Краткосрочный проект в первой младшей группе "Моя семья"
методическая разработка по окружающему миру

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя

решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье,

уважительного отношения к своим родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_moya_semya.docx484.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 17 комбинированного вида

Колпинского района  Санкт – Петербурга

Краткосрочный проект «Моя семья»

для детей  1 младшей группы «Б»

Подготовила:

 воспитатель _____1________ квалификационной категории

Кузина Татьяна Сергеевна                                                  

                                                           

                                                                                           

2023

Содержание

  • Аннотация
  • Паспорт педагогического проекта
  • Этапы работы по проекту
  • Комплексно-тематическое планирование
  • Результаты проекта
  • Перечень использованной литературы
  • Приложения:
  • Загадки
  • Стихотворения
  • Рассказы  
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры
  • Экспериментально-исследовательская деятельность
  • Конспекты непрерывной образовательной деятельности  
  • Скриншоты презентаций
  • Фотоматериалы
  • Работа с родителями  
  • Материалы для развивающей среды

Аннотация

Паспорт педагогического проекта

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатель группы.

Название проекта

«Моя семья»

Тип проекта

краткосрочный

Возрастная группа

2-3 года

Наличие межпредметных связей

Комплексное занятие

Цель работы над проектом

Формирование у детей первоначальных представлений о семье.

Задачи

Образовательные:познакомить детей с понятиями «семья»«имя»«фамилия»;

Развивающие:учить называть членов своей семьи;

Воспитательные: воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

Итоговое событие

Оформление фотоальбома «Моя семья»

Форма презентации

Наглядная информация.

Этапы работы над проектом

Комплексно-тематическое планирование

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Задачи работы

Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

Дать понятия  «семья», «имя», «фамилия».

Помочь детям понять содержание картины. Отвечать на вопросы по содержанию, активно повторяя за воспитателем отдельные слова и фразы

Учить правильно держать карандаш при рисовании, развивать мелкую моторику.

Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Виды совместной деятельности

Игр.сит. «Семья».

Игр.сит. «Дочки матери».

Д/и « Построим красивый дом» 

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Д/и «Найди тень»

Д/и «Как зовут членов семьи»

Д/и «Маленькие помощники»

Рассматривание семейных фотографий.

Хороводная игра «Наша Кукла»

Чтение стихов, рассказов, сказок «Папу с мамой берегу», «Подарок», Л. Славина «Таня и братик», «Петушок с семьей», «Колобок».инсценировка сказки  «Репка».

Лепка «Угощение для бабушки»

 Рисование «Бусы для мамы»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

 Создание условий для Игр. Сит.«Дочки-матери».

Игр. Сит. «Накормим Куклу Катю»

 Создание условий для экспериментирования :сокровище для мамы.

Предоставление иллюстраций: моя семья.

Предоставление раскрасок.(сумочка,шарфик,платье)

Разучивание слов текста к

Работа с родителями

Консультация «Роль семьи в воспитании ребёнка».

Оформление фотоальбома«Моя семья»

Ожидаемые результаты:

 Дети:

1.Знание детьми информации о своей семье.

2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

3. Формирование сюжетно-ролевой игры на основе имеющихся знаний о семье.

4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

 Родители:

  1. Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье.

 2.Создание фотоальбома «Моя семья»

Этапы реализации проекта:

 I. Подготовительный этап:

1.Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2.Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

3. Беседы с детьми, для выявления знаний о своей семье.

4. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры.

5. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, иллюстрированного материала по теме «Семья».

6. Консультация «Роль семьи в воспитании ребёнка».

II. Основной этап реализации проекта:

ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1 день

Познание «Я и моя семья»

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Чтение сказки «Папу с мамой берегу»

Игр. Сит.«Дочки-матери».

2 день

Д/и « Построим красивый дом»

Игр. Сит. «Накормим Куклу Катю»

Чтение сказки «Петушок с семьёй»

3 день 

Рисование: “Бусы для мамы”.

Рассматривание семейных фотографий. 

Д/и «Найди тень»

Чтение стихотворения «Подарок»

4 день 

Лепка «Угощение для бабушки».

Д/и «Как зовут членов семьи»

Игр.сит. «Дочки матери».

Чтение рассказаЛ. Славина «Таня и братик»

5 день

Развитие речи «Моя семья».

Д/и «Маленькие помощники»

Инсценировка сказки  «Репка».

Хороводная игра «Наша Кукла»

Содержание деятельности родителей:

1. Консультация «Роль семьи в воспитании ребёнка». Помочь родителям понять, какую важную роль имеет семья в воспитании детей. в семье ребенок приобретает важные сведения о мире и отношениях.

2. Оформление фотоальбома «Моя семья» Формировать в детях эмоционально – радостное ощущение от участия в совместной работе.

 III. Заключительный этап.

Оформление фотоальбома «Моя семья» 

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

1. Уточнили и углубили знания детей о семье, её членах; дети умеют называть всех членов семьи, их имена.

2. В речи стали употреблять слова сестра, брат, любимая мама, мой папа.

3. Привлекли интерес родителей к жизни детского сада.

Литература:

 1. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»2011г.

 2. Л. Славина «Таня и братик». 

 3. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.

 4. Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004г.

 5. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.

 6. Воспитание детей в игре./под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г.

 7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г.

Приложение

1 день:

 Конспект занятия в 1 младшей группе «Я и моя семья»

ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о семье, членах семьи.

ЗАДАЧИ:

Формировать умение слушать рассказ Л.Славиной « Таня и братик», понимать содержание; закрепить умение рисования поролоновыми тампонами, ритмично нанося рисунок; формировать умение правильно держать тампон 3-мя пальцами (как кисточку, карандаш).

Развивать мелкие движения кисти и речевую активность, активизировать в речи детей: фотоальбом, семья, имена родителей, бабушек и дедушек, сестёр.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей ( пожалеть, посочувствовать).

 

Словарная работа: фотоальбом, семья.

Методическое обеспечение:

Дидактические средства: поролоновые тампоны на палочке, круглый лист бумаги- «тарелочки», жёлтая краска, салфетки, фотоальбом в коробочке(посылка).

Мотивация: Появление в группе фотоальбома (сюрпризный момент).

Методика проведения: Звонок в дверь. Дети сидят на стульчиках.

-Ребята, пойдёмте посмотрим, кто же это пришёл.

Дети подходят к двери, воспитатель открывает дверь и все видят коробку (посылку).

-Ой, это посылка. Что же нам прислали, давайте посмотрим?

Воспитатель достаёт и показывает детям фотоальбом.

-Что это? Альбом. А в альбоме что? Фотографии. Это фотоальбом.

Давайте посмотрим Фотографии. А здесь есть и наши дети! Узнали?

Кто на этой фотографии? ( Тимофей) А он здесь не один, а с кем?

Как зовут папу, маму? ( и др фото)

У Камиллы и Семёна большие семьи: мама, папа, сестрёнка, бабушка, дедушка. Все они живут дружно, помогая друг другу.

А я знаю кто отправил нам этот фотоальбом, его сделала девочка Таня. Она сделала его для нас.

Хотите, я расскажу вам про неё.

Чтение рассказа «Таня и братик»: Жила—была девочка Таня. У неё был маленький братик, маленький мальчик. Дала мама деткам кушать, а сама ушла.Таня поела и стала играть, а маленький братик сам кушатьне может, стал он плакать. Таня взяла ложку и накормила братика, а потом они вместе начали играть.

Вопросы:

-Как звали девочку?

-Почему плакал братик?

-Что сделала Таня?

 

Какая молодец Таня! А давайте накормим нарисуем для Тани и её братика оладушки.

Садитесь за столы. Перед каждым есть волшебная палочка, круглая бумажная тарелочка и краска.

-Какая краска? (жёлтая)

Посмотрите, как надо рисовать(показ на доске): волшебную палочку надо держать тремя пальцами- один сверху, два- снизу(как кисточку или карандаш),обмакнули в краску, приложили- убрали- приложили-убрали.

Только надо, чтобы оладушки с тарелочки не убегали.

Теперь подвиньте к себе тарелочку, возьмите палочку, и начинаем рисовать.

-Давайте посмотрим какие у нас оладушки получились (вывешиваем работы на доску) Теперь Таня и братик угостятся нашими оладушками.

А мы давайте встанем и поиграем с вами в игру «Ладушки»(слова сопровождаются показом): Ладушки—ладушки,

Пекла баба оладушки,

Маслом поливала,

Детишкам давала,

Тиме — две, Сёме — две

Владику — две, Камилле — две

Хороши оладушки у нашей бабушки.

А теперь, давайте возьмём фотоальбом и досмотрим его.

2 день: Д/и « Построим красивый дом»

Цель: Учить детей сооружать постройки по собственному замыслу, формировать умение обыгрывать постройки, объединять их по сюжету

3 день: Конспект занятия по рисованию: “Бусы для мамы”.

Цель:  Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.  Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок.  Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.  Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Прививаем  любовь к самому родному человеку – маме.
Материал и Оборудование:  альбомный  лист с изображением ниточки, пальчиковые  краски, мокрые тканевые салфетки для рук.

Ход НОД:  через короткую беседу о семье создать у детей радостный, положительный настрой на предстоящее занятие рисованием.

- обращаюсь к детям

-Прежде чем мы начнем  разговор вы должны отгадать «о ком пойдёт речь?» (худ. слово о маме)

У каждого из нас есть самый родной и любимый человек – это МАМА. И она вас сильно любит!!!

- Ребята ,а вы  хотите порадовать свою мамочку ? (ответы детей)

 -А как можно радовать свою мамочку?( ответы детей)( говорить ласковые слова, хорошим поведением, т п , подарком)

- А подарок  сделанный своими руками – самое лучшее для мамы!

- А что можно подарить? (ответы детей. )

-  И сегодня я вам предлагаю  нарисовать и порадовать её  – Бусы для мамы.

Обращаю внимание детей на листе  бумаги  где изображена, грифельным карандашом, ниточка на которую дети будут нанизывать (рисовать) – пальцевым  методом - бусинки.

Пальчиковая игра « Дружная семья»  - упражнение повторить 2 раза.    

 Этот пальчик -мамочка, этот пальчик –папочка,

этот пальчик – дедушка, этот пальчик - бабушка .

А мизинчик - это я. Вот и вся моя семья.

-Молодцы!  Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию. Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования.

-Рисовать будем пальчиком!

(Показываю прием рисования)

Поднимаю правую руку , все пальчики сжаты в кулачок, и только один указательный пальчик разжимаю (прошу детей повторить действия вместе со мной).

Затем обмакиваю указательный пальчик правой руки  в (пальчиковую краску) и на трафарет изображенной ниточки начинаю наносить мазки , по всей длине нарисованной нити  ( круглые бусины). Затем руки вытираю салфеткой.

- обращаю внимание  детей  « Какие красивые бусы получились как будет рада моя мама!»

Предлагаю детям порадовать своим подарком – нарисовать Бусы.

Хвалю детей за их труд и говорю, что они поднимут  МАМЕ настроение своим подарком.

4 день: Конспект НОД по лепке «Угощение для бабушки».

Цель:

-познакомить детей с потешкой, прививать любовь к родному языку,

-формировать умение раскатывать и сплющивать кусочки пластилина,

-развивать мелкую моторику руки.

-развивать наблюдательность, активность.

Материал: потешка «Ладушки-ладушки», пластилин, дощечки.

Ход НОД.

В гости пришла кукла Маша, которая хочет порадовать свою бабушку! И принесла с собой книжку.

Воспитатель читает потешку «Ладушки-ладушки»:

Ладушки-ладушки,

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детишкам давала.

Даше – два, Паше- два,

Ване –два, Тане –два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Воспитатель читает потешку еще раз, предлагая детям показать игровые действия по содержанию.

Воспитатель обращается к детям по именам, угощает их оладушками.

Воспитатель: - Давайте поможем кукле Маше порадовать ее бабушку, испечем для неё оладушки!

Воспитатель показывает способы и приемы лепки.

Дети лепят оладушки, угощают куклу Машу.

5 день:Конспект НОД по развитию речи «Моя семья».

Цель: Формировать у детей представление о семье.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «семья»
  • обучить технике рисования пальчиком.
  • воспитывать чувство любви гордости за свою семью
  • формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга
  • обогатить и активизировать словарь по данной теме.

Предварительная работа: рассматривание плаката «Семья», семейных фотографии, беседы о членах семьи; закрепление имен родителей, разучивание пальчиковой игры; дидактическая игра «Семья»; чтение художественной литературы о маме, семье.

Оборудование: кукла, фотографии с изображением членов семьи, картинка с изображением членов семьи, листочки с изображением ладошек разной величины; гуашь, стаканчик с водой, ватман, салфетки, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей пришло к нам, давайте поздороваемся!

Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель приносит в группу куклу в красивом платье.

Кукла: Здравствуйте ребята! Я так рада вас видеть. Меня зовут Маша. Давайте с вами познакомимся? Вы будете называть своё имя, а я своё. Договорились? (Маша знакомится с каждым ребёнком)

Кукла: Скажите ребята, а кто вас сегодня привёл в детский сад?

Ответы детей: мама, папа, дедушка, бабушка.

Воспитатель: Да ребята, у каждого из вас есть мама, папа, бабушка, дедушка. А как их всех назвать, одним словом? Это слово – семья. У каждого из нас есть своя семья. Это те, кого мы больше всех любим, это наши родные.

Воспитатель: Скажи Маша, а у тебя есть семья?

Кукла: Да, конечно, у меня тоже есть семья: мама, папа, бабушка и дедушка и я их очень люблю. (Воспитатель вешает на мольберт картинку с изображение всей семьи)

Воспитатель: Ребята посмотрите на картину, кто изображён на ней? (бабушка, дедушка, папа, мама)

- А что делает дедушка? (бабушка, папа, мама)

- Как вы думаете это дружная семья? (ответы детей)

Кукла: Молодцы! А ребята смогут ещё рассказать о своей семье, ну пожалуйста…

Воспитатель: Дети, а у вас есть семья? (ответы детей)

- Ребята подойдите к столу, давайте покажем Маше, что здесь лежит! (фотографии) Ребята принесли семейные фотографии, они покажут и расскажут про свою семью.

-Кто на них изображён? (мама, папа)

-А как зовут твоих мама и папу? (ответы детей)

-Что вы любите дома делать вместе?

(3-4 ребенка рассказывают о своей семье, называя имена членов семьи, родственные отношения: бабушка, дедушка, брат, сестра).

Воспитатель: Мы можем поиграть на пальчиках и научить нашу Машу. (вместе с детьми проводится пальчиковая игра «Семья»).

Сожмите одну руку в кулак, а другой будете постепенно разгибать на руке каждый палец.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.

-Как вы думаете, о чем эта игра? Эта игра о семье.

Воспитатель: Ребята, подойдите к столу. Посмотрите, что здесь нарисовано?

(ответы детей).

- Одинаковые ли они? Как вы думаете, чья может быть большая ладошка? (мамина, папина, бабушкина, дедушкина).

-А маленькая ладошка чья? (маленьких ребят)

- Приложите свою ладошку к маленькой. Правильно, это ваша ладошка.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Рано встаёт, голосисто поёт, деткам спать не даёт». Кто это?

Дети: Петушок!

Воспитатель: Правильно, петушок! А как он голосисто поёт?

-Ку-ка-ре-ку! Правильно. Кто у нас будет петушком? (Надеваю шапочку ребенку).

Воспитатель: Вот какой красивый папа- петушок. А он не один живёт, с мамой-курочкой и цыплятками. Давайте поиграем, я буду мамой курочкой, а вы цыплятками. А мама курочка заботливая, она очень любит своих деток. Вот она зовёт их за собой.

Воспитатель:

Курочка-тараторочка

По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Малых деток созывает: «Ко-ко-ко!»

-Вот какая дружная семья. Мама в этой семье кто? А папа? А детки? Значит семья бывает у всех, не только у людей.

Кукла: молодцы, как хорошо вы играли.

- Посмотрите, я сделала открытку для своей семьи, но здесь, по-моему, чего- не хватает? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно здесь не хватает цветов. Давайте поможем Маше, дорисуем открытку.

(Рисование окрашивание бутонов у цветов).

- Молодцы ребята, теперь красивая открытка? Теперь передадим её Маше, чтобы она подарила своей семье.

-Ребята, вы так много узнали о семье. Что такое семья? Семья — это кто? У кого ещё бывает семья? (Ответы)IMG_256

-Молодцы!

IMG_256

6ZKx8ZG9uvs

66iDvahwEns

JTmZsZYv6F4

i9a6W_r6FOMIMG_256

byXCQeOnekgLg9kIQwvEx8

Whlq3xXgGrIU8_cx10vn8A

LrCLXuJgpMU (1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в первой младшей группе на тему "Игрушки"

Поводом организовать и провести данный проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети меньше стали общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени об...

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игрушки»

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игрушки»ПРОЕКТ (краткосрочный)НА ТЕМУ:"Игрушки"...

Краткосрочный проект в первой младшей группе "Знакомство с профессиями"

Цель проекта: Познакомить детей с различными профессиями взрослых.Задачи проекта:1. Формировать у детей трудовые действия2. Образовательные задачи.3. Расширение и закрепление представлений о профессия...

Краткосрочный проект в первой младшей группе Тема: «Игрушки»

Тип проекта: исследовательско – творческий Вид проекта: краткосрочный (5 дней)  Участники проекта: Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.  Актуальность проекта:...

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Бельчата» на тему: «Фольклор Южного Урала»

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Бельчата» на тему: «Фольклор Южного Урала»...

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Бельчата» на тему: «Народные подвижные игры Южного Урала»

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Бельчата» на тему: «Народные подвижные игры Южного Урала»...