Конспект занятия по исследовательской - экспериментальной деятельности в старшей группе №9 «Берёзонька» Тема: «Чудо воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шаменкова Татьяна Алексеевна

Конспект НОД: «Чудо воздух»

Цель: познакомить со свойствами воздуха

 

Задачи:

Развивающая: воспитывать интерес к исследовательской-экспериментальной деятельности.

Обучающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, любознательность; формировать умение делать выводы.    

Воспитательная: воспитывать умение слушать других детей.

 

 

Оборудование: коробочка- посылка, корзина, детские дудочки, свистульки; мыльные пузыри; воздушные шары; карточки с большими цифрами и рисунком органа чувств на обратной стороне (3); трубочки для коктейля и стаканчики с водой на каждого ребёнка; целлофановые пакеты на каждого ребенка. Конверт с письмом и цифрами.

 

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Социально - коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие.

Методы и приемы: словесный метод (беседа,), наглядный метод, игровой метод.

Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный.

Форма проведения занятия: опытно-исследовательская работа, занятие.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска

(МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска) 

пер. Гражданский, 14-А, г.  Рубцовск, Алтайский край 658200  

телефон 8(38557)4-67-83, 8(38557)4-58-73

эл. адрес: ds56ngs.ru@yandex.ru сайт: https://ds56rub.edu22.info/ 

Конспект занятия по исследовательской - экспериментальной деятельности в старшей группе №9 «Берёзонька»

Тема: «Чудо воздух»

Ознакомление с предметным и социальным окружением

                                                                                    Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории:

                                                 Шаменкова Т.А.

Рубцовск 2023

Конспект НОД: «Чудо воздух»

Цель: познакомить со свойствами воздуха

Задачи:

Развивающая: воспитывать интерес к исследовательской-экспериментальной деятельности.

Обучающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, любознательность; формировать умение делать выводы.        

Воспитательная: воспитывать умение слушать других детей.

Оборудование: коробочка- посылка, корзина, детские дудочки, свистульки; мыльные пузыри; воздушные шары; карточки с большими цифрами и рисунком органа чувств на обратной стороне (3); трубочки для коктейля и стаканчики с водой на каждого ребёнка; целлофановые пакеты на каждого ребенка. Конверт с письмом и цифрами.

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Социально - коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие.

Методы и приемы: словесный метод (беседа,), наглядный метод, игровой метод.

Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный.

Форма проведения занятия: опытно-исследовательская работа, занятие.

Ход занятия

Организационный момент.

(Звучит звук ветра появляется коробка)

Воспитатель: - Ребята, что же это такое происходит, посмотрите какая-то коробка, а как вы думаете, что в ней находится?  (Ответы детей …)

 (в коробке находится   воздушные шары – надутый и сдутый).

Основная часть.

Воспитатель: Ветер принес к нам в группу посылку. (Воспитатель открывает посылку и берет в руки воздушные шары).  Ребята, посмотрите, что у меня в руке?

Ответ детей: Воздушные шары.

 Воспитатель: Правильно, у меня в руке воздушные шары. Какой он красивый! (воспитатель обращает внимание на сдутый воздушный шар). Что же с шариком произошло?

Ответы детей: Вышел воздух, сдулся и т.д. (версии детей)

Воспитатель: Шарик сдулся. Чем шарик был наполнен как вы думаете?        

Ответ детей: Воздухом.

Воспитатель: Почему шарик сдулся?

Ответ детей: Воздух вышел.

Воспитатель: Ребята, а вы увидели, как вышел воздух?

Ответ детей: Нет.

Воспитатель: Ой, ребята, здесь письмо. (воспитатель читает письмо, прикрепленное к сдутому шарику)

«Здравствуйте, ребята! У меня сегодня хорошее, весёлое настроение и я решил с вами поиграть в прятки; я сбежал из шарика и спрятался, а вы попробуйте меня найти! В конверте подсказки, идите по ним, и мы встретимся. Ваш воздух!»

(Воспитатель достает первую карточку – подсказку с номером 1. На обратной стороне рисунок – ГЛАЗ)

Воспитатель: Идти нам нужно пройтись по подсказкам и тог\да встретимся с воздухом . Первая подсказка под каким номером? 

Ответ детей:  (Под номером 1)

Воспитатель: Ребята, что изображено на подсказки?

Ответ детей: Глаз.

Воспитатель: Мы его должны…увидеть, а может быть воздух под платком? Давайте посмотрим. (под платком накрыты стаканчики с водой, рядом в коробке трубочки для коктейля; мыльные пузыри) Зачем нам это, не понимаю (предположения детей)

Опыт №1:

Берут трубочки дуют (демонстрируют вдох и выдох, стоя возле столов); потом проделывают это с водой (в стаканчики с водой дуют).

