Конспект познавательного занятия с использованием элементов исследовательского метода А.И. Савенкова (подготовительная группа) "Тайное письмо".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Клочкова Наталья Николаевна

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в  этой деятельности он развивается как личность.Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому неожиданному результату. Это позволяет ребенку эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому детское экспериментирование как один из видов исследовательской деятельности некоторые исследователи называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста. Экспериментирование – эффективный способ обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.eksperiment_taynaya_knigakonspekt.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Тайное письмо»

Программное содержание:

-познакомить с разными способами и видами написания письма;

-развивать способность и интерес к исследовательской деятельности;

-напоминать, что добывать информацию можно разными способами;

-продолжать обучать выдвижению гипотез и делать выводы;

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, формировать навыки общения.

Оборудование: мольберт, карточки-символы, магниты, синие галстуки исследователей, планшеты исследователей, карандаши, кисточки, молоко, чистые листы бумаги, горящая свеча, магнитофон, флешка с записями физминутки.

Ход занятия:

-Ребята, мы надели синие галстуки, а это значит, нас ждёт что-то увлекательное и мы найдём очень интересную информацию. А вы хотите заняться исследованием? (ответы детей- обычно это громогласное да).

=Обратите внимание на стол, где выложены картинки (обычное письмо, пиктографическое и «тайное письмо»). Как вы думаете, что это?

Дети выдвигают гипотезы (это письмо;  это какой-то шифр, очень похожий на пиктограмму,  но я не знаю...; это лист какой-то тайный, с ним можно поработать и узнать, для чего он…. и т.д.).

-Какая из этих картинок вас больше всего заинтересовала? (дети указали на листы: 1-казалось бы, чистый и на письмо в конверте).

-Ребята, я поняла, что белый лист интересен тем, что вы не можете догадаться, зачем он здесь. А чем интересно письмо в конверте? (Дети: «там может быть отгадка второго письма-пиктограммы, а может что-то о белом листе- зачем он здесь нужен?»).

-Мои юные исследователи, предлагаю вам вспомнить, какими способами мы можем добыть информацию (воспитатель выкладывает на мольберте карточки-символы и дети перечисляют известные им способы).

-Молодцы, ребята! Для того,  чтобы начать работу, нам нужно взять планшеты, чистые листы, карандаши, чтобы у нас была возможность зарисовывать пиктограммы, которые нам помогут сделать выводы в конце исследования.

-Итак, все готовы? Можем начинать? (дети расходятся по группе и пытаются найти какую-либо информацию). Через некоторое время воспитатель предлагает разделиться на группы, чтобы ускорить поиск информации: читающим детям необходимо пойти в «библиотеку» и поискать в энциклопедии что-то о письмах, другой группе- сходить с няней к психологу, может она что-то подскажет (психолог заранее предупрежден)).

-Итак, исследователи, я вижу, вы уже готовы. Предлагаю всем собраться в круг и обсудить ту информацию, которую вы уже нашли (далее воспитатель приглашает провести эксперимент с чистым листом бумаги, который лежал на столе,  нагреть его над свечой; дети видят, как у них на глазах проявляется изображение).

-Друзья мои, как вы думаете, почему так произошло (высказывания детей)? Почему изображение потемнело и проявилось на бумаге? Кто из вас желает сделать доклад? (воспитатель слушает мнения детей, если они затрудняются, объясняет сам). «Это произошло оттого, что молоко подгорает при температуре гораздо меньше той, при которой горит бумага. Именно поэтому места, где есть молоко, уже почернели, а бумага еще осталась светлой».

-Ребята, предлагаю всем желающим взять молоко, лист бумаги, кисть и нарисовать картинку( после этого оставить их сохнуть).

А в это время воспитатель рассказывает, когда, где и в какие времена пользовались «тайными письмами».

-В заключение предлагаю взять своё «тайное письмо» домой и вместе с родителями проявить изображение с помощью зажженной свечи или сильно нагретого утюга, а утром (в детском саду) мы с вами посмотрим, что получилось и сделаем групповую «тайную книгу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...

Конспект развивающего занятия с использованием элементов ТРИЗ "К нам зима пришла сама"

Конспект  занятия для детей старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ " К нам зима пришла сама "...

Конспект познавательного занятия – экспериментирования с элементами развлечения в средней группе дошкольного отделения «Как Карлсон воздух искал»

Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, старший воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.Цель: познакомить детей со свойствами в...

Конспект познавательного занятия с использованием элементов исследовательского метода А.И. Савенкова "Мандариновая страна" (подготовительная группа)

Для того чтобы увлечь старших дошкольников исследовательской практикой, получить первые представления об окружающем мире и отношениях в нем, не обязательно ждать специальных занятий. Необх...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ М. МОНТЕССОРИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВМЕТОДИКИ М. МОНТЕССОРИВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ  РЕЧИ...