Пересказ В.В. Бианки "Первая охота"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Маскова Алина Анатольевна

Цель:
Обучение связному последовательному пересказу текста с на­глядной опорой в виде графических схем, отображающих последо­вательность событий.

Образовательные задачи:

  • Активизировать и расширять словарь детей по теме «Насекомые».
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.
  • Упражнять в составлении план пересказа текста при помощи графических схем.
  • Закреплять навык подбора признаков к предметам и употребление синонимов.
  • Закрепление навыков грамматически правильного оформле­ния высказывания

Развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативные и речевые навыки (грамматически правильное оформле­ние высказываний)
  • Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  • Формировать доброжелательность, инициативность.
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Воспитывать интерес к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bianki_pereskaz.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Образовательные задачи:

  • Активизировать и расширять словарь детей по теме «Насекомые».
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.
  • Упражнять в составлении план пересказа текста при помощи графических схем.
  • Закреплять навык подбора признаков к предметам и употребление синонимов.
  • Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания

Развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативные и речевые навыки (грамматически правильное оформление высказываний)
  • Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  • Формировать доброжелательность, инициативность.
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Воспитывать интерес к природе.

 Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная.

Методические приемы:
чтение, рассматривание иллюстрации; беседа; подбор графических схем (моделирование); лексико-грамматические упражнения по тексту; загадки; чтение рассказа; сюрпризный момент.

Активизация словаря: насекомые, гусеница, крошечная, едкая, замереть, пальнуть, забиться, притаиться, отличать.

Оборудование:
сюжетные картинки по произведению, графические схемы для пересказа, текст загадок, адаптированный текст рассказа, магнитная доска, магниты, раскраски по теме «Насекомые», аудиозапись.

Предварительная работа:
чтение рассказа В. Бианки «Первая охота», повторение лексической темы «Насекомые», работа с графическими схемами.

Ожидаемые результаты:

Дети выстраивают графический план рассказа, последовательно пересказывают текст.

На вопросы дети дают полные и развёрнутые ответы.

Индивидуальная работа: Кирилл Р. – отвечает на вопросы распространёнными предложениями, Рита С. – интонационно-выразительно оформляет  высказывания.


1
) Организационный момент. Создать положительный настрой. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Под музыку «Встаньте, дети, в круг..» - дети встают в круг и под слова песни, выполняют движения.

Настроение у нас отличное,

А улыбка - дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам уже заниматься пора.


Педагог предлагает детям отгадать загадки:

 Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

На поляне, зноем опаленной,

Спрятался в траве скрипач зеленый.

Он сидит и на зеленой скрипке

Песенку выводит без ошибки. (Кузнечик)

Некрасивая я,

Крыльев нет у меня.

Но я в нити завернусь,

В бабочку я превращусь (Гусеница)

Не жужжу, когда сижу,

 Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вволю нажужжусь. (Жук)

Я летаю, как хочу

Боком, взад, вперёд лечу.

Есть огромные глаза

Я летунья …(стрекоза)

После того, как дети отгадали загадки, спросить, как можно назвать одним словом бабочку, кузнечика, жука. Дети называют обобщающее слово «насекомые».

2)Чтение рассказа. Формировать действия целенаправленного восприятия и анализа текста.
- Мы с вами недавно читали рассказ В.Бианки «Первая охота» и сейчас я напомню вам историю про маленького щенка, прочитав коротенький отрывок.

Беседа по тексту. Развивать диалогическую речь. Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.

Куда выбежал щенок? (Щенок выбежал на луг.)
Кого он увидел на лугу? (Он увидел на лугу насекомых.)
Что делали кузнечики, гусеницы, бабочки? (Кузнечики в зеленой траве прыгали, гусеницы по веткам ползали, бабочки по воздуху летали.)
Что случилось с насекомыми, когда щенок бросился их ловить? (Все насекомые спрятались.)
Где притаились кузнечики? (Кузнечики в зеленой траве притаились.)
Где замерли гусеницы? (Гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличить.)
Как спрятались бабочки? (Бабочки сели на деревья, крылья сложили, не разберешь, где кора, где листья, где бабочки.)
Кто не испугался щенка? (Крошечный Жук-бомбардир не испугался щенка.)
Как Жук-бомбардир защищался? (Жук остановился и пальнул в щенка летучей едкой струйкой прямо в нос попал.)
Что сделал щенок от испуга? (Щенок взвизгнул, хвост поджал, да в свою конуру убежал.)

Лексико-грамматическое упражнение по тексту.

Дидактическая игра «Скажи по - другому».  Упражнять в подборе и употреблении синонимов.

-Какие трудные (непонятные) слова вам встретились (вы услышали) в рассказе?

-Как вы понимаете: крошечная - очень маленькая; едкая  жидкость - которая щиплет; замереть - перестать двигаться; пальнуть - выстрелить; забиться - спрятаться; притаиться - спрятаться, замереть; отличать - видеть разницу.

Дидактическая игра «Подбери признак». Актуализировать словарь по теме «Насекомые», закрепить навык подбора признаков к предметам.

Кузнечик какой? (Зеленый, длинноногий, поющий, стрекочущий, стройный, усатый, крылатый, веселый, звонкий, большой, маленький.)
Бабочка, какая? (Нарядная, красивая, красная, голубая, пестрая, легкокрылая, разноцветная, порхающая, усатая, большая, маленькая, нежная.)
Гусеница, какая? (Толстая, неуклюжая, неповоротливая, прожорливая, медлительная, зеленая, пестрая, разноцветная, лохматая, пушистая, страшная, большая, маленькая.)

(Игра «Составь предложение». Восстановление текста рассказа по иллюстрациям.

Педагог предлагает детям выбрать иллюстрацию к рассказу и составить по ней предложение.)

 Динамическая пауза. Танцевальная пантомима «Цветок»

Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной памяти.
Я сейчас прочитаю рассказ ещё раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

Составление графического плана рассказа. Формирование логической цельности речи.
Дети выстраивают графический план рассказа, подбирая схемы в нужной последовательности.

Пересказ рассказа по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.

 Ребята‚ мы верно составили с вами схемами этот рассказ? (Ответы детей)

— Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно.

- Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

— Кто продолжит?

— Кто может рассказать историю сначала до конца?


Дети пересказывают рассказ по цепочке, парами или индивидуально.

3)Рефлексия. Дифференцированная оценка деятельности детей.

-Как называется рассказ, отрывок из которого вы пересказывали? Кто его автор?

-Чей пересказ вам понравился и чем?

-Кто что забыл рассказать?

-Что вызвало затруднения?  Почему?

Вручение раскрасок с изображением насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация П. И. Чайковский "Охота" сентябрь

Презентация из цикла П. И. Чайковского "Времена года"...

Авторская подвижная игра "Охота на песца"

Подвижная игра для детей дошкольного возраста....

Занятие по аппликации в старшей-подготовительной группе, Тема недели: Животные жарких стран Тема занятия: «Охота львов на жирафов»

Программное содержание:ПознаниеЗакреплять и углублять знания детей о животных жарких стран: какие виды животных там обитают, как приспосабливаются к жизни в данных условиях. Воспитывать интерес ...

Игра - приключение "Охота за сокровищами"

Конспект игры - приключения "Охота за сокровищами" - путешествие по морю, джунглям, тоннелям за заветными сокровищами, помогающая развиватьу детей фантазию, находчивость, умение помочь в трудную минут...

Конспект по организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе девочек «Подготовка детей к пересказу рассказа «Первая охота» по В. Бианки»

Конспект организованной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бианки.)

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой  в виде графических схем, отображающих  последовательность событий....