Квест-игра "Волшебная карта паучка" по теме "Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Сараева Лидия Сергеевна

НОД по окружающему миру по теме "Птицы". Представлено в форме квест-игры для закрепления понятия перелетные и зимующие птицы. Расчитано на детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx772.37 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по окружающему миру «Волшебная карта паучка»

Тема: Птицы

Педагоги: Есютова В.Н., Сараева Л.С.

Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности.

Форма проведения: квест-игра.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности «Волшебная карта паучка».

Задачи:

  • создать условия для активизации и уточнения словаря: существительные: грач, скворец, ласточка, свиристель, синица, воробей, трясогузка, снегирь; прилагательные: перелетные, зимующие;
  • обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, принятия решения;
  • способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками, умения делиться на подгруппы и работать в них;
  • создать условия для проявления детьми творческой активности, инициативы и самостоятельности;
  • создать условия для развития представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (ориентировка в окружающей обстановке);
  • способствовать развитию логического мышления, познавательной и речевой активности, слухового внимания, используя современные и нетрадиционные методы и приемы квест-игры.

Ход:

Дети заходят в группу, сверху спускается по нитке паучок,

в паутине часть карты и записка

Дети: Кто это? Паучок…

Педагог: Ребята, откуда у нас в группе появился паучок? (высказывания детей) Зачем паучок спустился к нам? (высказывания, предположения детей) Как узнать, что нужно паучку? (высказывания детей) Давайте посмотрим, что в паутине у паучка. (воспитатель с детьми разворачивает паутину, дети достают часть карты и записку) Ребята, что это? (высказывания детей) Кто может прочитать записку? (если никто из детей не умеет читать, то в ходе дискуссии дети предлагают воспитателю прочитать  записку)

Содержание записки: Здравствуйте, ребята. У меня ветер случайно разорвал волшебную карту, и все ее части разлетелись. Я успел поймать только одну ее часть. Помогите мне найти оставшиеся 5 частей карты, используя подсказки.

Педагог: Ребята, что будем делать? (высказывания детей) Про какие подсказки говорил паучок?

(дети рассматривают часть карты, на ней нанесен крестик https://zabavnik.club/wp-content/uploads/red_cross_4_09144650-1024x584.png, дети рассуждают, что видимо это и есть та самая подсказка и определяют в какой части группы она находится.   Далее дети находят это место, и обнаруживают ведро с яйцами от киндер-сюрпризов, к ведру приклеена записка: разделитесь на команды, используя содержимое ведра)

Ну, ничего себе! Что будем делать? (открывать яйца) Тогда давайте возьмем по киндеру и посмотрим, что в них. (каждый ребенок открывает свой киндер и достает из него картинку, на картинках изображены птицы) Ребята, что вы нашли в киндерах? (картинки птиц) Как будем делиться на команды? (рассуждения детей, если дети затрудняются педагог задает вопросы: Назовите своих птиц. (синица, воробей, снегирь, ласточка, скворец, свиристель, грач, трясогузка) Что вы можете сказать об этих птицах? Все ли они живут всегда рядом с нами? Назовите птиц, которые живут всегда рядом с нами? (воробьи, голуби, вороны) Какие птицы прилетают зимой? (снегири, синицы) Значит, как можно назвать этих птиц? (зимующие) Как называют птиц, которые улетают от нас осенью, а прилетают весной? (перелетные) Назовите перелетных птиц. Значит, на какие команды можно разделиться? (команда перелетных птиц и команда зимующих птиц)

Дети делятся на команды

Педагог: Ребята, давайте, чтобы нам не запутаться между собой наденем шапочки с условным обозначением своей команды. Каким цветом может обозначаться команда зимующих птиц, если эти птицы любят холод? (белым) А команда перелетных? (зеленым)

Дети каждой команды надевают шапочки с кругом соответствующего ей цвета: зеленого или белого. За каждой командой закрепляется педагог, который в дальнейшем и будет «направлять» детей.

Педагог: На команды мы разделились, что будем делать дальше? (предположения детей, воспитатель подводит детей к тому, что дети, видимо, что-то пропустили, что-то еще не нашли, предлагает осмотреть найденный предмет – ведро, дети находят на его дне с внешней стороны 2 стрелочки белого и зеленого цвета) Почему здесь 2 стрелочки? Что вы заметили? (стрелочки имеют цвет, соответствующий цвету на шапочках детей) Тогда что будем делать? (команда зимующих птиц пойдет в направлении белой стрелочки, а команда перелетных птиц в направлении зеленой стрелочки)

Каждая команда находит свои стрелочки и идет в заданном направлении (они могут располагаться и на полу, и на стене) Каждая команда по стрелочкам выходит из группы и приходит к двери, на которой стоит крестик и приклеена записка. Дети с педагогом читают записку: Откройте двери, по стрелочкам найдите конверт.

 

1 команда

На конверте надпись

Игра «Собери картинку»

2 команда

Муз.колонка, на ней конверт с надписью 

«Узнай птицу по голосу»

Дети собирают разрезную картинку - воробей (пазлы)

Внизу картинки надпись:

Я веселый воробей,

У меня полно друзей,

Больше всех дружу с синичкой,

Желтогрудою сестричкой.

В зале вы ее найдите,

Карту паучка возьмите.

Педагог включает колонку, дети слушают голоса птиц и определяют название птицы

Звучит голос: Молодцы, ребята! Всех птиц по голосу узнали, а подсказку не забрали. Стульчик голубой ищите, что найдете – заберите!

