Конспект НОД "Знакомство с песком и его свойствами"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Опытно-экспериментальная деятельность "Знакомство с песком и его свойствами"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””

(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)

_____________________________________________________________________

143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково,

ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108;

КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64

E-mail: oc.vershina@gmail.com

Конспект НОД

Опытно-экспериментальная деятельность

в средней группе №5 «Совята»

           на тему «Знакомство с песком и его свойствами»

                                                                                                                               Воспитатель:

                                                                                                                                  Логинова А.В.

Путилково, 2020 г.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

«Знакомство с песком и его свойствами»

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

2. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

3. Научить детей делать самостоятельные выводы по результатам обследования.

 

Опыты и эксперименты с песком:

№1 «Откуда берётся песок?». Вспоминаем пройденное занятие.

Материал: камни, листы белой бумаги.

Ход эксперимента:

Мы брали 2 камня и стучали ими друг о друга, потирали их над листом бумаги.

  • Что сыпалось в этот момент?
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Беседа по пройденному материалу:

- Ребята, для чего нужен песок?

Ответ: 1. Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий. 2. Песок используется в гололёд, для посыпания дорожек, чтобы не было скользко. 3. Из песка изготавливают стекло. 4. Песок используется для детских игр в песочнице. 5. Песок используют для рисования.

 

№2 «Из чего состоит песок?»

Материал: стаканчики с песком, белые глубокие тарелки, ложки.

Ход эксперимента:

Положите ложечку песка в тарелку, рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 

№3 «Легко ли сыпется песок?»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Положите ещё одну ложечку песка в тарелку. Набираем горсть песка в руку и выпускаем его маленькой струйкой.

  • Легко ли он сыпется?

Вывод: Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

 

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком?»

Материал: «песочница» - тарелка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы». Давайте оставим след на песке своим пальцем. Создаём «ветер» - слегка дуем на песок в тарелке, чтобы песок сдувался с места.

  • Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

Следы, рисунки, постройки из сухого песка не остаются.

 №5 «Песок тяжелее воды и он не растворяется»

Материал: стаканчики с песком и водой, ложечка.

Ход эксперимента:

В стаканчик с водой кладём ложечку песка. Песок упал на дно, значит он тяжелее воды, на дне мы видим песок, размешали его и увидели, что он не растворяется, то есть никуда не исчезает.

Вывод: Песок тяжелее воды. Он не растворяется как сахар и соль.

№6 «Куда исчезла вода?»

Материал: тарелки, стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В тарелку высыпаем весь песок из стаканчиков, из стаканчика с водой выльем всю воду в песок. Потрогаем песок.

  • Каким он стал?
  • Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

 

№7 «Лепим из песка»

Материал: тарелки с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики. Если мы оставим наши шарики до высыхания,

  • Что произойдёт с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Мокрый песок принимает любую нужную форму, но после высыхания он рассыпается.

  

№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: тарелки с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Предложить на мокром песке оставить отпечатки пальчиков.

  • Хорошо видны отпечатки?

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет, как мы это делали в самом начале, когда песок был сухой и мы его сдували.

 

Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

  • Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

Физкультминутка

По пустыне мы гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И нас всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ножками топаем,

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Самоанализ занятия в средней группе

Поставлена следующая цель: обеспечить получение информации о новом объекте (песок) в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

При проведении НОД решались следующие задачи:

Образовательная:

- Обеспечить уточнение и закрепление знаний о песке, его свойствах.

- Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка с помощью приемов экспериментирования (опытов).

Развивающая:

Обеспечить у детей развитие речевой активности, обогащая словарь названиями свойств песка (влажный, сухой, сыпется, движется, логическое мышление с помощью решения проблемных ситуаций ( оказание помощи марсианам: исследовать песок, приемов экспериментирования (творческих заданий).

Воспитательная:

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, доброжелательность, самостоятельность.

Интеграция областей.

- Социально-коммуникативное развитие.

- Познавательное развитие.

- Речевое развитие.

- Физическое развитие.

- Художественно-эстетическое развитие.

Материалы, оборудование: тарелки, чашка с песком, ложечки, стаканы с водой, лупы, клей-карандаш, ватман, влажные салфетки. Наглядные иллюстации.

Непосредственно образовательная деятельность (далее по тексту НОД) проводилась с группой детей среднего дошкольного возраста 4 - 5 лет.

НОД состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.

Вводная часть организация детей, релаксация, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД была представлена наглядная информация. Детям были показаны иллюстрации, из чего состоит песок  и применении его человеком.

Основная часть НОД:

Представляет собой исследовательскую деятельность - опыты с песком (ознакомление, рассмотрение через лупу, как песок путешествует по пустыне, свойства мокрого и сухого песка). За каждым ребенком было закреплено рабочее место с индивидуальным набором для опытов.

В заключительной части НОД закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение, подбор слов антонимов);

2. Наглядно-демонстрационный (иллюстрации);

3. Практический (опыты с песком).

4. Игровой (приглашение в лабораторию, физминутка).

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценены результаты деятельности с помощью словесного поощрения);

6. Опытно-экспериментальный.

В процессе НОД применялись следующие технологии:

• игровая деятельность;

• деятельностный подход;

• обучение в диалоге со взрослым;

• технология развивающего обучения;

• здоровьесберегающие технологии.

• экспериментально - поисковая.

• информационно-коммуникативные (наглядный материал).

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировалась УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями). Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Экспериментирование «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков» в первой младшей группе

Конспект предназначен для проведения эксперементальной деятельности во время прогулки в летний период...

Конспект ООД по ознакомлению детей со свойствами и качествами песка в младшей группе «Испечем куличики для куклы Ани»

Цель данного занятия: научить детей правильно обращаться с песком, а так же формировать грамматический строй речи. ....

Конспект проведения опыта в средней группе «Свойства песка».

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунков из песка....

Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Свойства песка и его применение».

Цель: Расширять знания детей о свойствах песка и его применении.Задачи:Продолжать знакомить детей со свойствами песка.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Развивать...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Знакомство со свойствами песка»

ЦЕЛЬ: развитие познавательной активности у детей через экспериментирование....