Экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться.

В работах многих отечественных педагогов говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».  Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самих дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста

 

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться.

В работах многих отечественных педагогов говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».  Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самих дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей.

Выявили причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

1.  Познавательный интерес неустойчивый;

2.  Не всегда дети видят проблему;

3.  Малоактивны в выдвижении идей;

4. Стремление к самостоятельности не выражено;

5. Пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Анализ результатов изучения исходного уровня познавательного развития и детского экспериментирования показал необходимость активизации работы в данном направлении.

 Определили объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей.  

В работе ставим следующие задачи:

1.   Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

2. Развивать представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

3. Проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ориентируясь на индивидуальные и личностные предпочтения детей, составили тематический план по экспериментальной деятельности, согласно которому разработали конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми, проекты, основанные на совместной деятельности детей и взрослых, с возможностью самостоятельного экспериментирования.

Эксперименты, включённые в тематический план, классифицировались на различных основаниях:

  1. По характеру объектов, используемых в эксперименте (с растениями, с объектами неживой природы, с человеком).
  2. По месту проведения (группа, участок).
  3. По количеству детей (индивидуальные, подгрупповые, коллективные).
  4. По причине их проведения (случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка).
  5.  По характеру познавательной деятельности (иллюстративные, поисковые).

         Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется   разнообразное оборудование.

Лаборатория оснащена оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности.

В первую группу включены различные материалы для сенсорного развития: природные материалы: камешки, земля, песок, мел, железная руда, ракушки, различные семена. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки разных по качеству тканей, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки–вкладыши от шоколадных конфет, разные виды бумаги. Красители: ягодные сиропы, акварельные краски, другие безопасные красители. Действуя с данными материалами, дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочения.

Вторая группа – наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий: серии картинок о последовательности чего-либо, схемы, модели, таблицы, детские энциклопедии.

Третья группа – приборы-помощники: микроскоп, чашечные весы, мерные ложки, песочные часы, компас, магниты, лупы, микроскоп.

Дополнительные материалы: прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, воронки; пипетки, пробирки, шпатели, вата, мензурки, шприцы, марля, резиновые груши; зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки; мука, соль, сахар; формочки, стеки, соломинки для коктейля, бусинки, пуговицы, клеёнчатые передники, полотенца, сито и многое другое.

Оснащение мини–лаборатории постепенно пополнялось в связи с расширением тематики экспериментов. Для безопасности детей при экспериментировании вместе с детьми были разработаны правила работы в лаборатории. Для экспериментирования выделялось время в непосредственно образовательной деятельности, в режимных процессах. Дети имели возможность заниматься экспериментированием в самостоятельной деятельности.

При проведении опытов работа осуществляется по этапам, выслушав и выполнив одно задание, дети получают новое, более сложное. Внимательно следим за ходом работы, напоминаем о правилах безопасности, в сложных моментах оказываем помощь, задаём вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.  Дети делают выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулируют их. Такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. В помощь для самостоятельного воспроизведения опытов предлагаем детям алгоритмы, которые служат для развития способностей, для систематизации познавательного опыта.  

Вместе с детьми решаем экспериментальные задачи, организуем конкурсы и соревнования «Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?»

-  Как доказать, что… (воздух может передвигать предметы и др.)

-  Подскажите, что получится, если… (положим монетку на блюдце, заполненное водой до краёв и т. д.)

-  Сколькими способами можно осуществить это действие… (сдвинуть предмет со стола, потушить свечу и др.)

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

-   дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

-    дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили;

Используем ошибочные умозаключения, сомнительные результаты опытов для активизации исследовательской позиции детей, а создавшиеся проблемные ситуации – для решения вопросов: «Как это изменить, чтобы…», «Можно ли найти другое решение?», «Что будет если…». Таким образом, предоставляем детям возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт.

Положительная динамика заметна и в качественных показателях:

  1. Повысилась познавательная активность детей при работе с природными объектами и явлениями.
  2. Дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи.
  3. У детей заметно повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения.
  4. Дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.

Проводим   работу с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводим анкетирование, родительские собрания, консультации, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

 Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.  Вместе с детьми родители ищут ответы на вопросы в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах). 

Взаимодействие с семьёй обеспечивает более полное выявление потенциала каждого ребенка, тем самым способствуя реализации поставленных задач.  Родителями отмечено, что дети при экспериментировании получали ощущение радости, рассказывали дома об экспериментах, которые проводили в детском саду, вовлекали родителей в совместную экспериментальную деятельность в домашних условиях. Дети все охотнее обращались за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, стали намного активнее в желании и стремлении узнать что-то новое и интересное.

Применение экспериментирования оказало влияние на повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей.  Расширились и углубились знания детей о неживой природе. Дети стали замечать красоту, необычность природы, любоваться, наблюдать, сравнивать.

В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Консультация для воспитателей на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» 2018

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье»  - папка на коленках или тематическая папка, одно из вариативных средств реализации основной общео...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...

План по самообразованию: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.09.2020. - 30.05....

Методическая разработка «Педагогическая находка» «Интерактивная тематическая папка («Лэпбук») как средство формирования познавательно- исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная запискаНемного предисловия: бродя по разным образовательным сайтам в бесконечной информационной путине «Интернета», с целью посмотреть опыт коллег и найти что-то интересное, ...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»

Козырева Л.Г.  План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование...