Конспект познавательного занятия с использованием элементов исследовательского метода А.И. Савенкова "Мандариновая страна" (подготовительная группа)
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Клочкова Наталья Николаевна

 

 Для того чтобы увлечь старших дошкольников исследовательской практикой, получить первые представления об окружающем мире и отношениях в нем, не обязательно ждать специальных занятий. Необходимо постоянное сопровождение познания старших дошкольников,  стимулирование их активности и инициативы в предложении тем, в выборе дел и действий. Каждый мой воспитанник - это участник деятельности, который получает и вносит в общее дело свой «поток информации», стремится увлечь другого  интересами своей темы. Важно предоставить каждому ребенку возможность раскрыться в той области знаний, которая заложена в нем природой, опираясь на сильные стороны его личности. Я всегда предоставляю моим воспитанникам свободу выбора, учу их самостоятельно добывать знания, поощряю их двигательную активность и направляю ее в нужное русло, позволяю каждому ребенку высказаться и учу выслушивать других, приветствую оригинальность и креативность детского мышления, поддерживаю в детях эмоциональную отзывчивость и умение сопереживать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mandarinovaya_strana.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Мандариновая страна»

Программное содержание:

- Активизировать познавательную активность детей, придавая ей творческий, исследовательский, инициативный характер.

-Учить детей добывать знания о предмете через проведение опытов, наблюдений, посредством получения информации из книг, средств информационных технологий и других источников.

-Упражнять детей в систематизации своих знаний, умений рассказывать с опорой на схемы, делать умозаключения и выводы.

-Развивать творческое воображение, исследовательские умения и навыки.

-Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, формировать навыки общения.

Оборудование: синие галстуки исследователей, ноутбук с диском видеописьма, мольберт, карточки-символы, схема описания предмета, карточки–схемы пустые для зарисовки информации, фломастеры - 6 пачек, энциклопедия, 3 лупы, 4 мандарина, блюдо с водой, пищевая сода в тарелочке, магнитофон с песней для физминутки, су-джоки на каждого ребенка, макет мандариновой страны.

Ход занятия:

Организационный момент: Воспитатель повязывает детям галстуки исследователей, дети проходят в группу.

- Ребята, сегодня мы с вами снова одели наши синие галстуки, значит…   нас ждет поиск какой-то новой информации,  возможно что кому-то даже потребовалась наша помощь!

- Вы хотели бы узнать, что нам предстоит исследовать сегодня? Тогда я приглашаю вас присесть на стульчики и узнать, почему нашей исследовательской группе пришлось срочно собраться!

(Дети садится на стульчики)

- Сегодня мне по электронной почте пришло необычное письмо - видеописьмо. Хотите посмотреть? (включает ноутбук)

На экране появляется Король-Мандарин:

«Дорогие ребята! Я Король-Мандарин. У нас в Мандариновой стране произошло несчастье - страна заколдована, она стала невидимой, а из Музея пропали все книги, в которых были сведения о ее жителях нашей страны – мандаринах. Помогите нам! Необходимо срочно расколдовать страну и поскорее собрать информацию о Мандариновой стране и ее жителях. Иначе, о нас мандаринах и нашей Мандариновой стране все забудут - навсегда».

- Ребята, вы хотели бы помочь Королю-Мандарину?

- Ну, что же уважаемые исследователи перед нами стоят две задачи: собрать сведения о мандаринах и расколдовать Мандариновую страну. Предлагаю начать с первой задачи.

- Как вы уже догадались, исследовать мы будем мандарин. Нам нужно добыть о нем как можно больше информации. Давайте вспомним, как мы можем добыть информацию.

(дети называют, воспитатель на мольберте выкладывает символы)

-подумать

-понаблюдать

-провести эксперимент

-прочесть в энциклопедии

-спросить у кого-нибудь

-посмотреть в интернете

- Молодцы, ребята. Этим мы сейчас и займемся. Чтобы быстрей собрать информацию, давайте разделимся на группы.

- Дима, Алена и Аня подумают и вспомнят, что знают о мандаринах. Какой мандарин, что мы можем о нем рассказать? В этом вам поможет эта схема. А чтобы не забыть можете зарисовать свою схему.

- Маша и Сережа, вы прочтете что-нибудь о мандарине в энциклопедии и тоже зарисуйте, чтобы не забыть. (воспитатель дает энциклопедию с закладкой на нужной странице)

-Полина, Лена и Ксюша понаблюдают за мандарином через лупу, и может, найдут что-то особенное и интересное в его покрове.

-А вот заглянуть в интернет мы попросим Алену и сестричек Евтеевых. Их мамы сейчас работают с компьютером и смогут помочь им найти что-нибудь о мандаринах в интернете.

- Артему, Владу и Егору предстоит расспросить о мандаринах кого-нибудь из сотрудников детского сада. Я предлагаю вам с Раисой Ивановной(младший воспитатель) сходить к нашим медицинским сестрам – Валентине Викторовне и Елене Владимировне. Возможно, они знают о мандарине что-то интересное.

- Ну а мы с остальными ребятами проведем эксперимент с мандаринами.

