"Природа-наш дом "
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Оксана Павловна Зуева
Тематическое экспериментирование. Цель: Формирование экологической культуры. Обучающие задачи: • Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы. • Формировать основы экологической культуры. • Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека. • формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_-_nash_dom.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: “Природа-наш дом”

(старшая группа)

 Подготовила и провела : воспитатель

                                          Зуева О.П.

Смоленск 2023

Тема: Тематическое экспериментирование.

Цель: Формирование экологической культуры.

Обучающие задачи:

• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы.

• Формировать основы экологической культуры.

• Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека.

• формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

• Активизировать и обогащать словарь детей.

• Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей. Воспитывать бережное отношение к природе и показать, как доступными средствами можно помочь природе.

• Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования.

Развивающие задачи:

• Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

• Развивать связную речь;

• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира.

• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

• Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Предлагаю поприветствовать всех в стихотворной форме:

«Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю пройти и присесть.

Ребята, сегодня предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое? (Это мир который нас окружает.)

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает в природе? (солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы,насекомые, растения.)

-Этот мир такой разнообразный и неповторимый. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа».

(Воспитатель произносит слова, относящиеся к живой и неживой природе, а дети хлопают в ладоши, если слышат то, что относится к живой природе.)

Воспитатель: У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?

-Земля. Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Воспитатель: Что это такое? (Показ глобуса) ( глобус)

Воспитатель: -Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете какой формы Земля?

- Она круглая похожа на шар.

 Воспитатель:  Каким цветом обозначена на глобусе суша?

- Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.

 Воспитатель: Много ли на нашей планете воды?

- Воды больше, чем суши.

 Воспитатель: Каким цветом она обозначена на глобусе?

- Вода обозначена синим, голубым, белым цветами.

Воспитатель: На плане Земля много разных стран и народов. У каждой страны есть имя. Как называется наша страна, самая большая, самая красивая? (Россия).

Воспитатель: В нашей стране очень много лесов, полей, рек, гор. Каждый человек любит свой край, в котором он родился и в котором живет.

Воспитатель: Наша планета - это общий дом. Это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок -тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни. Послушай те стихотворение. Читает ребенок.

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок - терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Воспитатель: Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить не возможно. Скажите без чего на земле никто не сможет прожить?

Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

- Нет.

- Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Солнце-главный источник тепла и света. Если не будет солнышка, все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет. Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Его свет несет людям радость, здоровье и красоту.

 Воспитатель:  А без воздуха можем мы прожить?

- Нет

Воспитатель: Давайте проведём эксперимент: закройте ладошками себе рот и нос, получится ли у вас дышать (Ответы детей)

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. И воздух очень нужен растениям и животным. Всему живому.

Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек?

-Без воды.

Воспитатель: Какая бывает вода? (питьевая, минеральная, родниковая, морская, водопроводная, газированная). Кому нужна вода? Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Дети, послушайте стихотворение, откуда берется вода. Читает ребенок.

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река

Река полноводно бежит на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря наполняют запас океана:

Сгущается влага над ним как сметана,

Она поднимается выше на небо

Потом превратиться в облако где-то.

А облако пролетая над нами,

Дождем проливаются, сыплят снегами.

Снега превротятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки.

Все это и зовут---Круговоротом воды!

Звучит аудиозапись «Песня Капитошки», воспитатель показывает Капитошку. 

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла капелька воды и принесла письмо. Давайте почитаем.

«Здравствуйте! Я капелька воды—Капитошка! Я люблю играть и танцевать, хотите со мной? Тогда повторяйте.

Дождик, лей веселей (поднимаем руки вверх)

Тёплых капель не жалей (выставляем ладошки)

Для лесов, для полей (руки вверх-покачали,вниз и в стороны)

И для маленьких детей (присели на корточки)

И для мам, и для пап (встали,потянулись на носочки)

Дождик кап-кап-кап (маршируем)

Воспитатель: Какие молодцы! Ребята, Капитошка, очень маленькая, и о себе еще ничего не знает, а вы в детском саду говорят много занимаетесь и все знаете. Помогите мне узнать о себе.

Воспитатель: Ребята, поможем Капитошке хорошо о себе узнать? Капитошка мы обязательно расскажим тебе какими свойствами ты обладаешь? Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.

Воспитатель: Ты маленькая капелька

Живешь среди воды

Сегодня приглашаем тебя

В чудесный мир воды.

Опыт №1»Вода — жидкая, может течь» Цель. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь. Содержание опыта. Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Какой мы можем сделать вывод? (Вода — жидкая, может течь) ВЫВОД ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ ПОД КАПИТОШКУ.

Опыт № 2 «У воды нет запаха».

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет. Какой мы можем сделать вывод?(У воды нет запаха) ВЫВОД ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ ПОД КАПИТОШКУ.

Опыт №3 «Уводы нет вкуса».

Цель. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Содержание опыта. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус? Нет! Какой мы можем сделать вывод?  «Вода не имеет вкуса»  ВЫВОД ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ ПОД КАПИТОШКУ.

Опыт №4 «Вода прозрачная».

Возьмите другие стаканчики с водой и положите в них бусинки. Видно ли их в стаканчике? Да, видно. Какой можно сделать вывод? (Вода прозрачная) ВЫВОД ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ ПОД КАПИТОШКУ.

Упражнение «Волшебные слова»

Вода «слышит» всё, что мы ей говорим и запоминает. Вода – вещество уникальное. Возьмите стаканчики с водой и прошепчите ваши пожелания, и выпейте, вода поделиться с вами своими волшебными свойствами и наполнит вас доброй энергией.

Воспитатель: Давайте, повторим какими свойствами обладает вода.(ПОВТОР ВЫВОДОВ)

Воспитатель Вот, Капитошка, мы рассказали тебе о свойствах воды. Теперь ты многое знаешь о себе.

Воспитатель: И так, мы знаем, что не можем жить без воздуха, солнца и воды! Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

- Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д

Воспитатель :Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её.

Ребята, я знаю, вы очень любите природу и каждый из вас может предложить свой путь к спасению. Давайте же скажем, как сберечь нашу Землю!

Нельзя рвать цветы, топтать траву,

Нельзя обрывать с деревьев листву.

В лесу ходить лишь по тропинке,

Не мять зеленую былинку,

Животных надо охранять,

Да гнезда птиц не разорять.

В «Красную книгу» заносят животных, птиц и насекомых, которым нужна помощь, они изчезают и их нужно защищать и беречь.

Воспитатель: Ребята, природа умеет чувствовать. Мы плачем когда нас обижают. И природа тоже плачет когда ее обижают.

Воспитатель: Давайте дошколята, природу охранять!

О ней не на минуту, не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и реки,

Это все для нас навеки.

Давайте, друзья, в любую погоду,

Будем беречь родную природу

И от любви заботливой нашей,

Станет земля и богаче и краше.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о свойствах воды. Вы хотите стать защитниками природы? Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка, подаренная друг другу, давайте подарим друг другу улыбку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...