Конспект занятия по исследовательски - экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шиллер Анастасия Васильевна

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

Тема: «Удивительные свойства магнита»

Цель: Расширение и систематизация знаний детей о магните и некоторых его свойствах.

 Задачи:

Образовательные: познакомить с понятием «магнетизм», «магнитные силы», сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле»; продолжать учить самостоятельно, принимать решение в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.

Развивающие: развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление; социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.

Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим, аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование: металлические, пластмассовые, деревянные предметы,  магниты разного вида. Вода в стаканчиках, зажимы, бабочка на магните, лист картона, пластмассовый лабиринт, карандаши, карты наблюдений, надувной бассейн, удочки, рыбки, одноразовые тарелки.

Техническое оснащение: цифровая лаборатория Наураша в стране Наурандии, проектор, ноутбук, интерактивная доска, аудио звук.

Методы: словесные - беседа, объяснение. Наглядные – показ приемов работы. Практические – физкультминутка, самостоятельная работа. Игровые - игровая мотивация, загадки.

Ход опытно-исследовательской экспериментальной

деятельности:

1.Организационный момент:

(Дети заходят в лабораторию, где уже находятся педагоги)

Педагог 1: Здравствуйте, ребята. Мы очень рады видеть вас в нашем детском саду. И хотели бы познакомить вас с нашей мини лабораторией. Вообще для этого у нас есть свой кабинет, где мы с ребятами проводим разные эксперименты и познавательные занятия, позже мы заглянем туда на экскурсию. Но так как вас много и чтобы каждому удалось поучаствовать, начнем мы наше знакомство здесь.

Педагог 2: Здравствуйте ребята. Первое с чем мы вас хотим познакомить, это цифровая лаборатория Наураша. С помощью нее мы знакомимся с физическими явлениями и делаем разные открытия.  А  вы хотели бы побывать в такой лаборатории и побыть младшими сотрудниками?  

Педагог 1: Давайте узнаем, над чем работают  научные сотрудники!

Педагог 2: Ребята, вчера поздно вечером к нам в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, он находится в этой коробке,  чтобы узнать, что это за предмет вам нужно отгадать загадку. Попробуете?

Педагог читает загадку:

Хватаю в крепкие объятья

Металлических я братьев.

Дети:  Магнит.

Педагог:  Правильно, магнит!

Педагог: Вот перед вами обычный магнит,
                Много секретов в себе он хранит.

                 Знаком  ли вам этот предмет?

Дети: да, знаком.

Педагог: Скажите, что такое магнит? Какой он?

Дети:  ответы

Магнит – это предмет, сделанный из специального материала, который создает магнитное поле. Он черный, гладкий, холодный.

Педагог 2: Правильно ребята.  Магнит это камень, он обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. А теперь, посмотрите, пожалуйста, что мы узнали в нашей лаборатории.  

По окончанию занятия в цифровой лаборатории дети делают вывод:
Дети: Не две гирьки поднялись на экране, потому что от датчика до магнита было больше расстояние.
Дети: Измеряли кольцевой магнит и плоскостной. При измерении кольцевого магнита большая гиря то поднималась, то опускалась. При сравнении с плоскостным магнитом две гирьки поднялись и крепко держались, потому что датчик соприкасается с магнитом.
Дети: При сложении магнитов гирьки тоже поднимались вверх и крепко держались.

Обратите внимания, магниты бывают плоские, подковообразные, кольцевые. И чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам провести несколько опытов.

Педагог: перед началом работы в лаборатории, нам нужно подвигаться

Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Магнитный рыболов» (игра проводится в виде эстафеты) удочки и поднос со скрепками

 - Как вы думаете, почему именно в эту игру я предложила вам поиграть?

Педагог 2: Чтобы пройти в нашу лабораторию, предлагаю поделиться на 4 группы, каждая сможет выполнить опыт, а по звонку вы меняетесь местами.  

Но для начала мы обговорим Правила работы в лаборатории и обратимся к схемам.

       - не шуметь;

       -ничего не  брать в рот;

       -бережно обращаться с оборудованием.

До начала работы детей обьясняем что нужно делать за столами, в ходе тоже подсказываем и спрашиваем результат

ОПЫТ №1 «Магнитные полюса».

