Методическая разработка.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Раднаева Дарима Цыренжаповна

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Царство мыльных пузырей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarstvo_mylnyh_puzyrey.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Царство мыльных пузырей»

Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Интеграция областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Используемые технологии:

Здоровьесберегающая технология: 

  • физкультминутка;

Личностно-ориентированная технология:

  • индивидуальный подход к детям;

Информационно-коммуникационная технология:

  • презентация;
  • аудио сопровождение;

Игровая технология:

  • погружение детей в воображаемую ситуацию;
  • в деятельность детей вводится элемент соревнования, который переводит образовательную задачу в игровую;
  • успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

Развивающие:

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память

детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;

  • Учить понимать образный смысл загадок.
  • Продолжать развивать связную речь детей;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство любви к природе;
  • Воспитывать доброе, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: стулья по количеству детей, стул для воспитателя, фартуки по количеству детей, глобус, сок лимона, молоко, чайная ложка/картинка, шар, куб емкости различной формы, соль/сахар, емкости с водой, марля, ватные диски, воронки, вода с песком, смарт доска, ноутбук.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»
  • Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
  • Знакомство с круговоротом воды в природе

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая.

Формы совместной деятельности взрослых и детей: 

  • Загадки;
  • Физкультминутка;

Активизация словаря: глобус, суша, круговорот воды в природе, текучая, пресная, текучая, прозрачная, фильтр.

Ход НОД:

Воспитатель: Дорогие мои друзья, всех вас видеть рада я. Кто меня видит, топните ножкой! Тук-тук, тук-тук, мы построим домик тут. Ворота закрываются, чудеса здесь начинаются. Давайте сядем в круг, поздороваемся с вами:

Доброе утро, животики! (дети гладят животы)

Доброе утро, носики! (дети гладят носы)

Доброе утро, волосики! (теребят волосы)

Похлопайте те, у кого замечательное сегодня настроение!

У меня есть для вас сюрприз, но сначала угадайте загадку:

-Взлетает шар надутый,

Прозрачнее стекла.

Внутри его как будто

Сверкают зеркала……..

(Дети: мыльный пузырь)

Воспитатель: Ребята, представляете, оказывается есть сказочное царство Мылопены. И управляет этим царством Маэстро мыльных пузырей. Я сегодня получила письмо от маэстро, он пишет, что в царстве Мылопены большое несчастье, все мыльные пузыри и большие, и маленькие, и совсем крошечные, загрустили и от грустных мыслей лопаются один за другим. Он  боится, что  в мире скоро не останется ни одного мыльного пузыря. Дело в том, что мыльные пузыри думают, что о них все забыли и никому они не нужны.

И действительно, когда мы в последний раз играли с мыльными пузырями, кажется, осенью, да?

Маэстро хочет напомнить вам, сколько пользы и радости приносят мыльные пузыри. Для этого, он приглашает вас в творческие мастерские.

Прежде всего, маэстро хочет, чтобы вы больше узнали о жизни мыльных пузырей. Маэстро составил для вас вопросы, давайте попробуем ответить. Покажем Маэстро, что мы помним и знаем о мыльных пузырях.

Воспитатель зачитывает вопросы из письма:

  1. Скажите, а почему мыльные пузыри называют мыльными?

Ответы детей. (Потому, что сделаны из мыла и воды)

  1. А для чего людям нужны мыльные пузыри? 

Ответы детей. (Для праздника)

  1. Я с вами согласна, радужные мыльные пузыри всегда создают хорошее настроение, но давайте подумаем, разве мыльные пузыри нужны только для игр?  Вспомните, где еще используют мыльную пузырчатую пену?

Ответы детей. (Моют руки, лицо, волосы, стирают порошком одежду, моют посуду)

  1. А разве мыло полезное, ведь оно так щиплет глаза? 

Ответы детей. (Полезное, потому что убивает микробы и бактерии). 

  1. А мыльные пузыри тоже полезные? 

Ответы детей. (Конечно, ведь они сделаны из мыла).

Воспитатель: прежде чем пригласить вас в мастерские, Маэстро предупреждает вас, что даже в волшебном царстве Мылопены нужно быть внимательным к своему здоровью, нельзя, чтобы мыло попадало в глаза, опасно пробовать мыльные пузыри на язык, ходить нужно осторожно ведь мыльная пена очень скользкая и можно упасть. Будем беречь себя? (да) Тогда вперед, в творческие мастерские.

Мастерская 1. «Что нужно для создания мыльного пузыря».