- Итак, все кто занят сбором информации отправляются на её поиск, а через 7 минут встречаемся здесь в группе, чтобы поделиться собранным материалом.

(Воспитатель помогает всем распределиться и приступить к работе)

Воспитатель подходит к столу, где проводится эксперимент.

- Как вы думаете, какой эксперимент можно провести с мандарином?

-А я предлагаю узнать, тонет или не тонет мандарин, кислый или сладкий у него сок?

- Как вы думаете, утонет мандарин? Давайте проверим. Какой вывод можно сделать? Я зарисую.

- А теперь подумайте как нам доказать, что сок мандарина не кислый, в нем нет кислоты? Оля, почисть пока мандарин. Вспомните, на что нужно капнуть сок, чтобы доказать, что он кислый? (сода)  Что произойдет? Давайте капнем соком на соду, если она зашипит, значит в соке есть кислота, он кислый, если не зашипит, значит не кислый. (дети проводят эксперимент)

(в ходе эксперимента, воспитатель подходит к каждому столу, руководит работой.)

После того, как дети возвращаются в группу,  воспитатель предлагает всем вернуться на стулья и обменяться собранной информацией.

- Ну что ж, ребята, давайте мы обобщим всю собранную информацию, а Раиса Ивановна  запишет ее.

- Итак, начнем с ребят, которые вспоминали какой мандарин. Кто нам расскажет?

-Молодцы. А что мы узнали о мандарине, проведя наблюдение через лупу?

-О чем узнали из энциклопедии Маша и Сережа?

-Ксюша добывала информацию из интернета, что узнала она о мандаринах?

- А что рассказали нам медицинские работники о мандаринах?

- Какой большой объем информации мы с вами добыли сегодня о мандарине. Теперь эту информацию мы отпечатаем и отошлем по электронной почте в Музей Мандариновой страны. Раиса Ивановна вы все успели записать?

- Ну, а теперь, мои юные исследователи, я предлагаю вам отпраздновать нашу победу, отдохнуть и потанцевать под Оранжевую песенку, ведь именно такого цвета герой сегодняшнего дня – Король-Мандарин.

(дети берут суджоки, на запев делают массаж рук, на припев танцуют)

2 часть занятия:

- Ребята, с одной задачей мы справились, собрали сведения о мандаринах, но перед нами поставлена и другая задача - расколдовать Мандариновую страну. Вот у меня макет этой страны. Но он пока что пустой. А ведь после того, как мы расколдуем Мандариновую страну, на ней должны появиться… Что? Как вы думаете? А какого они будут цвета?

- Как мы можем ее расколдовать? (ответы-предположения детей)

Этим мы с вами займемся после сна. А пока каждый из вас пусть подумает, чтобы  он расколдовал в этой Стране? Как бы вы назвали дома в этой Стране, а как будут называться цветы, деревья в Мандариновой стране. Я, например, представляю себе, что облака в этой стране из кожуры мандарина. А какой дождь пойдет из таких облаков и туч. На что он будет похож?(ответы детей)

- Когда вы будете спать, возможно, вам приснится Мандариновая страна и вам легко будет ее расколдовать.

- А сейчас у меня для вас и  наших гостей есть сюрприз. Я раскрою вам свою маленькую тайну, связанную с мандаринами. Я очень люблю этот фрукт, он напоминает мне о моем детстве и когда мне бывает грустно, запах мандарина помогает мне поднять настроение. И это не случайно, ведь еще в древние времена люди думали, что запах растений может отгонять болезни, и носили с собой мандарины, в которые вставляли семена гвоздики. Пусть и у нас с вами всегда будет хорошее настроение! Я хочу, чтобы этот замечательный фрукт, украшенный семенами гвоздики, наполнял сегодня своим ароматом нашу группу, даря всем нам отличное настроение и здоровье, напоминая о прекрасной Мандариновой стране! Ребята, а вы хотели бы поделиться хорошим настроением с нашими гостями? Я предлагаю вам украсить оставшиеся мандарины семенами гвоздики и подарить гостям!

-Мои юные исследователи, наше путешествие-исследование на этом приостанавливается, чтобы продолжиться чуть позже. Сегодня мы узнали много интересной информации о мандарине, с которой можно поделиться с друзьями и близкими! Предлагаю снять наши синие галстуки до следующего исследования чего-то очень интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с использованием элементов исследовательского метода А.И. Савенкова (подготовительная группа) "Тайное письмо".

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Ре...

Конспект игрового занятия с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича с детьми подготовительной группе №4. Тема «Школа волшебства».

Цель: Продолжать учить детей составлять предмет по схеме из частей.Формировать навыки приемов конструирования из геометрических форм.Формировать отчетливые представления о предметах ближайшего окружен...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ  РЕЧИ...

Конспект открытого занятия по использованию в детском саду нетрадиционной техники рисования в подготовительной группе. Тема: «Сказочный витраж»

Познакомить с одним из видов декоративного искусства – витражами, формирование у детей интереса выполнения витражей. Показать красоту и необычность картин на стекле....

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ-технологий и экспериментальной деятельности детей средней группы «Путешествие в Страну Здоровья»

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья....