Технологическая карта НОД по окружающему миру средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Заболоцкая Полина Сергеевна

Цель занятия: знакомство с распространением, свойствами, значением воздуха для жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologieskaya-karta_nod_okrzh_mir.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме: «Воздух»

ФИО: Заболоцкая Полина Сергеевна

Тип НОД: первичное ознакомление с природным объектом: воздухом, путем проведения экспериментов.

Форма организации: групповая (8-12 чел.)

Тема занятия: «Воздух»

Возрастная группа: средняя группа

Цель занятия: знакомство с распространением, свойствами, значением воздуха для жизни.

Задачи занятия:

Образовательные: актуализировать знания детей о воздухе; познакомить со способами обнаружения воздуха (где прячется воздух?); опытным путем выявить свойства воздуха (какой воздух?); со значением чистого воздуха для жизни (зачем нужен воздух?).

Развивающие: продолжать развивать мышление: на основе наблюдений делать выводы о свойствах воздуха; устанавливать причинно- следственные связи; память: запомнить свойства воздуха; наблюдательность; умение слушать, отвечать на вопросы полным ответом.

Воспитательные: воспитывать желание изучать природные объекты: воздух; осознание необходимости защиты воздуха от загрязнения.

Технология: ТРИЗ, автор Альтшуллер Г.С. «Алгоритм изобретения», «Творчество, как точная наука»

Планируемые результаты занятия: дети вспоминают то, что знают о воздухе; узнают способы обнаружения воздуха; свойства воздуха; значение воздуха в жизни человека; опыты для изучения свойств воздуха; будут учиться проводить, наблюдать опыты, делать выводы; работать в парах, плодотворно взаимодействовать друг с другом; слушать, поддерживать беседу, оценивать результат своей деятельности; осознают значение воздуха и необходимость защиты его от загрязнения.

Средства обучения: материалы: кусочек апельсина, ванилин, чеснок, лук, емкость с водой, минеральная вода, кусочки пластилина, термос с горячей водой, листы бумаги и простые карандаши;

Оборудование: веера, соломинки или пластиковые трубочки, пластиковая бутылочка 0,5л., воздушные шарики, кружочки красного и зеленого цвета, ноутбук, интерактивная доска, мольберт; наглядные: карточки – схемы, картина соснового леса.

Структура НОД

Этапы, продолжи тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы и приемы

Средств а

обучени я

Планируемые результаты

1.

Организо

Ребята, я рада видеть вас. У меня очень

Дети показывают свое

Умеет

Мотивация

вать и

хорошее настроение. А какое настроение у

настроение мимикой лица.

управлять

деятельнос

создать

вас? Покажите свое настроение улыбкой,

Дети берутся за руки и

своим

ти детей

положите

грустью, недовольством на лице.

улыбаются друг другу.

поведением,

льный

Возьмитесь за руки и подарите друг другу

соблюдает

эмоциона

улыбки, чтобы наше хорошее настроение

общепринятые

стало общим

льный

настрой

нормы

поведения

2.Актуализ ация опорных знаний.

Выявление проблемы.

Актуализ ировать знания

детей о воздухе, заинтерес овать

проведен ием

исследова ний,

выявить проблему.

Нам на электронную почту пришло сообщение от Лунтика, который в настоящее время гостит на Земле. Он

обращается к вам с просьбой ответить на несколько вопросов. Давайте прочитаем его письмо: «Ребята, на Луне, где я

родился, нет воздуха. А на вашей планете, как сказал мой друг Кузя, воздух есть. Я его искал, искал, но нигде не нашел.

Помогите мне найти, где же прячется этот таинственный воздух, какой он и для чего он нужен? Ваш друг Лунтик». Вот с какой просьбой обратился к нам Лунтик. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что мы сегодня будем

выяснять? Какой бывает воздух? Зачем он нужен? Где он прячется? Что вы знаете о воздухе? Где лучше всего искать ответы на вопросы?

Дети внимательно слушают

Дети отвечают на

вопросы, предполагают. Дети предполагают, что это лаборатория,

переходят в

«лабораторию»

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Ноутбук (письмо в

конверте

);

рисунок Лунтика

.

Умеет слушать, отвечать на вопросы

воспитателя Умеет

планировать свои действия

3. Решение проблемы Первичное закреплени е

Физ. минутка

Первичное закреплени е

Выявить методы обнаруже ния воздуха; опытным путем свойства воздуха и значение его.

