Конспект занятия по исследовательски - экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_opytno-issledovatelskoy_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности
Тема: «Удивительные свойства магнита»
Цель: Расширение и систематизация знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятием «магнетизм», «магнитные силы», сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле»; продолжать учить самостоятельно, принимать решение в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающие: развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление; социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.
Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим, аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование: металлические, пластмассовые, деревянные предметы, магниты разного вида. Вода в стаканчиках, зажимы, бабочка на магните, лист картона, пластмассовый лабиринт, карандаши, карты наблюдений, надувной бассейн, удочки, рыбки, одноразовые тарелки.
Техническое оснащение: цифровая лаборатория Наураша в стране Наурандии, проектор, ноутбук, интерактивная доска, аудио звук.
Методы: словесные - беседа, объяснение. Наглядные – показ приемов работы. Практические – физкультминутка, самостоятельная работа. Игровые - игровая мотивация, загадки.
Ход опытно-исследовательской экспериментальной
деятельности:
1.Организационный момент:
(Дети заходят в лабораторию, где уже находятся педагоги)
Педагог 1: Здравствуйте, ребята. Мы очень рады видеть вас в нашем детском саду. И хотели бы познакомить вас с нашей мини лабораторией. Вообще для этого у нас есть свой кабинет, где мы с ребятами проводим разные эксперименты и познавательные занятия, позже мы заглянем туда на экскурсию. Но так как вас много и чтобы каждому удалось поучаствовать, начнем мы наше знакомство здесь.
Педагог 2: Здравствуйте ребята. Первое с чем мы вас хотим познакомить, это цифровая лаборатория Наураша. С помощью нее мы знакомимся с физическими явлениями и делаем разные открытия. А вы хотели бы побывать в такой лаборатории и побыть младшими сотрудниками?
Педагог 1: Давайте узнаем, над чем работают научные сотрудники!
Педагог 2: Ребята, вчера поздно вечером к нам в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, он находится в этой коробке, чтобы узнать, что это за предмет вам нужно отгадать загадку. Попробуете?
Педагог читает загадку:
Хватаю в крепкие объятья
Металлических я братьев.
Дети: Магнит.
Педагог: Правильно, магнит!
Педагог: Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Знаком ли вам этот предмет?
Дети: да, знаком.
Педагог: Скажите, что такое магнит? Какой он?
Дети: ответы
Магнит – это предмет, сделанный из специального материала, который создает магнитное поле. Он черный, гладкий, холодный.
Педагог 2: Правильно ребята. Магнит это камень, он обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. А теперь, посмотрите, пожалуйста, что мы узнали в нашей лаборатории.
По окончанию занятия в цифровой лаборатории дети делают вывод:
Дети: Не две гирьки поднялись на экране, потому что от датчика до магнита было больше расстояние.
Дети: Измеряли кольцевой магнит и плоскостной. При измерении кольцевого магнита большая гиря то поднималась, то опускалась. При сравнении с плоскостным магнитом две гирьки поднялись и крепко держались, потому что датчик соприкасается с магнитом.
Дети: При сложении магнитов гирьки тоже поднимались вверх и крепко держались.
Обратите внимания, магниты бывают плоские, подковообразные, кольцевые. И чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам провести несколько опытов.
Педагог: перед началом работы в лаборатории, нам нужно подвигаться
Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Магнитный рыболов» (игра проводится в виде эстафеты) удочки и поднос со скрепками
- Как вы думаете, почему именно в эту игру я предложила вам поиграть?
Педагог 2: Чтобы пройти в нашу лабораторию, предлагаю поделиться на 4 группы, каждая сможет выполнить опыт, а по звонку вы меняетесь местами.
Но для начала мы обговорим Правила работы в лаборатории и обратимся к схемам.
- не шуметь;
-ничего не брать в рот;
-бережно обращаться с оборудованием.
До начала работы детей обьясняем что нужно делать за столами, в ходе тоже подсказываем и спрашиваем результат
ОПЫТ №1 «Магнитные полюса».
Педагог: У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соединить свой магнит с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Педагог: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, синего цвета, а с другой – «южный» полюс красного цвета.
