Конспект познавательного занятия «Вы слышали о воде? Говорят, она везде» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гомзова Вера Сергеевна
  1. Уточнять и расширять знания детей об окружающем мире, о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родник, река, озеро, ручей, пруд, болото, океан, море, пар, иней, град и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya.doc627 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия

«Вы слышали о воде? Говорят, она везде»

в старшей группе.

Программное содержание:

  1. Развивать связанную речь, обогащать словарь.
  2. Продолжать учить детей рассуждать, делать выводы, развернуто и точно отвечать на вопросы.
  3. Упражнять детей в умении различать и называть звуки природы (журчание ручья, шум дождя и моря).
  4. Уточнять и расширять знания детей об окружающем мире, о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родник, река, озеро, ручей, пруд, болото, океан, море, пар, иней, град и т.д.).
  5. Закрепить знания детей о круговороте воды в природе.
  6. Поддерживать интерес к играм - экспериментированиям.
  7. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Ход занятия:

Дети заходят в зал, здороваются с гостями и присаживаются на стульчики.

Воспитатель: - Дружные ребятки отгадайте мои загадки.

Отгадайте ребус:

Воспитатель: - Ребята как вы думаете, что здесь зашифровано?

Дети: - Мы думаем, что здесь зашифровано слово вода.

Воспитатель: - Ребята все так думают?

Дети: - Да.

Загадка № 2:

«Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели, чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без…..»(воды).

Воспитатель: - Ребята как вы думаете, без чего нам не прожить?

Дети: - Без воды.

Воспитатель: - Вы все согласны? Объясните, для чего нам нужна вода? Какую воду мы с вами пьем? Откуда вода поступает в водопровод?

Загадка №3

«Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу….»(вода).

Воспитатель: - Ребята, что это такое? Как вы думаете?

Воспитатель: - Сейчас мы с вами проверим, правильно вы ответили или нет. Слушайте отгадку (звучит звук воды). Правильно, это вода.

( ПРИЛОЖЕНИЕ №2 папка «Звуки воды»).

Послушайте стихотворение Н. Рыжовой

«Вы слышали оводе? Говорят она везде!»»

« Вы слышали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею Вам я доложить:

Без нее нам не прожить!»

Воспитатель: - Ребята, а вы слышали о воде? Действительно она везде!

Дети: -  Да, она везде.

Воспитатель: - Вот сейчас мы с вами и проверим, так это или нет.

- Ребята, скажите чего на нашей планете больше суши или воды?

Дети: - На нашей планете больше воды, чем суши.

Воспитатель: - Правильно, суша составляет ¼, а все остальное вода. Ребята, как вы думаете, из чего состоит вода?

Дети: - Вода состоит из множества капелек.

Воспитатель: - А я знаю интересную сказку про капельку, хотите послушать?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Смотрите на экран, слушайте внимательно

(воспитатель рассказывает, а дети смотрят слайды, приложение №1).

Воспитатель: - Понравилась вам сказка?

Дети: - Да, понравилась.

Воспитатель: - А о чем в ней рассказывается?

Дети: - В сказке рассказывается о путешествии капельки.

Воспитатель: - Ребята, а о каком процессе в природе рассказывается в этой сказке? Кто догадался?

Дети: - В этой сказке рассказывается о круговороте воды в природе.

Воспитатель: - Ребята, кто может нам напомнить, что такое круговорот воды в природе?  (желающий ответить ребенок, выходит к экрану и рассказывает).

Воспитатель: - Правильно, Молодец!

- Ребята , а вы знаете, где живет капелька воды?

Дети: - Да, знаем.

Воспитатель: - Предлагаю поиграть в игру «Где живет капелька?

(дети встают в круг и передают капельку по кругу).

 

А начнем игру со слов: «Моя капелька живет в тучке, а твоя?»(спрашивают у соседа и передают капельку).

 Ребята, повторять друг за другом нельзя

Воспитатель: - «Молодцы! Много разных мест где живет капелька назвали (в озере,  реке, пруду, ручейке, луже, облаке, тучке, сосульке, тумане и др.).

Воспитатель: - Ребята, послушайте музыкальные загадки и отгадайте что это за звуки?

(Дети слушают звуки природы и отгадывают)

  • Шум моря(приложение №2).

Воспитатель: - Как вы считаете что это?

Дети: - Мы считаем, что это море.

Воспитатель: - Правильно – это море.

(на экране изображение моря)

  • Журчанье ручья- слайд (приложение №2).
  • Шум дождя – слайд (приложение №2).

Воспитатель: - Молодцы! Все загадки отгадали правильно. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Мы- капельки».

Дети двигаются под музыку в соответствии со словами.

Воспитатель: - «Ребята, давайте скажем волшебные слова:  

«Девочки и мальчики повернитесь

и в волшебные капельки превратитесь».

(На тучке жили-были капельки. С каждым днем их становилось все больше и больше. Однажды  капелькам в тучке стало тесно, пошел дождь. Капельки

весело играли, прыгали и танцевали. Скучно им стало по одиночке прыгать, соединились они в ручейки ( дети встают парами и двигаются по залу в разные стороны). Встретились ручейки и стали одной большой рекой (дети встают в цепочку и движутся змейкой). Плыли капельки в большой реке и попали в море (встают в хоровод). Останавливаются и приседают.

Солнышко пригрело, стали капельки легкими, потянулись вверх (поднимаются вытягивая руки вверх). Испарились капельки и вернулись опять в тучку. Вот так происходит круговорот воды в природе.

(Дети двигались под музыку).

Воспитатель: - Молодцы! Присаживайтесь.

Ребята, а вы знаете кому нужна вода?

Дети: - Да, знаем.

Воспитатель: - Предлагаю поиграть в игру «Кому нужна вода?»

 Нужно разделиться на две команды, выбрать капитанов. Посмотрите на мольбертах прикреплены схемы. Как вы думаете, что это такое?

Воспитатель: - «Правильно, это водоем и ручейки. Напротив каждого ручейка нужно прикрепить карточку с изображением того, кому вы считаете необходима вода. А капитаны подведут итог и объяснят выбор своей команды»

Капитаны: - «Наша команда считает, что вода нужна………потому что……»

Воспитатель: - «Ребята, какой вывод мы с вами сделали?»

Дети: - «Все живое не может обойтись без воды, потому что вода- это жизнь!»

Воспитатель: - «Ребята, давайте вспомним, какая бывает вода, расскажите»

Дети: - «Вода горячая, холодная, теплая, мутная, газированная, минеральная, прозрачная, соленая, пресная, кипяченная, жидкая, ледяная»

Воспитатель:- «Что делает вода»

Дети: - «Вода журчит, шумит, течет, льется, разливается, капает, испаряется, бежит»

Воспитатель: - «Молодцы! Правильно! А сейчас внимание на экран. Что это такое?»

Дети: - «Это наша мини-лаборатория «Капитошка», где мы проводим разные опыты»

Воспитатель: - «Напомните нам всем, какими свойствами обладает вода?»

Дети:- «Вода прозрачная, потому что не имеет цвета. Вода не имеет запаха. Вода не имеет вкуса, потому что она безвкусная. Вода не имеет формы, потому что принимает форму любого сосуда»

Воспитатель: - «Правильно. Молодцы! Ребята, назовите три состояния воды?»

Дети: - «Твердое, жидкое и газообразное»

Воспитатель: - «Ребята, а кто может рассказать, как превратить воду из жидкого состояния в твердое?»

Дети рассказывают используя карточки, схемы. – «Из жидкого в газообразное»

Воспитатель: - «Правильно. Молодцы! Ребята, а давайте немного по экспериментируем и проведем опыт с водой. Вы согласны?»

Дети: - «Да»

Опыт «Как вытолкнуть воду из стакана (сосуда)»

Воспитатель: - « Как вы думаете, что нам понадобится? Что нужно сделать?»

Дети: - «Я думаю…»

- «Я думаю….»

- «Я думаю…»

Воспитатель: - «Я вам подскажу. Вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Галка и кувшин», что делала галка, чтобы напиться воды?»

Дети: - «Галка бросала камушки в кувшин до тех пор, пока вода не поднялась вверх. Тогда она смогла напиться»

Воспитатель: - «Ребята, кто желает провести этот опыт?»

(Ребенок проводит опыт используя камушки)

- «Ребята, какой вывод мы с вами сделаем?»

Дети: - «Уровень воды повышается, если в воду класть предметы»

Воспитатель: - «Вам понравилось экспериментировать с водой?»

Дети: - «Да, очень»

Воспитатель: - «Ребята, какой мы с вами сделаем вывод: вода встречается везде, в природе и дома, она необходима всему живому, без нее нет жизни на нашей планете и ее нужно беречь!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с использованием элементов исследовательского метода А.И. Савенкова (подготовительная группа) "Тайное письмо".

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Ре...

Конспект познавательного занятия по ПДД в зимнем авто городке с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Светофорию»

Цель: Закрепить с детьми знание правил дорожного движения. Знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по пешеходным переходам при разрешающем сигнале светофора; транспорт ездит по правой стор...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Бумага своими руками» для детей старшего возраста

Цель: воспитание эмоционально-положительного отношения к объектам природы; показать значение деревьев в жизни человека и животных. Задачи: Образовательные: формировать представление о з...

Конспект познавательной беседы с элементами экспериментирования "Знакомство со свойствами ткани" в старшей группе.

Данная беседа-занятие позволяет на основе опыта, эксперимента, наблюдения  выявить свойства тканевых материалов, познакомить детей с их разнообразием и сферой использования, а также провести срав...

Конспект познавательной беседы по ФЭМП «Знают ли пчёлы математику?» для детей старшей группы детского сада

Конспект познавательной беседы по ФЭМП «Знают ли пчёлы математику?» для детей старшей группы детского сада с использованием презентации...