«Воздух, воздух, ты какой? Мы знакомимся с тобой!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Куприянова Ольга Владимировна

Конспект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с применением технологии исследовательской деятельности по А.И. Савенкову «Воздух, воздух, ты какой? Мы знакомимся с тобой!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_vozduh.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с применением технологии исследовательской деятельности по А.И. Савенкову «Воздух, воздух, ты какой? Мы знакомимся с тобой!»

 «Воздух, воздух, ты какой? Мы знакомимся с тобой!»

Цель: знакомство со свойствами воздуха, формирование представлений о необходимости воздуха для жизни и здоровья человека.

Задачи:

1.  Дать детям представления о воздухе и его свойствах. Помочь ребенку в процессе экспериментальной деятельности обнаружить воздух в окружающем пространстве и внутри себя. Подвести детей к пониманию того, что воздух обладает силой и упругостью. Формировать познавательную активность и интерес к процессу экспериментальной деятельности. Развивать память, наблюдательность, интерес к явлениям природы.

2.  Активизировать речь детей посредством участия в диалоге с воспитателем. Обогатить словарь детей словами «невидимый», «упругий», «прозрачный». Формировать навыки доказательной речи на основе проведенных опытов и простых исследований

3.  Приобщить детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе проведения опытов. Создать атмосферу творческого поиска

4. Сформировать представления о необходимости воздуха для жизни и здоровья человека

Методы и приемы:

Практические: опыты с воздухом, игры с соломинкой, игровые упражнения, решение проблемных ситуаций, зарисовки результатов опытов.

Наглядные: демонстрация опытов, рассматривание иллюстраций, прослушивание фонограммы со звуковым эффектом сильного ветра.

Словесные: вопросы, загадки, художественное слово. 

Материалы и оборудование: демонстрационный материал: полиэтиленовый пакет, таз с водой, иллюстрации с изображением сильного ветра; фонограмма звукового эффекта «Шум ветра»; раздаточный материал: соломинки для коктейля, стаканчики с водой, бумажные лодочки, вертушки, воздушные шарики. Фотоаппарат для съемки этапов работы (фотографирует помощник воспитателя). 

 

Ход занятия

Этапы

реализации

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Шаг 1.

Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить

Включает детей в образовательную деятельность, активизирует внимание посредством загадки о воздухе:

«Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем».

Если дети затрудняются, подсказывает утрированным вдохом - выдохом.

Отгадывают (не отгадывают) загадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставленная задача принята детьми, есть мотивация достижения результата в сотрудничестве с воспитателем и детьми.

Шаг 2.

Выбор темы исследования

Педагог интересуется у детей, хотят ли они узнать, что такое воздух, побуждает их к активному познанию.

Проявляют интерес к предстоящей теме исследования. Задают вопросы, предлагают варианты исследования.

Шаг 3.

Определение цели исследования

Педагог приводит к тому, что дети должны определить, где мы можем обнаружить воздух, для чего он нужен.

Пытаются ответить на вопрос.

Шаг 4.

Определение задач исследования

Задает вопросы: «Видите ли вы воздух?», «Можно ли потрогать воздух?»

Предлагают варианты ответа на вопрос. Делают предположение, о том, можно ли увидеть и потрогать воздух.

Шаг 5. Выдвижение гипотезы

Обращает внимание детей на то, что воздух невидим, но все-таки его можно обнаружить.

Подводит детей к пониманию того, что воздух обладает силой и упругостью.

Включаются в беседу, пытаются сформулировать свои интересы о том, что бы они хотели узнать.

Шаг 6.

Составление предварительного плана исследования

Предлагает узнать:

Как потрогать воздух?

Есть ли воздух внутри нас?

Как увидеть воздух?

Что такое ветер?

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения.

Шаг 7.

Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы

Предлагает понаблюдать за проведением опыта «Что в пакете?» Набирает в полиэтиленовый пакет воздух, закручивает открытый конец пакета так, чтобы пакет стал упругим. Демонстрирует наполненный воздухом пакет детям. Предлагает потрогать пакет руками, ответить, что в пакете? Какой воздух? Обобщение детских высказываний о свойствах воздуха.

Наблюдают за проведением опыта, включаются в беседу. Практическим путем обследуют заполненный воздухом пакет (трогают, мнут, сжимают). Пытаются сформулировать выводы о том, что в пакете воздух, он невидим, но его можно потрогать через пакет. Он легкий, он упругий.

Вызван интерес к практическому обследованию предмета. Формируются умения делать выводы на основе опытной деятельности.

Предлагает детям проверить, есть ли воздух внутри нас. Раздает трубочки, спрашивает, как можно с ними поиграть. Обобщает детские высказывания. Предлагает проверить, смогут ли дети не дышать. Подводит к пониманию того, что воздух человеку необходим.

Дети играют: дуют в трубочки (вдувают и выдувают воздух). Проверяют наличие воздуха через подставленную ладошку. Делают вывод о том, что внутри человека тоже есть воздух. Без воздуха человек не может жить.

Поставленная задача – обнаружить воздух внутри себя – принята как собственная путем простого эксперимента. Опытным путем доказана невозможность существования человека без воздуха.

Раздает стаканчики с водой. Предлагает опустить соломинки в стакан и подуть. Спрашивает, что за пузырьки появились в стакане. Предлагает зарисовать опыт.

Дети дуют в трубочки, видят пузырьки. Формулируют вывод о том, что пузырьки – это воздух, который внутри нас. В Папке исследователя дети рисуют пузырьки в стакане.

Освоено понимание того, что воздух внутри человека можно увидеть.

Раздает детям вертушки, предлагает подуть на них слегка и сильно. Предлагает поиграть в игру: под фонограмму шума ветра побегать с вертушками по группе, под тишину – слегка подуть. Сравнить результаты. Помогает сделать вывод о том, что ветер – это сила воздуха.

Отвечают на вопросы. Играют с вертушками: дуют сильно и слабо, бегают по группе. Делают выводы о разной силе ветра (слабом ветре и сильном). Ветер – это сила воздуха.

Освоено понятие о том, что воздух обладает силой.

Предлагает вспомнить, чем занимались? во что играли? что понравилось делать? что нового узнали про воздух? Выслушивает детские ответы, дополняет и обобщает. Дарит каждому воздушный шарик.

Пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями.

Проявлен интерес к познавательной деятельности, к проведению опытов. Создана эмоционально теплая психологическая атмосфера в группе.

Шаг 8.

Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы

Узнать, для чего используется сила ветра.

Узнать о природном явлении – урагане. Каким он бывает по силе?

Провести итоговое мероприятие: фотовыставка этапов работы к стенду «Мы исследователи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...

Конспект образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности На тему «Воздух, воздух он везде…»

Конспект образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности На тему «Воздух, воздух он везде…» для подготовительной к школе группы...

Конспект занятия «Беседа о воздухе» «Воздух»

Цель: познакомить с «воздухом» как фактором, влияющим на здоровье человека.Задачи: познакомить со свойством воздуха, рассказать, какую роль он играет для человека, как можно использовать е...