(В воду наливаем жидкое мыло, размешиваем, опускаем в мыльный раствор проволочную петлю, выдуваем пузырь)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, как рождается мыльный пузырь. В миске у нас вода, добавим в воду жидкое мыло, перемешивая растворим жидкое мыло в воде, получим – мыльный раствор, опустим проволочную петлю в мыльный раствор – видим, что на петле образовалась мыльная пленка. Как же так, а где пузырь, ведь вы ребята говорили, что мыльные пузыри создают из воды и мыла. Как вы думаете, чего не хватает? Конечно, нужно заполнить мыльную пленку воздухом.

- Мыльные пузыри создает мыльная пленка и воздух внутри нее. 

Вывод: Теперь мы точно знаем, для рождения мыльного пузыря нужны: мыло, вода и воздух.

Мастерская 2. «Какой формы мыльный пузырь?»

(Выдуваем пузыри из рамок различной формы: круглой, квадратной, треугольной и из трубочки)

Воспитатель: Посмотрите ребята, какой интересной формы у меня рамочки (показываю, дети называют форму), а можно ли выдуть треугольный пузырь из треугольной рамочки?

- Какой формы получились пузыри из треугольной, квадратной…рамки? (ответы детей).  Все пузыри получились круглые, это потому, что воздух внутри мыльной пленки распространяется равномерно.

Вывод: Какую бы рамку мы не использовали, пузырь будет иметь форму шара.

Мастерская 3. «Почему пузырь лопается в наших руках?»

(Выдуваем пузырь и предлагаем подставить ладонь, что бы мыльный пузырь опустился на ладонь. Пузырь лопается.)

Воспитатель: А кто из вас может поймать мыльный пузырь, или дотронутся до него, чтобы он не лопнул? (пробуем вместе с детьми) Почему же мыльные пузыри лопаются?

 - Это происходит потому, что в месте соприкосновения с сухим предметом или рукой, вода смачивает их, от потери влаги пленка лопается.

(Выдуваем пузырь, но теперь дотрагиваемся до него смоченной в мыльном растворе ладонью, пузырь не лопается.)

- Ну, вот совсем другое дело, ваши мокрые ладошки стали родными для пузыря.

- Если к мыльному пузырю дотронутся мокрым предметом, пузырь не потеряет воду и не лопнет. 

- Теперь вы знаете, почему разрушается мыльный пузырь.

Вывод: Пузырь разрушается из-за потери влаги.

Мастерская 4. «Почему мыльные пузыри бывают маленькие и большие»

(Когда дуем в трубочку быстро, выдуваем много маленьких пузырей, а когда дуем в трубочку медленно, получаем один большой пузырь)

Воспитатель: А знаете, ребята, почему одни мыльные пузыри получаются большие, а другие маленькие? (надуваем)

- Если вдувать в пузырь воздух медленно, то мыльная пленка успевает растянуться и пузырь получается большой, но если дуть быстро - то мыльная пленка не успевает растянуться и рвется, получаются маленькие пузыри.

- Вот мы и раскрыли секрет маленьких и больших пузырей, большие пузыри получается, если…., маленькие если…

Вывод: размер пузыря зависит от того как быстро его надувают.

Мастерская 5. «Почему мыльные пузыри умеют летать?»

(Выдуваем пузырь, он медленно опускается на землю. Выдуваем пузырь и аккуратно машем веером, или дуем на него, пузырь поднимается вверх, в сторону, летает.)

Воспитатель: все видели, как летают мыльные пузыри, но всегда ли они летают?  Мой пузырь отказывается летать, почему? А если я взмахну веером, смотрите, он полетел.

- Ребята подуйте друг на друга, вы чувствуете поток воздуха, созданный вами? Веер тоже создает поток воздуха и, ударяясь о пленку мыльного пузыря, толкает его, заставляя двигаться. Так же и на улице есть потоки воздуха, в которых могут летать мыльные пузыри. Если потока воздуха нет, мыльные пузыри опустятся на землю.

- Теперь мы знаем, что пузыри летают в …..

Вывод: Пузыри летают в потоках воздуха.

Звучит таймер. Дети собираются в круг к воспитателю.

Воспитатель: Ребята, кто был в мастерской создания мыльных пузырей? Что вы выяснили, что необходимо для создания мыльного пузыря?

Ответы детей.

 Воспитатель: Ребята, кто исследовал какой формы мыльный пузырь? Что вы выяснили?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, кто искал ответ на вопрос «Почему пузырь лопается в наших руках?» Что вы выяснили?

Ответы детей.

Воспитатель: ну и последний вопрос у меня остается, почему мыльные пузыри умеют летать?»

Ответы детей.

Воспитатель: Маэстро также пишет, что мыльные пузыри очень спортивные и в царстве Мылопены часто бегают наперегонки. Хотите устроить соревнования мыльных пузырей.

(На шерстяной шар выдуваем два небольших пузыря. Воспитатель просит помочь ребенка. Они берут трубочки и каждый дует на свой пузырь, пузыри катятся по шарфику. Кто быстрей! Эту игру повторяют дети.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...