Где прячется воздух?

Ответить на этот вопрос нам помогут опыты. №1.Возьмите соломинки и подуйте в воду в стакане через соломинки.

- Как в воде образовались пузырьки? Пузырьки – это воздух, мы выдыхаем воздух.

Выберите из рисунков – символов тот, который подходит к нашему опыту.

№2. У вас на столах стоят стаканы. Как вы думаете, есть ли в них что-нибудь?

Возьмите стакан, немного наклонив опустите в емкость с водой.

Дети дуют в воду через соломинку, наблюдают пузырьки и делают вывод, что выдыхали воздух.

Сравнивают рисунки- символы и выбирают подходящий.

Наблюдают, делают выводы

Наклонно опускают стакан в емкость с водой, наблюдают пузырьки и

делают вывод, что в

Экспериментирова ние

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Экспериментирова ние

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация Опыт

Стаканы с водой, соломин ки Рисунки

-

символы Емкость с водой, пустые стаканч ики

Умеют

работать в паре проводить опыт,

наблюдать,

делать вывод.

Умеет

сравнивать, анализировать, делать выводы, умеет

сравнивать

-Что появляется на воде? Откуда взялись пузыри? Выберете рисунок-символ к нашему опыту.

Как доказать, что воздух окружает нас? Возьмите веер и помашите возле лица. Что почувствовали?

Где прячется воздух? Какой воздух? (свойства)

Мы доказали, что в стакане воздух. Физ.минутка:

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо- влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо- влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

  1. Какого цвета воздух? Сравните с цветом кружков.

Какой знак – символ подходит к нашему свойству воздуха?

  1. О каком свойстве воздуха говорит тот факт, что мы через воздух видим все предметы.

стакане был воздух. Сравнивают рисунки- символы и выбирают нужный.

Дети высказывают предположения.

Машут веером перед лицом и ощущают

движение воздуха, делают вывод о том, что воздух

окружает нас.

Дети делают вывод, что воздух всюду.

Наблюдают, делают вывод, что воздух не имеет цвета

Выбирают рисунок- символ: «воздух-

бесцветный»

Делают предположение, что воздух прозрачный. Выбирают рисунок- символ путем сравнения, анализа, синтеза.

Дети делают вывод, что воздух движется

Дети предлагают рисунок Дети закрывают глаза и определяют запах.

Дети делают вывод, что воздух не имеет запаха Предлагают рисунок – символ

Дети высказывают предположение

Дети наблюдают, что

пластилин сначала падает

Беседа

Наглядный Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация Моделирование свойства – рисунок-символ

Экспериментирова ние

Проблемная ситуация Мозговой штурм Проблемная ситуация

Экспериментирова ние

Игра

Наглядный:

демонстрация опыта

Проблемная ситуация Рассказ

Рассказ-объяснение

Рисунки –

символы Веер Стакан, кружки красного

,

зеленого цвета Рисунки

-

символы Рисунки

-

символы Рисунки

-

символы Апельси н, лук, чеснок, ванилин Рисунок –символ Воздуш ный шар Бутылка

, шарик, сосуд с горячей водой, холодно й.

Рисунок

-символ

Действует по инструкции воспитателя, наблюдает,

делает вывод.

Умеет

высказывать свое суждение, наблюдать,

делать вывод.

Умеют

поддерживать беседу,

отвечать на вопрос полным ответом

Умеют

работать в паре,

сравнивать,

делать выводы Умеют

высказывать свое суждение, сравнивать,

делать выводы. Умеют делать выводы из

самонаблюдени я, изобразить свойство рисунком- символом

Умеют

работать в

парах, слушать инструкцию

Подберите рисунок-символ к свойству – прозрачность.

  1. О каком свойстве воздуха мы узнали, когда чувствовали движение воздуха у лица?

Как изобразить движение воздуха с помощью рисунка – символа?

  1. Имеет ли воздух запах?

В парах определите запах с закрытыми глазами

I пара – апельсин

  1. пара –чеснок
  2. пара – лук
  3. пара – ванилин

Если в помещении ели апельсин,

пользовались духами или чем-то еще, то воздух будет распространять запах этого вещества или продукта. Так имеет ли свой запах воздух?

Придумайте рисунок-символ: воздух не имеет запаха.

  1. Как вы думаете, что легче вода или воздух?

Проведем опыт, чтобы ответить на вопрос.

Налейте в стакан минеральную воду и бросьте в него маленькие кусочки

пластилина.

Каким рисунком-символом можно обозначить легкость воздуха.

Можно ли с воздухом играть?

Я предлагаю вам поиграть с воздушным шаром. Почему он так называется?

  1. Что происходит с воздухом при нагреве, при охлаждении? Узнаем с помощью опыта.

на дно, затем всплывает и снова падает, обсуждают причины увиденного и

делают вывод, что воздух легче воды.

Ответы детей

Предположения детей Дети наблюдают,

сравнивают, делают

вывод, что при нагревании воздух расширяется, при охлаждении –сужается.

Анализируют, делают вывод

Обобщают результаты опытов

Слушают рассказ мед. сестры

Рисунки

-

символы Картина сосновог о леса

взрослого, самостоятельно делать вывод из опыта Проявляют

творчество при предложении рисунка-

символа Способны решать

проблемную ситуацию путем

наблюдения за опытом

Умеют координироват ь движения рук при ловле

шарика Умеет

наблюдать, анализировать опыт, делать вывод

Способны отвечать полным

ответом на вопрос, обобщать Умеет проводить

самонаблюдени я и делать

выводы; умеет

На пустую бутылочку я надеваю воздушный шарик и опускаю ее в горячую воду.

-Что наблюдаете?

Шарик надувается. Погружаю бутылочку в холодную воду. Шарик сужается.

Подберите рисунок-символ к этому свойству.

По рисункам-символам расскажите о каких свойствах воздуха дети узнали? Зачем нужен воздух?

-Для чего нам нужен воздух?

Глубоко вдохните, глубоко выдохните. Воздух необходим для дыхания, для жизни.

Но не любой воздух полезен для здоровья человека. Об этом нам расскажет

мед.сестра.

-Какой воздух полезен для организма человека?

слушать, анализировать рассказ, делать вывод

Закреплен ие

Определи ть уровень усвоения материала

,

обобщени е и

закреплен ие

Итак, что мы расскажем о воздухе Лунтику.

-Где прячется воздух?

- О каких свойствах воздуха узнали из опытов?

-Зачем нужен воздух для человека?

Ответы на основе рисунков-символов

Обобщающая беседа

Рисунки

-

символы

Способны обобщать,

рассказывать, объяснять причину

явления

Рефлексия

Детей оцениван ие

результат а своей

деятельно сти

Лунтику нравится на Земле, он любит солнце и небо. Если вам было интересно прикрепите лучик солнышка, если не

очень, то тучку на небо.

Прикрепляют лучик или тучку на доску

Наглядный метод

Части солнца: диск, лучики; тучки

Умеют оценивать

результат своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта конспекта по окружающему миру "Тайна птичьего мира"

уточнять и расширять представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособления их среде обитания- развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику-расш...

Технологическая карта занятия по окружающему миру для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Полезный и опасный огонь»

Цель занятия:  формировать у детей представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, через использование интерактивной игрыЦель занятия для ребенка: изучить пра...

Технологическая карта НОД по окружающему миру "От хлебушка к зернышку" старшая группа

Технологическая карта НОД по окружающему миру "От зернышка к хлебушку"...

Технологическая карта для детей дошкольного возраста средней группы при ознакомлении с окружающим миром на тему: "Лесные дары".

Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром  на тему: "Лесные дары".Технологическая карта для детей ...

Технологическая карта для детей дошкольного возраста средней группы при ознакомлении с окружающим миром на тему: "Мебель".

Технологтческая карта для помощи в организации занятия по окружающему миру на тему "Мебель"....

Технологическая карта для детей дошкольного возраста средней группы по ознакомлении с окружающим миром на тему: "Какие краски у весны"

Технологическая карта для средней группы по ознакомлению с оружающим миром  на тему " Какие краски у весны",помогает педагогу подготовиться и провести интересное занятие....

Технологическая карта занятия по окружающему миру "Юпитер" в подготовительной к школе группе

Технологическая карта занятияФИО: Кичакова Евгения ИгоревнаОбразовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Тема занятия: Пла...