Конспект ООД ознакомление с окружающим миром "Обобщение зимы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карпова Елена Игоревна

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Обобщение зимы».

Цель: создать условия для систематизации знаний о зиме.

Образовательные задачи:

- закрепить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе зимой;

- продолжать учить детей работать в группах – слушать и задавать вопросы.

Развивающие задачи:

- развивать у детей умение составлять небольшие по объёму рассказы;

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- побуждать в умение включаться в совместную игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_okruzhayushchim_mirom_obobshchenie_zimy.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Обобщение зимы».

Выполнила: Воспитатель Карпова Елена Игоревна.

Программное содержание:

Цель: создать условия для систематизации знаний о зиме.

Образовательные задачи:

- закрепить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе зимой;

- продолжать учить детей работать в группах – слушать и задавать вопросы.

Развивающие задачи:

- развивать у детей умение составлять небольшие по объёму рассказы;

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- побуждать в умение включаться в совместную игровую деятельность.

Тип занятия: занятие закрепления раннее приобретенных знаний.

Продолжительность: 25 минут.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Материал и оборудование: картинки с изображением объектов живой и неживой природы, зимних видов спорта, таблица «Зима» с пустыми окошками.

Предварительная работа: беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, зимних праздниках, о жизни растений, животных и людей зимой; рассматривание дидактических картин на темы «Покормим птиц зимой», «В зимнем парке», «Зимние развлечения»; рассматривание пейзажных картин о зиме в творчестве разных художников: И.И. Шишкин «Зима», С.Ф. Шишко «Парк зимой»; чтение детям рассказов о зиме, разучивание стихотворений.

Методы и приемы работы с детьми:

наглядные: метод: демонстрация наглядных пособий (иллюстрации);

словесные: метод: беседа; прием: вопросы, объяснение;

практические: метод: элементарный опыт.

Ход ООД

I. Вводная часть.

Приветствие.

Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение?

Взявшись за руки с закрытыми глазами я здороваюсь с вами не словами, а с помощью рук. Сейчас я дотронусь до того, кто стоит справа от меня. Он примет мое приветствие и передаст дальше, пока мое приветствие не вернется ко мне.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Тему нашего сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки.

Игра «Разрезные картинки-зима».

На столе разложены части картинок. 

Воспитатель: Подойдите, ребята, к столу и возьмите каждый по части картинки. А теперь начинаем складывать картинки. Как думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на занятии? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, о зиме. Зима, к сожалению, заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили об этом замечательном времени года.

Воспитатель: Ребята, сначала я хочу задать каждому из вас по одному вопросу. Прежде чем отвечать на мои вопросы, давайте вспомним правила:

-отвечаем полным ответом на вопрос;

-не перебиваем;

-не кричим.

У кого в руке снежок окажется, тот и отвечает на мои вопросы.

«Снежок катаем, на вопросы отвечаем».

Педагог задает вопросы о зиме по очереди каждому ребёнку.

1. Назовите, зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
2. Назовите месяц, который год кончает, а зиму начинает? (декабрь)
3. Назовите, самый короткий зимний месяц? (февраль)
4. Назовите самый холодный месяц в году? (январь)
5. Чем похожи медведь и ёж зимой? (спят)
6. Скажите, можно ли увидеть одинаковые снежинки? (нет, они все разные)

7. А какое время года было перед зимой? Какое после зимы? (осень, весна)
8. Как называются ягоды, которыми зимой питаются снегири? (рябина).

Дети садятся на стульчики.

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, мы так много с вами говорили о зиме, о животных зимой, о зимних видах спорта. Я уверенна, что сможем рассказать о том, что мы знаем о зиме.

А рассказать о зиме нам поможет схема, состоящая из восьми окошек, которые вы, ребята, сейчас поможете заполнить при помощи картинок.

Педагог демонстрирует схему, на которой расположены восемь пустых окошек. На столе у детей лежат картинки с изображением объектов живой и неживой природы, зимних видов спорта, которые дети будут наклеивать в пустые окошки выполняя задание педагога.

Первое окошко – солнце. Какое зимой солнце? 

Дети: зимой солнце неяркое, оно светит, но не греет.

Второе окошко – небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? 

Дети: небо серое, хмурое, часто идет снег, он покрывает землю, деревья, дома.

