Зимнее экспериментирование в подготовительной группе.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Борисюк Виктория Вячеславовна

Старшие дошкольники любознательны, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании. Внимание и интерес детей поддерживают взрослые посредством различных форм организации исследовательской деятельности. Детей подготовительной группы увлекает изучение явлений и событий общественной жизни, явлений природы. Исследование того, что происходит в настоящем времени. Это может быть наблюдение за появлением и исчезновением радуги во время прогулки, экскурсия на производство или предприятие (в магазин, промышленный комбинат, библиотеку, на почту), изучение технологии укладки асфальта и других дорожных работ, приготовления и использования цемента и многое другое.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который сумеет заинтересовать детей, научит не только смотреть, но и видеть. Дети явно захотят узнать ещё больше. 

Прогулки с детьми будут плодотворными, интересными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если взрослый на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.

Все дети, наверное, любят зиму. Ведь с приходом зимы на душе становится как-то светло: белые дорожки, деревья, будто белым покрывалом укрыты. Дети в ожидании зимы, так как их ждет много разных забав: катание с горки на санках и ледянках; катание на лыжах, коньках; игра в снежки, эксперименты со снегом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnee_eksperimentirovanie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Зимнее экспериментирование в подготовительной группе.

Старшие дошкольники любознательны, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании. Внимание и интерес детей поддерживают взрослые посредством различных форм организации исследовательской деятельности. Детей подготовительной группы увлекает изучение явлений и событий общественной жизни, явлений природы. Исследование того, что происходит в настоящем времени. Это может быть наблюдение за появлением и исчезновением радуги во время прогулки, экскурсия на производство или предприятие (в магазин, промышленный комбинат, библиотеку, на почту, изучение технологии укладки асфальта и других дорожных работ, приготовления и использования цемента и многое другое.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который сумеет заинтересовать детей, научит не только смотреть, но и видеть. Дети явно захотят узнать ещё больше. 

Прогулки с детьми будут плодотворными, интересными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если взрослый на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.

Все дети, наверное, любят зиму. Ведь с приходом зимы на душе становится как-то светло: белые дорожки, деревья, будто белым покрывалом укрыты. Дети в ожидании зимы, так как их ждет много разных забав: катание с горки на санках и ледянках; катание на лыжах, коньках; игра в снежки, эксперименты со снегом.

№1. Замерзание жидкостей 

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал.  Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход.  Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод.  Жидкости  замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Необходимо  заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.

№ 2. Откуда берётся иней? 

Цель.  Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал.  Термос с горячей водой, тарелка.

Ход.  На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод.  При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

№3.  Почему снег греет? 

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал.  Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход.  Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят  рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод.  В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

№4.  Где лучики? 

Цель.  Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал.  Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход.  Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод.  Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

№5. Ледяной секрет 

Цель: Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал: Заранее подготовленный «ледяной секретик»- различные картинки

Ход: Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом картинки. Дети отмечают, что все хорошо видно, так как лёд прозрачный. Предлагает достать картинку из-подо льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод: Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

№6. Лепка из рыхлого снега 

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Материал: Пластмассовые формочки и совочки (на каждого ребенка 2 формочки и 1 совок); подносы для формовки.

Ход: Взрослый вносит снег в помещение, предлагает рассмотреть его, потрогать. Спросить, какой он (холодный, рыхлый). Далее предложить сделать их формочек фигурки. Спросить получается ли. Почему получается?

Вывод: в морозную погоду на улице не получится лепить фигурки из рыхлого снега, а в помещении получится, потому что температура в помещении намного теплее, чем на улице.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало. 

Все мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети  видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не рассказать про это чудо! Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Экспериментирование помогает детям вести самостоятельные беседы, развивает речь, мышление; сближает детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....

Сценарий зимнего развлечения для подготовительной группы "Зимние сувениры"

Данное мероприятие будет интересно для воспитателей, музыкальных руководителей, физ.инструкторов  и других пед.работников. Расчитано на возраст детей от 5-ти до 7-ми лет....

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Зимний пейзаж» в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Зимний пейзаж» в подготовительной группе...

Сценарий зимнего развлечения в подготовительной группе «Зимние забавы».

Цель: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов, укрепление здоровья детей, совершенствование ф...

Сценарий зимнего развлечения в подготовительной группе на тему: «Зимние забавы»

Сценарийзимнего развлечения в подготовительной группена тему:«Зимние забавы»...