Воспитатель: появление пузырьков свидетельствует о наличии воздуха (воздух выпрыгивает из воды, и мы его видим).

Опыт№2: Дети берут листок бумаги  в руки и дуют на него.

Воспитатель: Что происходит?

Ответ детей: Лист шевелится

Воспитатель: видим ли мы сейчас с вами воздух?

Ответ детей: да, ведь бумага шевелится

Опыт№3:

Воспитатель: Пройдем к стульчикам, встанем возле них и глазками будем любоваться мыльными пузырями. Давайте прятать воздух в мыльных пузырьках (играют с пузырьками). Они лопаются – «воздух опять убегает». Можем мы увидеть воздух?

Дети делают вывод: воздух можно увидеть!

Задание № 2. На обратной стороне – УХО

Воспитатель: Мы что ещё и услышать должны…непонятно, а как (давайте посмотрим, что здесь лежит, вдруг отгадка (в коробке детские дудочки, свистульки) Кто догадался, что с ними делать?

Ответ детей: играть на них, свистеть.

Опыт№1 Делают глубокий вдох и выдыхают воздух в дудочки и свистульки; появляются звуки разной высоты (зависит от силы выдоха); делают 3 раза тихо, громко и опять тихо.

Воспитатель: Мы поиграли с детскими музыкальными игрушками, что мы слышали?

Ответ детей: звуки.

Воспитатель: можем мы слышать воздух?

Вывод детей: воздух можно слышать!

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Задание № 3. На обратной стороне – РУКА

Воспитатель: Как вы думаете можно поймать или потрогать, почувствовать воздух?

Ответы детей: версии детей.

Опыт №3 с полиэтиленовыми пакетами .

Дети подходят к сотам и берут в руки пакеты. Стоят возле стола.

Воспитатель: Подойдите к столу, возьмите пакет. Посмотрите, что в нём?

Ответ детей: он пустой, ничего нет.

Воспитатель: Теперь набираем воздух в пакет.

Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются

поймать воздух в пакет.

Воспитатель: Посмотрите, какой теперь стал пакет?

Ответ детей: Полный.

Воспитатель: Что вы поймали?

Ответ детей: Воздух.

Воспитатель: Ребята, покажите, сколько воздуха в ваших пакетах. (рассматривают дети пакеты). Посмотрите, какого цвета воздух в вашем пакете?

Ответы детей: Он бесцветный.

Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?

Ответ детей: Внутри находится воздух.

Воспитатель: Откройте пакет, посмотрите, вы видите воздух?

Ответ детей: Нет.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку?

Ответ детей:Да.

Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли внутри находится воздух?

– Я свой пакет осторожно проткну острой палочкой и нажму на него руками.

Что вы слышите?

Ответ детей: Шипение. Пакет сдулся.

Воспитатель: Это выходит воздух, мы его не видим, а чувствуем.

Вывод детей: Воздух прозрачный, он не имеет цвета, невидимый.

Воспитатель: Хитрый воздух убегает от ребят, выпрыгивает у них из ладошек. он неуловимый. Что же делать, как нам его поймать: в руки не даётся, из пузырей убегает, в баночке сидеть не хочет; как же вернуть наш воздух-шалунишку в шарик

Дети предлагают простой вариант: надуть шарик.

Воспитатель надувает сдувшийся шарик, и возвращает воздух на «место».

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня узнали?

Ответ детей: Узнали, что такое воздух, что он прозрачный, невидимый, бесцветный и движется, и находится вокруг нас

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Сегодня из вас получились отличные исследователи!

За активное участие воспитатель дарит детям по шарику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

Конспект занятия по познвательно-экспериментальной деятельности для старшей группы "Что такое воздух"

Занятие для старшего дошкольного возраста по познавательно-экспериментальной деятельности...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Свойства сухого и мокрого песка»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группеТема: "Свойство сухого и мокрого песка"...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка».

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять...

Конспект занятия по познавательно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Необыкновенный мир магнитов»

Конспект занятия по познавательно – экспериментальной деятельности  в старшей группе на тему: «Необыкновенный мир магнитов»Интеграция образовательных областей: познавательное ра...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшая группе компенсирующей направленности «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»

Цель: Путем экспериментирования расширить представления детей о свойствах воздуха: не видим, прозрачен, не имеет запаха, может двигать предметы, находится повсюду....

конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе " Чудо -вода"

Знакомство детей с некоторыми свойствами воды,развивитие анализирующих восприятий неживой природы ,воображение и любознательность....