Педагог: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.
Вывод: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к другу, либо отталкиваются.
ОПЫТ №2
Педагог: Ребята, а все ли предметы притягивает магнит?
Дети: Да, нет.
Педагог: Сейчас мы это с вами проверим. У вас на столах, в тарелочке находятся предметы из разных материалов. Проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или нет. Что нам понадобится для этого?
Дети: Магнит.
Педагог: Как мы это сможем сделать?
Дети: Возьмём магнит и с помощью него разделим предметы на две группы: в первой группе будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются.
Педагог: Приступим. Ребята, те предметы, которые притягивает магнит, вы положите на белую тарелочку, а те которые не притягивает – на жёлтую.
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам
Педагог: Назовите, какие предметы притянул магнит.
Дети: Скрепки, монеты, гвоздь…
Педагог: Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Дети: Из металла, железа.
Педагог: Они какие?
Дети: Металлические.
Педагог: А какие предметы не притянул магнит?
Дети: Спичечный коробок, крышка от бутылок, кубик пластмассовый…
Педагог: Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? Дети: Из дерева, пластика, бумаги и т. д.
Педагог: Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Педагог: Давайте при помощи карты наблюдений зафиксируем вывод.
На карточках обведите те предметы, которые притягивает к себе магнит.
Запомните, ребята, свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит.
ОПЫТ № 3
Педагог: Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, пластмасс, стекло и воду?
Дети: Да! Нет!
Педагог: Хорошо. Давайте проверим. Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона. У меня в руках бабочка с магнитом. Как вы думаете, если я приложу бабочку к картону, она будет держаться на картоне?
Дети: Нет.
Педагог: Почему?
Дети: Картон не металлический предмет.
Педагог: Я возьму магнит и приложу его с другой стороны картона на уровне бабочки. Что вы видите?
Дети: Бабочка держится на картоне.
Педагог: Магнит притягивает к себе магнит через преграду картон. Двигаю магнитом с задней стороны картона и бабочка тоже двигается.
Бабочку двигает магнитная сила. Проходит магнитная сила через преграду картон?
Дети: Да.
Вывод: Магнитная сила действует через преграду – картон.
ОПЫТ № 4
Педагог: Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через преграду – пластик и воду?
Дети: (Да! Нет!)
Педагог: У вас на столах стоят стаканы с водой, а в них скрепка. Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через пластик и воду достать скрепку? Не намочив руки и сам магнит.
Дети: Да, нет.
Педагог: Прислоняем магнит к стакану. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Что мы видим?
Дети: скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх…
Педагог: Действует магнитная сила через препятствие пластик и воду?
Дети: Да.
Педагог: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила действует через преграду – пластик и воду.
6. Рефлексия
Педагог 1: Как быстро летит время, к сожалению, пришла пора покинуть нашу лабораторию. Но, мы хотим задать вам несколько вопросов.
Педагог 2: С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились?
Дети: Магнитом.
Педагог 1: Какие предметы притягивает магнит?
Дети: Металлические.
Педагог 2: Как называется свойство притягивать к себе предметы?
Дети: Магнетизм, от слова магнит.
Педагог 1: Сколько полюсов у магнита?
Дети: Два. Северный и южный.
Педагог 2: Какой опыт вам запомнился?
Дети:
Педагог 1: Как человек использует свойство магнита в своей жизнедеятельности? Где в повседневной жизни вы сталкивались с магнитом? (дверца холодильника, замок на двери, магнитная доска в классе и т.д.).
Магнит используется человекам в разных сферах своей деятельности.
Педагог: Ребята, спасибо вам за вашу научную работу, вы отлично справились со всеми экспериментами. Мы были рады с вами познакомиться
Сейчас мы вместе пройдем и посмотри наш научный кабинет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»
Программное содержание: ...
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы, обобщение. Развивать любознательность, интерес, интеллект внимания, самостоятельность....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы «Я фокусничаю!» (предназначен для проведения занятия родителями для своих детей в домашних условиях)
Беседа о фокуснике и фокусах. Проведение родителями эксперементальных опытов в домашних условиях со своими детьми...