Кинетический песок
проект по окружающему миру (младшая группа)

Полякова Ирина Владимировна

 

Тип проекта : cреднесрочный, творческий, практический, игровой.

Участники проекта : дети, воспитатель, родители воспитанников.

      Срок реализации проекта : среднесрочный (сентябрь-январь).

      В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Одна из таких технологий – это песочная терапияПесок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей.

К. Д. Ушинский писал«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».

 

 

Практическая часть.

Кинетический песок — это пластичная и немного тягучая масса для лепки, состоящая на 98 % из очищенного кварцевого песка и лишь на 2 % — из безопасного полимера. Кинетический песок совершенно безопасен, а ещё экологически чист, ведь по нему не гуляют собачки, кошечки и птички, как во дворе. Благодаря своему натуральному составу он считается абсолютно гипоаллергенным. Не страшно, если ребенок попробует песок на вкус, но лучше избегать его попадания в рот, уши, нос и глаза.

Актуальность:

Игра является основной формой проявления активности ребёнка, важным фактором в становлении социального поведения, эффективности образовательного процесса.

В настоящие время кинетический песок, благодаря своим замечательным качествам, стал одной из самых популярных, желанных игрушек для детей дошкольного возраста.

   Цель:

 Развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речиразвитие сосредоточенности, концентрации внимания; формирование нестандартного творческого мышления.

  Игры с кинетическим песком помогают решать следующие задачи:

  1. Образовательные: создать условия для развития и совершенствования игровой деятельности с использованием кинетического песка, как инструмента в проведении дидактических, сюжетно – ролевых игр, упражнений; формирования трудовых навыков; сохранения и укрепления психического здоровья детей, обеспечивающее благополучное эмоциональное состояние.
  2. Развивающие: развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, внимание, мышление, связную и диалогическую речь, творческий, игровой замысел.
  3. Воспитательные: создать благоприятные условия для стабилизации эмоционального состояния детей, развития положительных впечатлений, коммуникативных навыков общения; доброжелательность, аккуратность в работе с кинетическим песком.

Методы и приёмы для осуществления проекта: рассматривание картин, иллюстраций; обучение способам и приёмам в художественном творчестве; отгадывание загадок; игры и игровые ситуации, сюжетные игры, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры.

Ожидаемые результат:

1.Усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
2. Развивается «тактильная чувствительность», как основа развития «ручного интеллекта».
3. Гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление, а также речь и моторика)
4. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
5. Создается комфортная обстановка для пребывания детей в группе, дети быстрее успокаиваются; устанавливаются более доверительные отношения между ребенком, педагогом и родителями.

  Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап
  -Перспективное планирование проекта
  -Создание необходимых условий для реализации проекта
  -Приобретение кинетического песка, подбор игрушек, атрибутов
  -Подбор игр с кинетическим песком.

  2.Основной этап
  -Знакомство с кинетическим песком, игрушками , атрибутами
  -Игры с кинетическим песком

  З. Заключительный этап
  -Анализ проведенной работы
 

 

Занятия с кинетическим песком приносят детям очень много радости и удовольствия, а также помогают ребенку развивать мелкую моторику рук, что имеет важное значение, потому что именно на кончиках пальцев находятся окончания рецепторов, от которых идет сигнал в речевой центр коры головного мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.
           Все дети любят играть с песком, но не всегда есть такая возможность (погодные условия; чистота и наличие самого песка на детских площадках).
  Кинетический песок не прилипает к рукам, хорошо лепится, не разлетается, и не рассыпается. Когда держишь его в руках он шевелится как живой.

 

Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют:

 

1.Рисование и подготовка руки к письму. Развитие речи.

Слова. Если ваш ребёнок учится читать и писать, попробуйте написать что-нибудь на песке! Техника почти та же, что и на бумаге, но процесс в тысячу раз интереснее. Здесь много идей на тему письма на песке.

Буквы . Учите буквы? И снова вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения. (вылепить первую букву своего имени).

 Счет. Во время игр с кинетическим песком, можно заниматься развитием малыша. К примеру еще осваивать счет. Лепим из песка пирожки, зовем гостей (в гости пришли  белочка, зайка, медведь и волк)– считаем, сколько пришло зверюшек в гости и сколько у нас пирожных. Думаем – хватит ли на всех или нужно приготовить еще?

2.Развитие мелкой моторики

 Игра «Необыкновенные следы». Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

Отпечатки  и Штампы. Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук. Дети обожают делать отпечатки, причём такого рода забава подойдёт даже годовалому малышу. Однако будьте осторожными с особенно дорогими игрушками — песок не оставляет следов, легко смывается, но, всё же, может попасть внутрь механизмов.

  1. Сенсорное восприятие

Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться. Несмотря на то, что он обладает свойствами влажного песка, он мягкий, сухой и немного прохладный на ощупь. Он не застревает под ногтями, не липнет, не колется. Именно кинетический песок широко используется в разных странах для занятий трудотерапией с детьми с аутизмом и отклонениями в развитии.

     Формы. Учить формы с помощью кинетического песка – одно удовольствие. Формы вылепить просто, например, с помощью фигурок от игр. Если их нет – воспользуйтесь формами для выпечки или столовым ножом (помните о безопасности).

4.Ролевые игры

Исследования показали, что для познавательных игр малышей и детей дошкольного возраста требуется минимальный реквизит. Обычно достаточно того, что есть под рукой. Реквизит облегчает символические игры. Например, посуда для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть где разгуляться! Можно утверждать, что дошкольные годы — отличный возраст для творческой реализации.

Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог.

Простой способ научить ребёнка пользоваться ножом. Представьте, что песок — это сливочное масло или хлеб, и приступайте. К слову, режется этот волшебный песок просто замечательно! Лучше использовать пластиковый нож.

 5.Упражнение «Укрась коврик»

Цель: продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка сохранять отпечатки, развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника, способствовать активизации творческой активности.

Ход:

Взрослый показывает, как он украсил коврик для куклы (Пупса). Предлагает детям украсить коврик, используя печатки, стеки, палочки, ракушки, камешки.

Обращает внимание на расположение узоров.

 

  Советы по хранению кинетического песка:

- Песок следует использовать при комнатной температуре и относительной влажности в помещении. В случае намокания песка необходимо дать ему самостоятельно высохнуть при комнатной температуре.

- В излишне сухих помещениях кинетический песок может несколько загрубеть. С целью восстановления его первоначальных свойств можно растереть в ладонях пару капель воды и немного поиграть с песком, после чего он снова станет пушистым.

- Песок не имеет собственного запаха, однако способен впитывать запах, исходящий от рук. Поэтому перед игрой следует вымыть руки и тщательно их вытереть.

- Хранить живой песок лучше всего в герметичном контейнере или закрытой надувной песочнице. Это предотвратит попадание в него влаги, пыли и посторонних предметов.

Кинетический песок рекомендуется держать подальше от домашних животных.

- Случайно рассыпавшийся песок легко убирается с любой поверхности пылесосом или руками. Кинетические песчинки не прилипают к поверхности. Данная игрушка имеет срок годности до 5 лет.

 

Результаты:

         1. Дети узнали чем отличается кинетический песок от обычного.
          2. Развилась «тактильная чувствительность».
          3. Развилась мелкая моторика рук.
          4. Развилось понятие предметно-игровой деятельности
          5. Создалась комфортная обстановка для пребывания детей в группе, дети стали более спокойными, общительными; установились доверительные отношения между ребенком, педагогом и родителями.

        Лично я, работая с кинетическим песком, сделала выводы о его положительном влиянии на детей. Он вызывает у ребят положительные эмоции, а такие негативные проявления, как страх, агрессия, тревожность, уменьшаются.

 

Всем спасибо большое за внимание!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинетический песок для детского творчества и развития

Кинетический песок - материал, состоящий из обычного песка и полимерного связующего. Предназначен для учебно-познавательной, игровой деятельности, а также в терапевтических целях.Состоит из чистого пе...

буклеты "Кинетический песок" и "Песочная терапия"

материал полезен для педагогов и родителей...

Мастер-класс «Кинетический песок – универсальная детская игрушка»

Ни один дидактический материал не сравниться с пескомпо разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Игры с песком позволяют детям открыто выражать свои эмоции:радость, восторг, удовольств...

Кинетический песок.

Новый увлекательный материал для работы с детьми младшего возраста....

Родительское собрание. Тема: «Кинетический песок. Возможностями использования кинетического песка для развития ребенка».

Родительское собрание. Тема: «Кинетический песок.  Возможностями использования кинетического песка для развития ребенка»....

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....