Педагог: У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соединить свой магнит с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

Дети:  Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Педагог: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, синего цвета, а с другой – «южный» полюс красного цвета.

Педагог: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.

Вывод: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к другу, либо отталкиваются.

ОПЫТ №2

Педагог: Ребята, а все ли предметы притягивает магнит?

Дети: Да, нет.

Педагог: Сейчас мы это с вами проверим. У вас на столах, в тарелочке находятся предметы из разных материалов. Проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или нет. Что нам понадобится для этого?

Дети: Магнит.

Педагог: Как мы это сможем сделать? 

Дети: Возьмём магнит и с помощью него разделим предметы на две группы: в первой группе будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются.

Педагог: Приступим. Ребята, те предметы, которые притягивает магнит, вы положите на белую тарелочку, а те которые не притягивает – на жёлтую. 

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

Педагог: Назовите, какие предметы притянул магнит. 

Дети: Скрепки, монеты, гвоздь…

Педагог: Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

Дети:  Из металла, железа.

Педагог: Они какие?

Дети: Металлические.

Педагог: А какие предметы не притянул магнит?

Дети: Спичечный коробок, крышка от бутылок, кубик пластмассовый…

Педагог: Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? Дети: Из дерева, пластика, бумаги и т. д.

Педагог: Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Педагог: Давайте при помощи карты наблюдений зафиксируем вывод.

На карточках обведите те предметы, которые притягивает к себе магнит.

Запомните, ребята, свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит.

ОПЫТ № 3

Педагог: Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, пластмасс, стекло и воду?

Дети: Да! Нет!

Педагог: Хорошо. Давайте проверим. Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона. У меня в руках бабочка с магнитом. Как вы думаете, если я приложу бабочку к картону, она будет держаться на картоне?

Дети: Нет.

Педагог: Почему?

Дети: Картон не металлический предмет.

Педагог: Я возьму магнит и приложу его с другой стороны картона на уровне бабочки. Что вы видите?

Дети: Бабочка держится на картоне.

Педагог: Магнит притягивает к себе магнит через преграду картон. Двигаю магнитом с задней стороны картона и бабочка тоже двигается.

Бабочку двигает магнитная сила. Проходит магнитная сила через преграду картон?

Дети: Да.

Вывод: Магнитная сила действует через преграду – картон.

ОПЫТ  № 4

Педагог: Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через  преграду – пластик и воду?  

Дети: (Да! Нет!)

Педагог: У вас на столах стоят стаканы с водой, а в них скрепка. Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через пластик и воду  достать скрепку? Не намочив руки и сам магнит.

Дети: Да, нет.

Педагог: Прислоняем магнит к стакану. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Что мы видим?

Дети: скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх…

Педагог: Действует магнитная сила через препятствие пластик и воду?

Дети: Да.

Педагог: Какой мы можем сделать вывод?

 Вывод: Магнитная сила действует через преграду – пластик и воду.

6. Рефлексия

Педагог 1: Как быстро летит время, к сожалению, пришла пора покинуть нашу лабораторию. Но, мы хотим задать вам несколько вопросов.
Педагог 2: С каким  удивительным камнем мы сегодня познакомились?

Дети: Магнитом.

Педагог 1: Какие предметы притягивает магнит?

Дети: Металлические.

Педагог 2: Как называется свойство притягивать к себе предметы?

Дети: Магнетизм, от слова магнит.

Педагог 1: Сколько полюсов у магнита?

Дети: Два. Северный и южный.

Педагог 2: Какой опыт вам запомнился?

Дети: 

Педагог 1: Как человек использует свойство магнита в своей жизнедеятельности? Где в повседневной жизни вы сталкивались с магнитом?  (дверца холодильника, замок на двери, магнитная доска в классе и т.д.).

Магнит используется человекам в разных сферах своей деятельности.

 

Педагог: Ребята, спасибо вам за вашу научную работу, вы отлично справились со всеми экспериментами. Мы были рады с вами познакомиться

Сейчас мы вместе пройдем и посмотри наш научный кабинет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»

Программное содержание:                                                   ...

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы,  обобщение. Развивать любознательность, интерес, интеллект внимания, самостоятельность....