Конспект занятия опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Желнова Мария Леонидовна

Занятие разработано с целью: формирование представлений о воздухе и его свойствах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_svoystva_vozduha.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему « Свойства воздуха»

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.

Обучающие задачи:


• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 
•      Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:


• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой

Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями.

А чтоб узнать, что будем исследовать, отгадайте загадку.

Загадка

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!  (воздух).

Для чего нам нужен воздух?

Давайте сделаем глубокий вдох а затем выдох. Что мы с вами сделали?

Ребята, а вы видите воздух?

Я тоже его не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим?

А какого он цвета?

Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух прозрачный, бесцветный, но он вокруг нас, предлагая провести несколько опытов!  

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком). Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? 
Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? 
(ответы детей). На столах у нас фонарики. Ребята, давайте посветим на пакет. Что вы увидели? 

Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. 
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух внутри и вокруг нас». 

 Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? 

Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет».

(Дети поочередно кладут в тазик с водой стеклянные шарики, железные мелкие предметы, пробки, поролоновый мячик др. предметы. И наблюдают какие из них тонут, а какие плавают). Молодцы, ребята! Теперь мы можем сделать вывод, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать, а в которых нет воздуха тонут.

Физкультминутка: 

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты,

Вправо – влево, влево – вправо,

Клонятся цветы и травы

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Выше, веселей вот так

Переходим все на шаг

Вот и кончилась игра

Заниматься всем пора!

Опыт 3. Движение воздуха.

Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и тд.). Ветер – это движение воздуха.

 Я предлагаю вам,  увидеть и почувствовать движение воздуха.  Давайте подуем на небольшие и легкие предметы и увидим, как они двигаются.

Возьмите веера и помашите ими перед лицом. Что вы чувствуете?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель:   А еще я предлагаю поиграть в игру « Веселое перышко». Мы будем дуть на наши перышки и посмотрим у кого дольше и выше будет летать перышко.

Опыт 4. Чем пахнет воздух?

 Как можно почувствовать запах воздуха?

Сам воздух не имеет запаха, но переносит их. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили. Или мы можем услышать запах духов или др. пахучих веществ.

Вывод: воздух не имеет запаха, но переносит запахи.

Опыт 5.  Можем ли мы услышать воздух?

 На самом деле, звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.

Давайте с вами возмем свистульки и подуем в них. Что же происходит?

Так же мы может услышать воздух и другим способом  (воздух, издаваемый  из резиновой игрушки,  музыкально – духовые инструменты).

Вывод: звук возникает при быстром движении воздуха.

Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших исследований и проведенных опытов  мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

- что воздух постоянно нас окружает; 

- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; 

- что воздух легче воды;

 - что воздух есть внутри предметов;

 - что воздух есть внутри людей.

- что чистый воздух не имеет запаха, но может его передавать.

- что ветер – это движением воздуха. Воздух можно услышать.

Что вам сегодня понравилось?

А что вызвало у вас затруднение.

Вы большие молодцы, и сегодня замечательно вели себя на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий опытно-экспериментальной деятельности

опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия опытно- экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы "Ох, водичка хороша!"

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница вода и чудеса из снега"

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница вода и чудеса из снега" во второй младшей группе. Опыты для детей с использованием воды и снега....

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Такая удивительная соль»

Занятие  поможет уточнить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни    человека;  -сформировать  навыки  постановки элементарных опытов и умения делать выв...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект  занятия  опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспер...

Педагогическая находка. Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительный воздух»

Цель: расширять  знания  детей о свойствах воздуха.Закрепить знания о некоторых свойствах воздуха  ( не имеет формы, при нагреваний расширятся, а при охлаждении сжимается, невидим, необ...