Третье окошко расскажет нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. 

Дети: зимой земля покрыта снегом, нет ни травки, ни цветов, а реки, озера замерзают, покрываясь льдом.

В четвертом окошке –деревья. Что происходит с деревьями зимой? 

Дети: листья на деревьях и кустарниках опали; деревья покрыты снегом, как снежным одеялом; снег надежно защищает растения от холода.

В пятом окошке – одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? 

Дети: зимой люди надевают теплую одежду: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки.

Шестое окошко - жизнь диких  зверей. Как же зимуют дикие животные?

Дети: медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей.

Седьмое окошко – поведение птиц. Что мы знаем о поведении птиц зимой? 

Дети: Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть.

Воспитатель: Поэтому зверей и птиц зимой надо подкармливать. Для этого люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту.

Восьмое окошко рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. Кто расскажет о них?

Дети: самый веселый зимний праздник – Новый год. В декабре дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками; в январе – Рождество; в феврале – день Защитника Отечества. Еще зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки, строят снежные крепости.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много интересного вы рассказали о зиме. И, благодаря схеме, рассказ получается интересный. Мы сейчас объединим все ваши высказывания  вместе и желающие смогут рассказать о зиме самостоятельно.

Но сначала отдохнем чуть-чуть, поиграем на снежной полянке (дети встают в круг).

Подвижная игра «Бывает – не бывает». Дети встают в круг.

Воспитатель: Я вам зачитываю приметы зимы,  если вы согласны со мной, хлопаете в ладоши два раза, если не согласны – топайте ногами два раза.

Начинаем:

Падает снег.
Летают бабочки.

Загорают на пляже.
Метёт метель.
Цветут одуванчики.
Наряжают ёлку.
Рисуют мелом на асфальте.
Замерзают реки.
Катаются на санках.
Играют в снежки.
Катаются на велосипеде.

Лепят снеговика.
Тепло одеваются.
Играют в песке.
Лепят снеговиков.
Встречают Новый год.
Купаются в море.
Строят снежную горку.
Зеленеют листья на деревьях.
Падают снежинки.

Воспитатель:  Ну,  вот мы и поиграли на снежной полянке.

Дети садятся на стулья.

А теперь послушаем рассказы детей о зиме. Поможет вам составить рассказ наша таблица. Вы посмотрите на неё и вспомните о чём каждый из вас сейчас говорил. Рассказу нужно дать название. А начать его можно со слов «Зима…».

(Проводится  рассказывание о зиме  по схеме, один ребенок рассказывает,  дети могут дополнять, заслушиваются 2 рассказа )

Воспитатель:  Спасибо, ребята,  рассказы ваши получились очень интересные.

А сейчас мои ребятки

Загадаю вам загадки

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек —

Этот пух зовется. (снег)

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой. (снежинки)

Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал. (мороз)

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий. (лед)

Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны. (снежки)

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Шерстяные. (рукавички)

III Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше занятие, о чём мы с вами сегодня говорили?

Ответы детей

Воспитатель: А завершим мы наше занятие стихотворением :

В тени ещё лежит снежок,

Но скоро, очень скоро

Он превратится в ручеёк

У нашего забора.

И будет весело журчать,

И вдоль дороги виться,

И станет рядышком скакать

Весёлая синица! Е. Долгих

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети: О весне! Скоро наступит весна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)

уточнить  представления о видах  зимующих птиц;закрепить понятие «зимующие» птицы.учить выслушивать ответы товарищей;активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы...

конспект НОД Ознакомление с окружающим "Путешествие по зиме"

конспект разработан Фетисовой Ларисой Николаевной воспитателем второй квалификационной категории МБДОУ №24 "Космос" г.Сургут Тюменская обл....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Гостья зима"

1. Закреплять представления детей о признаках зимы.2. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».3. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Зима в городе"

В конспекте НОД представлен материал ,позволяющий расширить представления детей о признаках зимы, о зимних развлечениях детей...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром " Зимующие птицы" в средней дошкольной группе

Актуальность занятия на тему «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, приносят людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится зна...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы"

Конспект для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе«Зимующие птицы» Программное содержание : ·         дать знания детей о зиму...