Конспект занятия с опытно-экспериментальной деятельностью "Эта удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Желнова Мария Леонидовна

Занятие разработано с целью формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno_eksperimentalnaya_deyatelnost_s_solyu.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ПР с использованием опытно-экспериментальной деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста

 «Эта удивительная соль»

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, области применения и назначении;

- Научить использовать соль, как средство для творчества;

- Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе;

- Научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие:

- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;

- Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы;

- Развивать творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

- Воспитывать потребность заботиться о своём здоровье, соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью.

Ребята, я сегодня утром у нас в группе обнаружила шкатулку. Давайте посмотрим, что там. Какой то мешочек в ней. Ребята может из вас кто-то догадается, что там находится, ваши предположения, что же это может быть? И от кого? (передают мешочек по кругу) ребята я боюсь его открывать, вдруг там что- то опасное или страшное.

О, ребята, я вспомнила, мне же сегодня утром пришло на электронную почту письмо. Может там есть ответ? Давайте откроем письмо и посмотрим.

На экране появляются Фиксики. Да это же Фиксики, и что они нам пишут?

Письмо - Здравствуйте, ребята, вы получили посылочку, в которой лежал мешочек с необычным веществом?

Ответы детей.

Фиксики: - Тогда откройте мешочек и посмотри что внутри!

(Дети открывают мешочек в них находится соль).

Воспитатель. -Ребята, а что это?

Воспитатель. -А для чего нам соль в детском саду? Давайте читать дальше.

Письмо

Фиксики:- Сегодня у Дим Димыча на кухни и в ванной комнате мы нашли это загадочное вещество. А что это за вещество мы не можем разобраться. Поэтому решили послать вам, потому, что нам, сказали, что вы самые умные ребята. Вы поможете нам разобраться и открыть секреты этого вещества?

Фиксики:- А пока вы будете разбираться мы проверим все ли электроприборы у вас в саду исправны. До скорых встреч!

«Сегодня всем вам предстоит немножко стать учёными. В лабораторию пойдёте, и чудо -опыт проведёте, с волшебным минералом –солью».

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти и сесть на стулья и ответить на мои вопросы.

-Ребята, а знаете ли вы, откуда берётся соль, будем узнавать?

Воспитатель: Соль добывается в соляных шахтах (на экран выводятся следующие картинки) вот так они выглядят вся шахта покрыта солью её бурят вот такими бурильными машинами, затем её перевозят на завод и там она перерабатывается, упаковывается и уже попадает к нам на стол.

Где, чаще всего применяют соль? .(на экран выводятся следующие картинки) в медицине, подкормка животных, приготовлении пищи, посыпают солью лёд на улице.

С помощью соли консервируют овощи для длительного хранения.

Ещё соль применяют в медицине. С её помощью люди лечат различные заболевания.

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать солёным воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.

На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд.

Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они её очень любят облизывать.

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде.

Соль не только приносит пользу, она может и нанести вред человеку если её употреблять в большом количестве.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Солёный -несолёный»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, мандарин, рыба, яйцо)

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «не солоно - хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. В лабораториях работают учёные.

Учёные – это люди, которые занимается наукой, проводят опыты, исследуют разные вещи и явления. Чтобы узнать, как эти вещи устроены.

Воспитатель: Ребята, кто работает в лабораториях?

Вот и мы сегодня будем учёными, которые проводят эти опыты.

Давайте посмотрим, с каким оборудованием работают учё ные в лабораториях:

Лупа – это прибор, предназначенный для увеличения и наблюдения мелких предметов.

Пробирка – используется для проведения химических опытов.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

1. Соблюдайте тишину в лаборатории!

2. Не толкайте соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, а потом повтори!

4. Выполнил, на место положи!

5. Будь осторожен!

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов).

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется

-Ребята, мы устали давайте разомнём наши пальчики, сделаем гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

«Мы капусту рубим-рубим»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем- трем,

Мы капусту солим- солим

Мы капусту жмем- жмем,

А теперь пробуем. Вкусная?

Опыт №4 Лавовая лампа

Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Итог занятия : Рефлексия

Ой, ребята пришло письмо от Фиксиков

На экране появляются Фиксики:

- Ребята, как у вас дела? Вам удалось выяснить, что это за вещество хранится на кухни и ванной комнате у Дим Димыча?

Воспитатель: - Ребята, а давайте с вами расскажем Фиксикам, что интересного мы с вами сегодня узнали. А я ваши ответы им напишу и отправлю по электронной почте.

Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество храниться у Дим Димыча?

Дети- соль белого цвета, а по форме в виде кристаллов разной величины.

-Соль растворяется в воде.

-В солёной воде предметы всплывают на поверхность.

- Соль можно окрасить.

Воспитатель:

-Что было вам трудно?

-А что было легко?

-Вам понравилось быть маленькими учеными?

-Фиксики – Теперь мы знаем что на кухни у Дим Димыча есть соль. Вы просто молодцы. Но к сожелению нам пора в другой детский сад. До скорых встреч!

Воспитатель: - Ребята, мне тоже с вами было очень интересно. Вы такие умнички, но и нам тоже пора идти в детский сад.

Послушайте, пожалуйста, что я хочу вам сказать. Мне было приятно с вами трудиться. Вы сегодня прилежно и дружно трудились, и секреты соли вам открылись. Я желаю успеха вам в дальнейших открытиях. Попрощайтесь с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»заятие о том как появилась соль, как ее добывают, для чего она нужна. опыты с солью....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Удивительная соль».

Создание социальной ситуации развития в  условиях опытно – экспериментальной деятельности....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

В круг широкий, вижу яВстали все мои друзья.Мы сейчас пойдём направо,А теперь пойдём налево,В центре круга соберёмся,И на место все вернёмсяУлыбнёмся, подмигнём.Собрались мы снова вместе,Чтобы было ин...

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительная соль»

  Цель:изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение;воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опы...