

Познакомить детей  старшего дошкольного возраста с такими понятиями как «Ароматерапия» и «Фитотерапия».

Узнавать  растения по запаху, уметь рассказывать о его лечебных свойствах; развивать свою связную речь, закреплять полученные знания в процессе этого интересного упражнения

Познакомить родителей с  ароматерапией, а также дать рекомендации по использовании  ароматерапии в детском саду и дома.

(4 неделя)

 1.Беседа «Значение растений в жизни человека»

-просмотр видеоролика «Природа и человек. Значение растений в жизни человека»

(ссылка в списке литературы)

 Формировать  у детей понимание роли растений в  жизни человека.

(   неделя)

1.Выставка продуктов.

«Вторая жизнь растениям»

- оформление  выставки  продуктов педагогом .

2. д/и «Лекарственные растения»

(авторская разработка педагога)

(Приложение 11  )

Закрепление  знаний у детей о использовании растений человеком.

Сформировать у детей знания о целебной силе лекарственных растений и их значении в жизни человека.

(1 неделя)

1.Вечер загадок,  стихов, рассказов  о растениях Алтайского края.

-изготовление картотеки.

2.Чтение рассказов А. Плешакова «Зеленые страницы»

Продолжать закреплять знания у детей о лекарственных растениях с помощью загадок, стихотворений, рассказов.

Обогащать знания детей о мире лекарственных растений, развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.

(2 неделя)

1.Беседа «Использование растений в современном мире.

- презентация

(Приложение   )

1.Беседа «Знакомство с гербарием. Способы сушки. Правила сбора».

- рассматривание коллекции гербария

- презентация «Способы сушки гербария».

- домашнее задание на лето: найти  растение  или лекарственное растение и  засушить любым способом.

 2.Консультация для родителей: «Как сделать гербарий»

(Приложение  ).

Познакомить детей с гербарием (сбор, засушка, оформление)

(3 неделя)

1.Квест - игра с  детьми и родителями «Знатоки» с

использованием авторских д/и: «Лекарственные растения» и «Собери последовательность разным  способом  сушки растения».

 

2.Словесно – дидактическая игра«Вылечи куклу» 

Развивать у родителей интерес к совместному времяпровождению со своими детьми, повысить активность родителей и детей, побудить размышлять, анализировать.

 Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Закрепить знания о лечебных свойствах растений, учиться находить правильное решение в проблемной ситуации. Уметь правильно определять лекарственные свойства растений для здоровья человека.

(4 неделя)

1.Анализ проделанной работы по проекту

2. Оформление альбома  плоскостного гербария «Лекарственные растения Алтайского края.

 (Приложение    )

(

Итоги проекта:

В ходе реализации проекта «Лекарственные растения» детям давалась необходимая сумма знаний о пользе и значении целебных растений для человека. При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.

В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье, критерием оценки проекта явилась, что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила поведения в природе. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: был обогащён опыт детей в уходе за растениями, методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.

В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей добротуэкологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Был собран материал о лекарственных растениях нашей станицы. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям.

В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Я считаю, что такой проект необходим детям старшего дошкольного возраста, так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.

Результаты

  1. Повышение уровня знаний о растительном мире Алтайского края.
  2. Развитие познавательных процессов: мышление, память, внимание.
  3. Развитие эмоциональной сферы детей.
  4. Активность и самостоятельность детей.

Список литературы:

  1. Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  2. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работу с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2013.
  3. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  4. Большая энциклопедия народной медицины. – М:. Эксмо, 2005 г.
  5. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. М.,1991.

Список литературы

  1. Абдуллаев        З.        Экологическое        отношение        и        экологическое        сознание.

//Филосовские науки.-1991, N2, С. 186-190.

  1. Боровская        Л.А.        Экологическая        направленность        натуралистической экскурсии в условиях города. //Начальная школа.- 1991, N8, С. 46-48.
  2. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
  3. Дежкин В. Беседы об экологии.- М.: Молодая гвардия, 1975.
  4. Дре Ф. Экология.- М.: Атомиздат, 1976.
  5. Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес. //Начальная школа.-1991, N7, С. 30-34.
  6. Залыгин С. Экология и культура. //Новый мир.-1992, N9, С. 3.
  7. Запорожец А.В. Психология действия. - М. – Воронеж: Академия, 2000. - 232 с.
  8. Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание, 1986.
  9. Зыков И.В. Календарь природы.- Кемеровское книжное издательство, 1963.
  10. Каленникова Т.Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии.- Минск: Народная асвета, 1989.
  11. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие.- М.: Педагогика, 1989.
  12. Лось В.А. Человек и природа.- М.: Политиздат, 1978.
  13. Мамедов Н.М. Проблемы экологии.- М.: Знание, 1989.
  14. Мы. - Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: «Детство – пресс», 2000. – 240с.
  15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебн.пособие для студентов сред.и высш.пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 420 с.
  16. Пирог В.В. На лесной полянке. Сказка о грибах. //Начальная школа.-1989, N5, C. 71-73.
  17. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1996. –56с.
  18. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования.

//Советская педагогика.-1988, N9, C. 31-35.

  1. Cухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радянская школа, 1972.
  2. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. //Филосовские науки.-1991, N11, C. 183-190.
  3. Урсул А.Д. Ускорение, интенсификация, экология. //Филосовские науки.- 1988, N4, C. 3-8.
  4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Академия, 1998. – 304 с.
  5. Ушинский К.Д. Собр. соч.- М., 1948, Т.4. – М.: Просвещение, 1996. – 600с.
  6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2010. http://www.maaam.ru/detskijsad/fgt-doshkolnogo-obrazovanija.html
  7. Экология Ханты-Мансийского автономного округа / Сост. Л.Н. Добринский, В.В. Плотников. – Тюмень: СофтДизайн, 1997. – 288 с.
  8. Федеральные государственные требования        к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования .-2010. - http://www.maaam.ru/detskijsad/fgt-doshkolnogo-obrazovanija.html
  9. Также были использованы материалы сети Интернет (http://nsportal.ru/detskii- sad/razvitie-rechi/didakticheskie...)
  10. Фестиваль педагогических идей первое сентября http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкурс «Семейные экологические проекты «Живая аптека» Дата:5-17 апреля 2014 г.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить...

Комнатные растения. Вторая младшая группа

альбом "Комнатные расиения", в кором рассказывается о комнатных растениях по прграмме для второй младшей группы....

Проект на тему " Мир Растений" для детей второй младшей группы.

Цель проекта:формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения.Задачи:Образовательные:Д...

Чтобы ребёнок писал грамотно, можно ещё дать следующие советы родителям:

     Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами по русскому языку 95 % не умеют играть в ролев...

Проект на тему «Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?»

Проект на тему «Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?»...

Проект "Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?"

Проект "Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?"...