Беседа по картине В. Васнецова "Богатыри"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Жеребкова Алла Николаевна

Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри.

- Ребята, я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдёте на столе.

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут (кольчуга).

2. Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом (шлем).

3. Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что догадались? Конечно же… (меч).

4. На левой руке у героя висит

Тяжёлый, блестящий и кругленький… (щит).

- Молодцы, отгадали загадки и правильно нашли отгадки.

- Ребята, а кому принадлежат эти вещи? (богатырям).

- Посмотрите, здесь ещё остались картинки богатырских доспехов. Как они называются, знаете?

- Вот это …. (булава). Булава — ударное оружие в виде тяжёлого металлического шара на рукоятке с шипами.

- Как называется это оружие? Палица - ударное оружие, представляющее дубину, часть ствола дерева, суженную в том конце, за который держат рукой.

- Это что за оружие? (лук и колчан со стрелами). Колчан - особая сумка-чехол, в которой носились стрелы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_kartine_bogatyri.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри.

- Ребята, я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдёте на столе.

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут (кольчуга).

2. Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом (шлем).

3. Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что догадались? Конечно же… (меч).

4. На левой руке у героя висит

Тяжёлый, блестящий и кругленький… (щит).

- Молодцы, отгадали загадки и правильно нашли отгадки.

- Ребята, а кому принадлежат эти вещи? (богатырям).

- Посмотрите, здесь ещё остались картинки богатырских доспехов. Как они называются, знаете?

- Вот это …. (булава). Булава — ударное оружие в виде тяжёлого металлического шара на рукоятке с шипами.

- Как называется это оружие? Палица - ударное оружие, представляющее дубину, часть ствола дерева, суженную в том конце, за который держат рукой.

- Это что за оружие? (лук и колчан со стрелами). Колчан - особая сумка-чехол, в которой носились стрелы.

- Чтобы владеть таким оружием, каким нужно быть? (могучим, сильным, метким).

- Скажите, какими качествами ещё обладали богатыри? (смелые, бесстрашные, отважные, храбрые, ловкие).

- Ребята, а хотели бы вы совершить путешествие в далёкое прошлое на богатырскую заставу?

(звучит отрывок из Богатырской симфонии А. Бородина Симфония № 2 си минор, выставляется картина В. Васнецова «Богатыри»)

Воспитатель: Под городом Киевом, в широкой степи стояла богатырская застава- город –крепость. Атаманом там был Илья Муромец, под атаманом – Добрыня Никитич, а есаулом – Алёша Попович. И ездили, богатыри, просматривали пути-дорожки прямоезжие, все окольные да мелкие тропочки, речки быстрые каменистые, тихие заводи, все темны леса да сыры боры. Они смотрели, богатыри, досматривали, как не запустить врага на святую Русь».

Посмотрите внимательно на картину В. Васнецова

Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.

Над ними облака безмолвны.

Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:

Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!

В центре на огромном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын, «богатырь богатырей». Мощь, сила и мудрость чувствуется во всём его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Зорко смотрит он в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены.

- Как вооружён Илья Муромец? (с правой руки свисает тяжёлая железная булава, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копьё).

Воспитатель: одет он в кольчугу железную, на голове шлем. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь кровь проливать напрасно не станет. Стоит под ним богатырский конь, слегка потряхивая бубенчиками под чёлкой. Если он двинется, то кажется, загудит земля от его поступи.

Вот как в былинах описывается Илья Муромец:

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович

Из – под славного города из-под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильёй словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол….

-Кто находится по правую руку от И. М.? (Добрыня Никитич.)

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает имя Добрыня?

- Правильно, Добрыня значит добрый, т. е. удалой, «самый лучший». Он представителен и величав, искусен в боях, может выполнить самое сложное задание. Одет он богато и нарядно. Посмотрите, рукоять меча, ножны и щит у Добрыни каменьями украшены, на щите в центре - знак Солнца. Этот знак призван помогать, богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Его конь, Белеюшка, быстр как ветер. Стоит ноздри раздувает. Видно врага чует.

- Кто же третий богатырь? (Алёша Попович)

Воспитатель: Алёша Попович- поповский сын. Самый молодой из них.

Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. Он держит своё любимое оружие – лук с калёной стрелой. А на боку висят гусли. Он воин и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

- Давайте вспомним, какая основная цель была у богатырей? (не пропустить врага, защитить родную землю).

Воспитатель: А вы хотите быть такими же сильными как богатыри? Подходите все сюда.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков: Показывают силача

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, Имитируют движения

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, и мы, смотри, Поднимаем руки высоко вверх

Станем, как богатыри!

- Ребята, как бы вы назвали эту картину?

- Художник Виктор Васнецов назвал картину «Богатыри».

- Какой богатырь вам нравится? Что бы вы о нём рассказали?

- Как изображены богатыри? (Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности.)

- Что чувствуется во взглядах, позах богатырей?

(Большая сила, готовность в любую минуту сразиться с врагом.)

- Какие чувства вызывает у вас картина? (Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

- Какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам? (Любить и беречь свою Родину.)

- Молодцы, картина «Богатыри» - это памятник воинской славы русского народа. Смотришь на неё и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по картине Т.Яблонской "Тишина" . Старший дошкольный возраст.

РАССКАЗ-БЕСЕДА  о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.Знакомство детей с творческим процессом создания картин: картина передает мысли художника, его чувства...

Беседа о картине "Березовая роща "И.И. Левитана

Беседа о картине И.И. Левитана "Березовая роща" с детьми старшей группы детского сада...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Беседа по картине"

В данном  конспекте дано описание занятия по обучению составления рассказа по картине....

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе Познание- Беседа по картине И.И. Левитана «Одуванчики, Рисование- Аппликация с элементами рисования «Чудесное превращение моей семьи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Беседа по картине

Встреча с героями картины В. Васнецова "Алёнушка"...