Дети находят часть карты, на которой крестиком обозначено помещение, в которое нужно прийти

Далее команды, согласно инструкции меняются помещениями и соответственно выполняют задание предыдущей команды

2 команда

На конверте надпись

Игра «Собери картинку»

1 команда

Муз.колонка, на ней конверт с надписью 

«Узнай птицу по голосу»

Дети собирают разрезную картинку - воробей (пазлы)

Внизу картинки надпись:

Я веселый воробей,

У меня полно друзей,

Больше всех дружу с синичкой,

Желтогрудою сестричкой.

В зале вы ее найдите,

Карту паучка возьмите.

Педагог включает колонку, дети слушают голоса птиц и определяют название птицы

Звучит голос: Молодцы, ребята! Всех птиц по голосу узнали, а подсказку не забрали. Стульчик голубой ищите, что найдете – заберите!

Каждая команда находит часть карты и флажок.

На карте крестиком отмечен спортивный зал.

Каждая команда идет в спортивный зал, на двери зала крестик и приклеена записка.

Педагог читает записку: Зайдите в спортивный зал, прикрепите к стойке флажок, дождитесь вторую команду.

Когда собираются в зале обе команды, педагог организует детей

Педагог:

Вы ребята не ленитесь –

По командам становитесь!

Каждая команда встает друг за другом рядом со своим флажком.

Со стойки флажка педагог снимает записку.

Содержание записки: быстро ответьте на вопросы и перелетите на другой берег.

Блиц-вопросы:

1.Чем птица рулит? (хвостом)

2.Как зовут детеныша птицы? (птенец)

3.Откуда появляются птицы? (из яйца)

4.Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

5.Чем покрыто тело птицы? (перьями)

6.По какой птице можно определить погоду? (ласточка)

7.Из чего птицы строят гнезда? (веточек, травинок, песка)

8.Какую птицу называют белобокой? (сороку)

Педагог: Молодцы! Отлично справились с заданием, значит, можно отправляться на другой берег. Но для этого нам надо как-то пройти болото. А помогут нам в этом кочки. Главное не оступиться и не провалиться в болото.  Каждый участник команды должен по кочкам перебраться на другой берег. Здесь лес густой, поэтому птицы летать не могут, а могут только прыгать. Итак, начали!

Игра «Пройди по кочкам»

Педагог: Ну, вот мы и перебрались с вами на другой берег – песчаный. (перед каждой командой стоит коробка с песком, на коробке с песком записка: ищи подсказку в песке). Где-то в этом песке спрятана подсказка, надо ее найти. (в 1 коробке с песком спрятан ключ и записка

  http://www.plazmedia.com/wp-content/uploads/2015/11/Emergency-locksmith.jpg          http://ww1.prweb.com/prfiles/2007/06/06/531711/DESlockBluePlus.jpg            http://www.plazmedia.com/wp-content/uploads/2015/11/Emergency-locksmith.jpg          https://www.passionforum.ru/upload/159/u15989/118/cdca2eb6.png     http://www.plazmedia.com/wp-content/uploads/2015/11/Emergency-locksmith.jpg, во 2 коробке с песком  - ключ и

картинка с изображением сказочного героя в муз.зале).

В ходе рассуждений дети приходят к выводу, что надо 2 ключика обменять на один у героя в муз.зале. Все дети идут в зал, где их встречает сказочный герой.

Сказочный герой: Здравствуйте, ребята! Ну, что, принесли мне два ключика? (дети отдают ключи) Молодцы. Решите мою задачку, отдам вам этот ключ.

Игра «Найди лишнее»

https://fs00.infourok.ru/images/doc/121/142017/img13.jpg

(ласточка, все остальные домашние птицы)

https://dsdnr.ru/upload/000/u0/6/2/ff5dd757.pnghttps://img.labirint.ru/images/comments_pic/1321/5_22b6e1f3b269edbaa8de233284625442_1369119580.jpg

(скворец, все остальные зимующие)

https://st.depositphotos.com/2125603/2253/i/950/depositphotos_22531867-stock-photo-bird-nest-empty.jpg https://c.pxhere.com/photos/79/9b/nest_tree_bird's_nest_branches-719427.jpg!d http://vse-postroim-sami.ru/wp-content/uploads/2014/03/71.jpg http://amacumara.ru/wp-content/uploads/2013/12/2bby3Lp-Ets.jpg

(скворечник, сделан человеком, все остальное птицами)

Сказочный герой: Молодцы, ребята. Берите ключ. Желаю вам успехов, до свидания.

Педагог: Ну, что, ребята, ключ у нас есть, осталось найти замок и открыть его.

Дети находят сундучок с замком, открывают, достают последнюю часть карты.

Сверху спускается паучок с запиской.

Содержание записки: Спасибо, вам, ребята, вы нашли все части карты, соберите ее и вы получите приз.

Дети собирают карту, на которой обозначено место, где находится приз. Далее дети находят коробку, открывают, достают паутинку и конфеты. Решают, что паутинка для паучка, а конфеты для детей. Отдают паучку паутинку и карту, прощаются с паучком и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по одной из сюжетных картинок (тематический набор сюжетных картинок).

Цель. Формирование  навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной воспитателем из серии сюжетных картинок «Бумажный кораблик».Задачи-  учить детей пр...

Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"

В своей работе, обучая детей рассказыванию, я использую современную образовательную технологию-мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц...